В интернет-магазинах, в том числе сделанных на готовых решениях 1C-Битрикс, часто неправильно реализован функционал быстрого заказа «Купить в 1 клик». Речь пойдет не о количестве полей в форме, не о цвете кнопки, а о технической реализации – том, как полученные заказы сохраняются на сайте и как менеджер интернет-магазина ведет с ними дальнейшую работу.
Статья о Битриксе, потому будет вам полезна, только если вы с ним уже знакомы или планируете делать на нем ваш новый интернет-магазин.
Кратко, основная мысль, для тех, кому лень читать всю статью:
Если у вас на сайте есть кнопка «Купить в 1 клик», то заказы, поступившие от покупателей, воспользовавшихся этой кнопкой, должны падать в общий список заказов. Туда же, куда сохраняются заказы, оформленные обычным способом.
Перечислю минусы реализации, когда «быстрые заказы» хранятся в инфоблоке
Сумма заказа не будет учитываться при расчете накопительной скидки
Если в магазине есть накопительные скидки, которые рассчитываются для покупателя от суммы всех его заказов (или сделанных за какой-то период), то заказы, хранящиеся в инфоблоке, (сделанные в 1 клик) не будут учитываться при начислении клиенту скидки. Почему? Потому что для хранения заказов в Битриксе есть специально отведенное место, которое так и называется «Заказы». Только там расположенные заказы, учитываются стандартным функционалом для начисления накопительных скидок. Если разработчики решили хранить заказы в инфоблоках, веб-формах или просто отправлять менеджеру магазина на почту, то не стоит ожидать, что покупателю суммы из этих заказов зачтутся при формировании накопительных скидок.
Заказ не «приклеивается» к профилю пользователя
В Битриксе есть удобная возможность склеивать заказы с профилем пользователя, если он не авторизован, но уже делал заказ.
Это полезная фича, позволяет не заставлять посетителя вспоминать пароль, чтобы авторизоваться на сайте. Его заказ будет приклеен к его профилю без необходимости авторизоваться, соответственно, будет учитываться в накопительных скидках. Так вот, если заказы хранятся в инфоблоках, то склеивать их с профилем пользователя бессмысленно – это ничего не даст.
Пользователь не увидит в Личном кабинете свои заказы, сделанные «в 1 клик»
Клиент не увидит в вашем интернет-магазине в Личном кабинете свои заказы, сделанные им в 1 клик. Это так, по той же причине, что два предыдущих пункта. Стандартный функционал битрикса работает только со стандартными заказами. Если разработчик решил складывать «быстрые заказы» в инфоблоке (вместо того, чтобы хранить их, как полагается, в заказах), ненужно удивляться что их не видно в Личном кабинете.
Не отправляются уведомления пользователя при смене статуса их заказа
Когда у заказа меняется статус (принят, подтвержден, отправлен и др.), пользователь получает об этом уведомление на е-мейл. У заказов, хранящихся в инфоблоках статусов, нет, значит, уведомлений о смене статуса заказа тоже быть не может. Понятно, что доработать это несложно. Но лучше не тратить время и деньги на приматывание скотчем роликов к костылям, а направить силы на устранение основной проблемы и сделать хранение заказов правильно.
Прочие неудобства из-за хранения заказов в инфоблоках
- Заказы, хранящиеся в инфоблоке, не будут синхронизированы с 1С.
- Количество товаров придется уменьшать вручную. Количество позиций, заказанных/ оплаченных товаров автоматически не уменьшится, менеджеру придется делать это на сайте вручную. Понятное дело, при этом появляется вероятность ошибки.
- Не видно подсказок для менеджера, что пользователь смотрел до покупки. В 1С-Битрикс (редакции Бизнес) есть вполне полезный функционал, который позволяет менеджеру видеть, какие товары клиент смотрел до того, как оформить заказ. Используя его, менеджер может лучше понимать потребности клиента и более предметно обсуждать с ним его заказ, давать более конкретные рекомендации. Но это возможно, только если заказы, оформленные в 1 клик, складываются в «Заказы» а не в инфоблок (т. е. если разработчик не поленился, а сделал как нужно).
- Также не будут работать другие фичи битрикса, завязанные на заказы, например, «Пульс конверсии».
Менеджеру неудобно работать с заказами, хранящимися в инфоблоках
Почти все вышеперечисленные проблемы можно решить, если заставить менеджера интернет-магазина вручную пересоздавать заказы, которые клиенты сделали при помощи кнопки «Купить в 1 клик». Часто именно этот вариант и выбирают от безысходности.
Функционал, на написание которого программист может один раз потратить 3-4 часа, при ручной работе будет отнимать у менеджера десятки часов в неделю, в зависимости от количества заказов, оформленных в 1 клик. Понятно, что это время менеджер мог бы потратить с большей пользой для интернет-магазина.
Как сделать правильно?
Заказы, сделанные в «1 клик» должны сохраняться в общий список заказов, для дальнейшего дооформления менеджером (т. е. заказы в 1 клик храним там же где все заказы, а не отдельно в инфоблоке).
Делаем примерно так: (можно этот кусок и показать программисту, этих рекомендаций ему должно быть достаточно):
- Если пользователь, который сделал «Заказ в один клик», был авторизован, то при сохранении заказа указываем все данные, которые имеются о пользователе. Например, если ранее он делал заказ через корзину с указанием своих данных, то сохраняем все данные в новом заказе, сделанным через кнопку «Купить в один клик». Так мы упростим работу менеджеру. Ему нужно будет эти данные у клиента только подтвердить и поправить лишь те, которые изменились.
- Если пользователь делал заказ не авторизованным, то:
- Проверяем, есть ли указанный при заказе пользователем телефон в базе (в профилях покупателей) или нет.
- Если есть, то прикрепляем новый заказ к пользователю с этим номером телефона (это нужно, чтобы при расчете накопительных скидок учитывались и заказы в один клик, а также чтобы покупатель видел их в Личном кабинете наряду с другими заказами).
- Если пользователя с таким номером телефона нет — создаем нового пользователя.
- При создании нового пользователя, логином делаем указанный им номер телефона.
- Е-мейл генерируем. Это обязательное поле, без него создать пользователя не получится, поэтому для начала придется сгенерировать временный е-мейл, например, "номер_телефона_клиента@vash-site.ru". В дальнейшем, при подтверждении у клиента заказа по телефону, менеджер должен спросить у него реальный е-мейл и заменить им временный е-мейл.
- Если у вас на сайте используется автоопределение города, то при сохранении заказа, в заказ добавляем город посетителя (если он его подтвердил). Если не подтвердил, то не добавляем. Эта мелочь, можно ее и не делать. Но это тоже немного упростит менеджеру работу по дооформлению заказа.
- Проверяем, есть ли указанный при заказе пользователем телефон в базе (в профилях покупателей) или нет.
Использование «быстрого заказа» в корзине
При проектировании сайта не всегда учитывают важную особенность покупки в 1 клик.
Когда покупателю нужно приобрести зараз несколько товаров, он, не слишком разбираясь в тонкостях покупки в интернете, будет на каждый товар оформлять заказ в 1 клик, полагая что так быстрее.Если на сайте товар недорогой и его часто покупают по нескольку штук или ассортимент такой, что покупают зараз несколько наименований товара (шампунь, зубную пасту, мыло), то на таком сайте традиционная кнопка «Заказать в 1 клик», расположенная на каждой карточке товара, будет неудобной в использовании для покупателя и будет снижать средний чек.
Это неудобно не только клиенту, но и менеджеру. Клиенту придется повторять одно и то же действие для покупки каждого товара (вводить номер телефона).
При этом менеджеру магазина придет по одному заказу на каждый товар (заказал клиент 5 товаров, и вместо одного заказа на 5 товаров менеджеру придет от одного клиента 5 заказов по одному товару).
Чтобы такого не было, в магазинах, в которых большая часть заказов состоит из нескольких товаров (а не из одного), стоит делать «покупку в один клик» не на каждой карточке товара, а только в корзине.
Покупатель накидает в корзину товары и не заморачиваясь на полноценное оформление, сможет заказать всю корзину в 1 клик. В такой реализации удобно всем и клиенту, и менеджеру. Но, повторюсь, не во всех магазинах такая реализация целесообразна.
Итог
Если вы решили самостоятельно писать ТЗ на разработку своего интернет-магазина – не забывайте про правильную реализацию «Быстрого заказа». Это важный функционал, от правильной реализации которого зависит сумма чека, конверсия в заказы, удобство и эффективность работы менеджера магазина.
К сожалению, многие разработчики, в том числе готовых решений для маркетплейса, игнорируют недостатки хранения «быстрых заказов» в инфоблоке. Обговаривайте с ними заранее, что «заказы в один клик» должны храниться вместе с заказами, оформленными через корзину.