12 шагов героя-продакта. Как становятся продактом и к чему быть готовым на этом пути

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Привет, меня зовут Ира Баринская, я строила и развивала продуктовое сообщество Сбера и создала подкаст «Настоящий продакт». О нем я и хочу поговорить с вами.

Но сначала в нашу статью на минутку ворвётся Джозеф Кэмпбелл, исследователь мифологии и автор книги «Тысячеликий герой». Если коротко, в своём исследовании он выделил типичный «путь героя». Этот путь состоит из 12 шагов и отлично прослеживается в любом героическом эпосе.

Именно по этим шагам мы и пройдёмся. В конце концов, по мотивам работы продакт-менеджера можно написать героический эпос не слабее «Одиссеи».

Итак…

1-й шаг: ваш повседневный мир

Вы спокойно (или не очень) живёте своей жизнью. Периодически в вас залетает разная информация о чужом мире – например, о каких-то странных людях, которые зовутся продакт-менеджеры или просто продакты.

Пока что эта информация колышет ваше воображение не более, чем премиум-подписка на Ютуб, но так или иначе она потихоньку оседает в вашей голове. И какой-то очередной кусочек поступившей информации подтолкнёт вас на…

2-й шаг: призыв к изменениям

Что-то случилось. Например, вы узнали, сколько зарабатывает продакт. Или вам поступил ошибочный оффер, на который вам стало обидно отвечать отказом.

Да мало ли что произошло. Просто вы начали чуть больше изучать новую для себя тему продакт-менеджмента.

Вы понимаете, что продактам приходится много всего знать и уметь, они постоянно учатся, у них близкая к максимальной скорость обработки информации. «У них всё по-продуктовому». Такие Илоны Маски, только чуть поменьше масштабом.

Если эта картина выглядит для вас скорее привлекательной, чем пугающей – вы, вероятно, между делом продолжите изучение этой темы, но пока без конкретных целей.

Вы быстро поймёте, что мир продактов более открыт, чем мир разработчиков. По этому пути можно войти в IT без знания хотя бы одного языка программирования (хотя с ним всё равно лучше). Конечно, у многих продактов технический бэкграунд. Но только на первый взгляд.

А на второй – оказывается, что IT-бэкграунд есть примерно у 40 % продактов – меньше, чем у половины. Спросите любого хорошего продакта, можно ли прийти в профессию, скажем, из маркетинга, и он ответит: «Всё реально, иди учись».

Вернёмся к пути героя.

Любопытно, что вам необязательно платить деньги, чтобы продолжить идти по пути продакта. Да, есть курсы, которые говорят: «Иди к нам, и за сколько-то месяцев ты станешь продактом». Но помним главную ценность любых курсов: они помогают ленивым людям заставить себя учиться.

Если знаете за собой лень – прекрасно, что отдаёте себе в этом отчёт, и в этом случае не просто гуглите, а идите себе на курсы, только выберите нормальные. Если же вы предпочитаете лени что-то из других пороков, то смело идите искать информацию и наставников бесплатно.

Есть уже готовые сообщества продактов вокруг ProductCamp, ProductSense – просто в формате чатов в телеграме. Ссылки на них не даём, и не потому, что вредные. А чтобы вдруг не натолкнуть ленивых не на тот путь.

Когда найдёте их, просто мониторьте. Смотрите лекции, видео, читайте посты, слушайте выступления. Кто-то вам зайдёт, кто-то нет, это нормально. Вы будете ловить тех, чьи слова и манера подачи откликаются у вас, будете искать другие материалы от них и впитывать опыт.

За месяц можно погрузиться на уровень общего понимания темы и терминологии. Грубо говоря, на собеседование на позицию джуна без опыта идти уже можно. И вот где-то через месяц как раз ждите…

3-й шаг: отказ от зова

«Я никогда этого не пойму, зачем я вообще начал(а) на это тратить своё время…». И это нормально.

Говорят, что синдром самозванца может принимать даже такую форму: «Вот у всех настоящий синдром самозванца, а у меня так, жалкое подобие. Это всё потому, что я бездарность».

Выдыхаем, смотрим на мир. Понимаем, что никто не приходит в профессию сразу умным и образованным. Большая часть тех умных людей, которых вы слушаете и читаете, несколько лет назад не знали вообще ничего о продакт-менеджменте.

И тут либо герой пойдёт дальше, либо скажет: «Нет, волшебник, иди ты сам куда-нибудь с кольцом этим». Нормальная вилка.

И очень хочется сказать тем, кто оказался на этой вилке. Вы не выбираете, стать героем или нет. Вы выбираете, пойдёт ваш герой по одному пути или по какому-то другому.

Один не лучше другого. Просто они разные. Один вам подойдёт, другой – нет.

И дальше, если вы решили продолжать, вас ждёт… 

4-й шаг: встреча с волшебством

На вас начнут сыпаться варианты и возможности. На самом деле их вряд ли будет больше, чем раньше, просто вы начнёте их замечать, а порой и создавать.

Скорее всего, у вас появится наставник. Им даже может быть один из вдохновляющих вас продактов, которого вы читаете и слушаете. И более того, наставников может быть больше одного, необязательно выбирать единственного.

Скорее всего, на этом этапе вы найдёте выход на живого человека-продакта, который будет готов с вами пообщаться. Общайтесь. Задавайте самые глупые из вопросов, которые приходят вам в голову.

Отступление. Попробуйте вспомнить, когда вы последний раз читали сложный материал или слушали лекцию. Вам было интересно поначалу, но в какой-то момент интерес пропал, больше не хочется вникать и почему-то материал с каждой минутой становится всё более непонятным.

Гарантируем, что это началось по той причине, что в один момент вы пропустили всего одну новую для вас вещь – термин, правило или логическую связку.

И вот глупые вопросы – они как раз про эти простые вещи. Что-то упустишь вначале – потом будет всё труднее делать вид, что разбираешься.

Если вы продолжите учиться, в определённый момент в полной мере случится четвёртый шаг на пути героя – встреча с волшебством. И, скорее всего, этим шагом будет начало работы в роли продакта-джуна или, по крайней мере, в близкой сфере.

И с этого момента всё будет очень, очень быстро ускоряться. Потому что вы перешли на…

5-й шаг: переход через порог повседневного мира

Вам придётся заново осваивать новую сферу. Скорее всего – новое место работы. Может быть – и новый формат работы. Новый коллектив.

И главное, что вам поможет – это…

6-й шаг: осознанное исследование союзников и противников

По пути вам будут встречаться союзники, но они, в общем-то, были и раньше, в виде наставников.

А синдром самозванца крепчает лютыми темпами. Крепчает страх, всё чаще напоминает о себе недостаток знаний, неуспехи, сомнения, что вы вообще ступили на верный путь.

И вновь – отступление.

Наверняка многие из вас когда-то (а может, и сейчас) играли в других героев. Не Кэмпбелловских, а «меча и магии».

И вот находите вы на карте какую-то приятную кучку, подходите к ней, и у вас спрашивают: «Что выбираете, золото или опыт?». И, думаем, вы помните, как тяжело было качаться, если каждый раз слушать жабу и выбирать золото.

Вот так же и здесь. Вы пока в начале пути, и сталкиваясь с «драконами», вы выбираете и набираете опыт. Он пригодится. А в процессе его получения помните: «Обнимите себя, погладьте по плечику, вы у себя один такой сладкий пирожочек».

Дополнительно к этому постарайтесь включить в своё окружение не просто тех ребят, кто разбирается в теме, но вместе с тем ещё и людей эмпатичных, способных вас понять и поддержать. Причём в идеале – найдите их пораньше.

Люди разные – вам будут попадаться и откровенные негативщики, и зазнайки, и скептики, и выгоревшие персонажи. Представьте свои эмоции, если в течение 2–3 дней так совпадёт, что вы будете общаться только с такими. А теория вероятности вполне это допускает. И тогда, если будет не на кого опереться, велик риск закончить, едва начав.

Если вы всё сделаете правильно и этого не случится, то привет переход на…

7-й шаг: приближение к внутренней пещере

Прошла пара-тройка месяцев на новой работе.

Вы успешно прошли первую часть пути. У вас начинает получаться, вы решили уже многие из проблем, которые просто убивали вас как новичка.

У вас меняется мировоззрение. Вы уже примерили на себя роль продакта и стали немного по-другому думать и действовать. Вам ещё далеко до истории «всё по-продуктовому», но всё же.

Любопытно, что примерив шкуру продакта, вы получаете не только приятный опыт, но и шишки. Вы кругом виноваты, именно вас дёргают, если что-то идёт не так, у вас нет окна в расписании не то что на обед, но и на перекур. Иногда складывается впечатление, что вас вообще ненавидят.

И вы, собрав в кучку всю мотивацию пока ещё неофита, решаете: ну нет. Просто люди, наверное, всегда работали с плохими продактами, вот так ко мне и относятся. Но я-то буду хорошим. И вот он…

8-й шаг: самое большое испытание

Для большинства продактов самое большое испытание в их карьере – не сложная команда, не корявая система взаимодействия и даже не стейкхолдер со своими непонятными хотелками.

Это симбиоз двух испытаний: понимание, что у него не получится стать для всех хорошим, и выбор первого на самом деле крутого продукта.

Начнём, пожалуй, с первого – понимания, что хорошим для всех не будешь.

Все мы живём по теории ограничений: находим ключевые ограничения, их устраняем и живём ну вот исключительно по схемам win-win (скупая слеза катится на клавиатуру). В жизни же, как правило, мы не настолько круты, компетентны и богаты временем, чтобы так и действовать.

Поэтому управление продуктом и всеми проектами, связанными с ним, зачастую сводится к поискам компромиссных, достаточно хороших решений.

При этом продукт будет жить и развиваться, но все заинтересованные стороны (разработчики, стейкхолдеры, тестирование, DevOps, пользователи и все остальные) будут жить в состоянии невыносимой прелести упущенного шанса. И угадайте, кого они будут видеть виноватым в этом?

Не так здорово уже выглядит роль продакта, как она виделась на первых шагах.

И ладно бы только в этом было большое испытание, но нет. Есть ещё вторая часть – выбор того самого проекта.

На примере нашего героя, Ирины Баринской, это был подкаст про продакт-менеджмент для новичков и с точки зрения новичка. Понятно, что была куча сложностей – и с тем, чтобы запустить работу, и с тем, чтобы держать её в руках, не давая всему развалиться.

Но в один момент, если вы не сдались и сдержали всех в узде, вас ожидает…

9-й шаг: награда

Награда всегда делится на 2 части.

Первая часть – то, что получается. Какие-то сделанные вещи, которые можно показать другим и сказать: вот, это моё. У продакта это обычно бета-версия, MVP продукта или заметная часть проделанной работы в каком-то другом виде.

Вторая часть награды – это эмоции, которые получаешь в процессе. Это тот самый WOW-эффект, который заставляет думать о дедлайне проекта с тоской: «Это что, через 2 месяца это всё закончится? Не хочу!».

Но дедлайн, как ни крути, всё равно наступает, и вы идёте на…

10-й шаг: путь домой

Первый проект, от которого вы реально горели, подошёл к концу. А поскольку вы горели, скорее всего, вы в какой-то степени выгорели.

Дайте себе время заземлиться. Возьмите отпуск, выдохните. Не беритесь за проект без ресурсов, вы же продакт, вы же это понимаете. Силы и внимание – это тоже ресурс, и его нужно восполнить.

И после отдыха вас ждёт…

11-й шаг: воскрешение

Вы готовы идти дальше, хватать и тащить новые продукты. Но не забываем, что вы прошли до этого долгих 11 шагов. И вы, и мир уже не прежние. Поэтому, прежде чем идти дальше, посмотрите внимательно на изменения и найдите…

12-й шаг – волшебный эликсир

Вы много взаимодействовали с людьми, учились и выпустили в мир какой-то продукт.

Это и есть ваш волшебный эликсир. Как минимум в виде приятных глазу строк в резюме. Это ваша опора для дальнейших действий.

И да, вас вновь будут ждать те же самые 12 шагов.


И, наверное, как-то странно оборвать статью на этот месте, хотя все 12 шагов Кэмпбелла пройдены. Наверное, здесь будет уместно напутствие. В меру банальное, немножко пафосное – пусть, не страшно. Зато, может быть, кому-то оно поможет перейти на второй шаг на его пути.

Если зажигает – копайте. И либо по мере углубления вы будете гореть всё сильнее, либо вам станет понятно, что это просто опыт, который пора схватить и идти дальше. Путь героя может обрываться на любом шаге, это нормально. Ни у кого нет склонности к любой сфере. Пробуйте, и пусть у вас всё получается!

Источник: https://habr.com/ru/company/sberbank/blog/584982/


Интересные статьи

Интересные статьи

В апреле этого года, спустя месяцы колебаний в районе 0-1%, официальный уровень инфляции в США резко подскочил до 2,8%. Для многих людей это стало давно ожидаемой ситуацией. Они долгие годы подозрев...
Сейчас всё в мире как никогда взаимосвязано, а облачные и цифровые технологии позволяют компаниям из разных стран процветать и достигать успеха. Однако эта взаимосвязанность сопряжен...
Каждый раз, когда стоишь на светофоре или в пробке, думаешь, почему я не на электромобиле или гибриде (далее под электромобилем будет предполагаться и гибрид), ведь, сколько топлива пра...
От тимлида зависит многое — эффективность команды, достижение поставленных целей, профессиональный рост сотрудников. И чтобы разобраться в нюансах работы тимлида, мы поговорили с Иван...
На этой неделе случилось 3 вещи: Несколько дней назад в своей статье о фреймворке формировании привычек я обещал рассказать о том, почему мы используем ПЛАТНЫЙ VS бесплатный tria...