3 совета по улучшению коммуникативных навыков

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Как технические специалисты, мы уделяем много времени учебе — изучаем новые языки, новые фреймворки, новые модели разработки. Наша индустрия развивается настолько стремительно, что те, кто не учится новому, неизбежно начинают отставать и терять конкурентоспособность на рынке труда.

Все эти технические знания и навыки должны идти вкупе с навыками эффективной коммуникации, ведь устная коммуникация все еще очень важна, несмотря на массовое использование инструментов наподобие Slack и почты.

К сожалению, я часто замечаю, как технические специалисты игнорируют этот важный навык. Они тратят многие часы на изучение последней версии Angular, но не прикладывают никаких усилий для развития навыка устной речи. Это упущение в итоге приводит к ограничению их карьерного роста, поскольку часто в первую очередь продвигаются более способные коммуникаторы с эквивалентными техническими навыками.

Эффективная вербальная коммуникация — это на самом деле огромная тема, выходящая за рамки статьи, здесь же приведем три простых совета, которые помогут стать лучшим коммуникатором.

№1. Упрощение

В книге «Как писать хорошо» Уильям Зинсер просит писателей: «Упрощайте! Упрощайте! Упрощайте!"

«Ищите “мусор” в своем письме и безжалостно сокращайте его. Скажите спасибо всему, что можно убрать из текста. Перечитайте каждое написанное предложение. Каждое ли слово несет смысл? Можно ли выразить какую-либо мысль более сжато?»

Этот совет применим в отношении и устной речи.

Эффективная речь заключается не только в том, чтобы словами выразить всё, что вы хотите сказать. Речь идет о том, чтобы отсечь всё лишнее, все отвлекающие факторы и всё ненужное, предоставляя слушателю наиболее простой путь к пониманию.

Для текстов этот процесс представляет собой комфортное повторение написания и проверки написанного. Для устной речи это должно происходить в режиме реального времени между моментом, когда идея приходит вам в голову и моментом, когда она сходит с языка, облеченная в слова. Это непросто и требует практики.

Разочаровывающе часто можно наблюдать, как собеседнику не удается донести ключевую мысль или идею — не потому, что их слова не содержат необходимой информации, а потому что она оказывается скрытой под отвлекающими или неуместными факторами.

Технические специалисты, способные говорить просто и лаконично, повышают свою ценность в командах разработки. Практикуйтесь в этом так же, как вы практикуете технические навыки.

№2. Слушать во время объяснений

В разработке очень многие вещи необходимо объяснять — понимание передается от одного к другому. Объясняются разные технические подходы, разные варианты реализации и так далее.

К сожалению, большинство предполагают, что объяснение — суть односторонняя коммуникация, когда один человек просто рассказывает другому то, что знает. Однако это не так.

Объяснение требует слушания. Активного слушания. Чтобы эффективно объяснить что-либо, нужно сначала понять, что другой человек знает, чего, наоборот, не знает, в чем испытывает затруднение или замешательство, где у него могут быть некорректные предположения и так далее. Если вы объясняете что-либо сложное, слушать следует не меньше, чем говорить. А может, и больше.

Попытки что-то объяснить только путем говорения похоже на попытку построить плотину, бросая в реку пригоршни земли. Да, при достаточном количестве земли в конце концов можно запрудить реку, но если вы не знаете глубины реки и скорости течения, вполне вероятно, что каждая пригоршня будет унесена течением. В этом случае бросать землю в реку можно многими часами, но это никак не приблизит к достижению цели. Аналогично, объяснение без активного слушания может не привести к желаемому результату.

Представьте себе понимание в виде башни информации. Каждая идея в этой башне строится на других, поддерживает и укрепляет лежащие в ней идеи. Нужно большое количество идей, чтобы башня получилась устойчивой. Когда вы понимаете что-то, вы обладаете высокой и стабильной башней знаний. Человек, которому вы объясняете что-то, имеет нечто меньшее.

Ваша задача — помочь ему построить эту самую башню. Чтобы это сделать, надо знать, в каком месте эта башня заканчивается и где ее слабые моменты. Нужно, чтобы собеседник объяснил вам, что он знает, чтобы вы понимали, как на это опираться и где именно начать добавлять новые элементы. Чтобы это удалось сделать, надо слушать. Слушание — это главный компонент объяснения чего бы то ни было, но большинство людей, занятых в сфере разработки, кажется, не замечают этого.

Умение эффективно объяснять сложные идеи невероятно ценно, но этот навык очень редко встречается, потому что в основном люди считают, что это просто разговор. Умение слушать — это критически важная часть объяснения чего-либо, и без этого не получится быть эффективным коммуникатором. 

№3. То, как вы говорите — тоже важно

Леонардо Да Винчи долгие годы работал над улыбкой Моны Лизы. Он понимал, что небольшие изменения в форме, цвете и тенях могут изменить эмоции. Его внимание к деталям — вот что придает картине шарм («Она улыбается или хмурится?»)

Небольшие изменения в тоне вашего голоса, громкости, ритме и интонации влияют на то, как воспринимается ваша речь. То, что вы говорите — важно, но то, как вы это делаете — не менее важно.

Разница между энергичным и раздраженным или уверенным и снисходительным часто заключается в небольшой разнице в тоне. Петя может говорить правильные слова, но то, как он это говорит, настолько отталкивает тех, кто его слушает, что они начинают отмахиваться от него и больше не воспринимают его слова должным образом.

Вы же не хотите, чтобы ваша блестящая идея была отвергнута только потому, что люди, которым вы ее предлагаете, считают, что у вас самоуверенный надменный тон?

Хотя это не урок разговорной речи, дам один совет — обращайте внимание на то, как говорят окружающие. Кто кажется спокойным и взвешенным? А кто кажется взволнованным или подавленным? Почему? Кто отлично умеет вести беседу, направлять ее в нужное русло, достигать консенсуса или разрешать конфликт? Как они это делают? Что насчет того, как они говорят, поддерживает и усиливает то, что они говорят?

Подводя итоги

Создание сложного программного обеспечения требует слаженной командной работы. Люди в этих командах должны по-настоящему сотрудничать, а для этого требуется эффективная коммуникация. Хотя общение и распределяется по нескольким каналам (электронная почта, мессенджеры, комментарии в GIT и так далее), оно будет оставаться важным компонентом совместной работы команды.

Многим техническим специалистам не удается добиться желаемого влияния или прогресса в карьере, к которому они стремятся, просто по той причине, что они не говорят эффективно.

Упрощение, активное слушание во время объяснения, а также внимание к своему тону и интонации окажет значительное влияние на эффективность вашей речи и, как итог, на ценность, которую вы приносите своей команде разработки.

Будучи одновременно экспертом в своем стеке технологий и умелым коммуникатором, вы станете чрезвычайно ценны для любого работодателя.


Всех желающих познакомиться со сферой тестирования приглашаем на открытый урок «Теория тестирования. Виды тестирования». На этом уроке мы поговорим о различных видах тестирования, а также научимся отличать черные коробки от белых, а регрессионное тестирование от дымового. Регистрация по ссылке.

Источник: https://habr.com/ru/company/otus/blog/655367/


Интересные статьи

Интересные статьи

В прошлой части мы поговорили о советах директору по разработке бизнес-процесса в Битрикс24, сейчас же я постараюсь дать советы руководителям отделов, поскольку по моему опыту почти всегд...
Часто от программистов PHP можно услышать: «О нет! Только не „Битрикс“!». Многие специалисты не хотят связываться фреймворком, считают его некрасивым и неудобным. Однако вакансий ...
Сравнивать CRM системы – дело неблагодарное. Очень уж сильно они отличаются в целях создания, реализации, в деталях.
Битрикс24 — популярная в малом бизнесе CRM c большими возможностями даже на бесплатном тарифе. Благодаря API Битрикс24 (даже в облачной редакции) можно легко интегрировать с другими системами.
Получить трафик для интернет-магазина сегодня не проблема. Есть много каналов его привлечения: органическая выдача, контекстная реклама, контент-маркетинг, RTB-сети и т. д. Вопрос в том, как вы распор...