5 ошибок, которые потопили наш стартап

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!

В мае 2023 году меня пригласили поучаствовать маркетологом в стартапе. Сайт в нише финансы, ГЕО — весь мир. Проект на 25 языках. Использует JS-фреймворк React. Среда для выполнения JavaScript — Node.js. На тот момент мне казалось, что проект выстрелит, ведь в него уже было вложено ~30К$, он выглядел довольно интересным и уникальным.

Сразу сделаю оговорку: делиться URL я не могу. Но могу описать суть проекта и назвать конкурентов. На сайте представлена аналитическая информация по акциям различных публичных компаний, типа Apple или Tesla. Прямые аналоги — tipranks, investing. Есть несколько разделов, где посетитель может изучить финансовые данные и отчетности. В общем, эдакий агрегатор финансовых данных компаний на 5 млн страниц с 50+К компаний.

Дабы не затягивать и не лить воду, сразу переходим к ошибкам.

Ошибка #1: необоснованный выбор модели монетизации

Сайт планировалось монетизировать подписками. Пользователь может получить три статуса.

  • Незарегистрированный. Отображается только часть информации.

  • Зарегистрированный. Видит всю актуальную информацию, но не по всем годам. Недоступен полный перечень функционала.

  • Проплаченный. Все данные доступны для просмотра, изучения и выгрузки. Использует весь функционал.

Подписку можно оплатить на год и на месяц. Например, в USA год стоит 250$, а месяц — 25$. На первый взгляд, все довольно стандартно, так в чем же заключалась ошибка?

Так как в данной нише много конкурентов, то и ценность информации, которая стоит 25$ в месяц, завышена. Часть конкурентов давала её бесплатно. Мы могли бы взять дополнительным крутым функционалом, но нам не хватило денег его реализовать. Об этом дальше.

Ошибка #2: не составлено ТЗ по всем важным аспектам

Вся разработка велась удалённо, командой из Украины. Спринт обходился в районе 3-5К$. Я пришёл в проект в мае, но пилили его с октября. Так как до меня не было четкого ТЗ по тому же техническому СЕО, пришлось многое переделывать после моего прихода. Это значит, что часть кода становилась не востребованной и разработчикам приходилось искать костыли, чтобы внедрить новые правки. Ниже приведу несколько самых банальных ошибок.

  • JS перекрывает контент так, что гугл бот его не видит. Почитать.

  • Криво сделана или не сделана Shema-разметка страниц. 

  • Огромное количество страниц с дублированным контентом.

  • Куча страниц без информации по определенным эндпоинтам.

Как итог, команда разработки получила 100 500 новых правок, на которые была потрачена львиная доля бюджета дополнительно к тому, что уже вложено. К концу лета сумма дошла до ~50К$, а даже 70% правок еще не были реализованы.

Ошибка #3: закончился бюджет

Примерно к сентябрю мы поняли, что не реализовали кучу фич из тех, что были запланированы. Бюджет уже раздут, а сайт до сих пор не приносит дохода. Исходя из этого нам пришлось порезать часть планируемого функционала. Это привело к тому, что мы не предоставили дополнительную ценность людям. А значит, модель монетизации рушится.

Мы пролили довольно много трафика через google и другие источники, получили неудовлетворительный конверт в подписку. К сожалению, проект умер так и не раскрыв свой потенциал. Конечно, можно вложить еще 30к$ и допилить функционал, но где гарантии, что это сработает? Надо было изначально делать все правильно.

Ошибка #4: упор на SEO трафик

Мы сделали довольно большой упор на SEO трафик. К концу лета у нас уже было около 500 000 страниц в индексе и 150 посетителей ежедневно. Страницы загнали довольно быстро, месяца за полтора. Трафик также пошел сразу после индексации. Но на этот момент у нас еще не было платёжки. Монетизацию подключили только к ноябрю. 

Всё было хорошо, сайт рос на глазах, как пирожки на дрожжах, ключевые слова попадали в выдачу и неплохо ранжировались. Но в сентябре у гугла случился апдейт Helpful. Почитать можно, например, тут. Апдейт хостовой, то есть влияет на весь сайт. Так как у нас было много мусорных страниц и дублей, мы попали под него. Как итог — полное выпадение ключей из поисковой выдачи. SEO закончилось так же быстро, как и началось. Опять же, отсылаю к ошибке #2. Если бы изначально всё было прописано в ТЗ, то таких косяков не было, и мы бы не попали под апдейт.

Ошибка #5, главная: недостаточная компетенция

У человека, который изначально задумал данный проект, привлёк деньги и был управляющим, банально не хватило опыта все рассчитать заранее. Как итог — снежный ком, который добавлял все новые и новые проблемы. Да, было создано ТЗ, написан маркетинговый план, продумана монетизация. Но из-за нехватки знаний в определённых отраслях управления проектами, стартап утонул, не успев даже выйти в “открытое плавание”. 

Урок такой: надо делать что-то более понятное и осязаемое, а не гнаться за птицей в небе. Подпишитесь на мой новый telegram. Я его только создал, поэтому подписчиков там пока немного. Но обещаю писать регулярно и на интересные темы. Всем спасибо, всем добра!

Источник: https://habr.com/ru/articles/780580/


Интересные статьи

Интересные статьи

Стартап-краудфандинг назвали прорывным способом привлечения капитала в 2022 году. «Народное» финансирование действительно может стать эффективным и, что также важно, простым способом привлечения средс...
Сегодня первый большой снегопад в моем городе и у меня появилось хорошее настроение наскрябать небольшую статейку с некоторыми фишками из Android разработки. Надеюсь, что моя статейка окажется полезн...
Знание продукта и умение им управлять, внедрять и продавать – это разные вещи, хотя в бизнесе – всегда сопутствующие. И здесь очевидно, как становится важным, чтобы молод...
Из хорошей идеи не всегда выходит бизнес Голова буквально раскалывается. Вы стоите в аптеке, массируете виски и ищете на витрине что-нибудь — что угодно — лишь бы прекратить эту адскую боль. ...
Довольно часто музыкальную составляющую компьютерных игр затмевают геймплей и сюжет. Однако есть проекты, в которых звук не просто выходит на первый план, но становится неотъемлемой частью игрово...