Что вам первое приходит в голову при слове ЖЭК? Если слесарь, то чуток подвыпивший. Если электрик, то весельчак, который периодически выдаёт монологи на непереводимом диалекте русского языка, когда 220 В пробегают по его ловким пальцам.
И никогда не угадаешь, хорошо тебе исправил поломку специалист ЖКХ — или с помощью замазки, волшебной синей изоленты и проволоки отмахнулся от назойливого жильца и отправился в своё логово дальше думу думать о судьбах России.
И возникает вопрос — может ли в 21 веке сфера ЖКХ измениться, по-настоящему повысить качество услуг, и что для этого нужно. Многие компании до сих пор говорят: «Это не для нас». DevOps не для нас, SRE не для нас, Kubernetes не для нас. А выигрывает тот, кто в этот момент скажет: «Для нас. Делаем!»
Павел Белый pahaz, IT-архитектор «ПИК-Комфорт», уверен, что высокие технологии могут справиться с человеческим фактором. И состояние слесаря или электрика, когда он придёт ремонтировать, не будет в постоянной квантовой неопределённости — то ли подвыпивший, то ли нет, то ли справится с задачей качественно, то ли сделает тяп-ляп.
Расскажи, чем ты занимаешься, чем занимается компания «ПИК-Комфорт»?
ПИК — это группа компаний. Думаю, как застройщик или крупный девелопер, известна всем. «ПИК-Комфорт» занимается управлением домами — это все то, что так или иначе связано с квитанциями, обслуживанием, электриками, сантехниками, уборкой придомовой территории. И по факту многие связывают деятельность подобных компании со словом «ЖЭК», поэтому можно в шутку сказать, что я работаю в ЖЭКе.
Позвали меня сюда, чтобы собрать команду и развивать IT. Казалось бы, IT в ЖЭКе выглядит немножко странно — сильно непрофильная история.
До этого я занимался стартапами. А история с ЖЭКом мне показалась интересна вот чем. Если посмотреть на отрасль ЖКХ — это одна из немногих сфер, где уровень технологичности не так высок. Но это очень близкая к людям точка контакта, она влияет на нас повседневно. Так или иначе, людям приходится где-то жить, платить квартплату, получать услуги. Качество и удобство получения этих услуг сейчас находится на очень низком уровне. Эта отрасль пока слабо автоматизирована.
Чем именно занимаешься ты, какой проект ведёшь?
Я отвечаю за архитектуру. Фактически, это выглядит как настройка коммуникации между бизнесом, командами, жителем.
Я занимаюсь тремя вещами — архитектурой, инфраструктурой и командами разработки. Но по сути, я занимаюсь digital-трансформацией в ЖКХ отрасли.
Я пришел в компанию в момент ее роста, когда менялись процессы и инструменты. Инструменты влияют на процессы, меняются устоявшиеся паттерны взаимодействия между людьми и все это происходит в работающей компании, все это влияет на стратегию, планы, на сотрудников. Это и есть трансформация.
Как ты видишь эту трансформацию сейчас?
В идеале, хотелось бы прийти к следующей истории. Есть житель. Так как я сам житель, то мне хотелось бы следующего. Первое, хочется добиться понимания того, за что я плачу деньги. Второе, хочется получить доступный сервис по услугам, которые я оплатил.
Например, недавно у меня мусоропровод забился. И мне составило немалого труда найти номер, куда надо позвонить. У меня получилось дозвониться не с первого раза. Потом заявку потеряли и после повторного звонка, к вечеру все починили. Но это в целом неплохо. Мою проблему решили за день.
Как ты это представляешь? Это приложение на смартфоне или сенсорный управляющий экран в самом подъезде?
Для меня, как жителя, было бы идеально — некое приложение на смартфоне, где можно коммуницировать с компанией, получать услуги и видеть понятную детализацию. К этому хочется прийти.
Само приложение сделать не так и сложно. Сложнее перестроить процессы в компании, чтобы клик в приложении на кнопку «я хочу такую-то услугу» превращался в прозрачный и предсказуемый пул задач и работ. Компания немаленькая — у нас больше 5000 людей. Надо понимать, что некоторые регионы довольно отдалённые — и люди там разные. Где-то низкий клиентский сервис. Где-то слабые компетенции.
И вот эта история, когда ты от кликов в приложении приходишь к работе реальных людей — она требует изменений в процессах компании.
Основная сложность в том, чем я занимаюсь, заключается в следующем. Мы меняем софт компании, это влечёт за собой изменение процессов — в компании есть люди, которым становится резко некомфортно, когда меняются привычные им процессы.
Можно представить этот процесс на следующем примере: представьте сантехника. Он ходил пять лет на работу. И тут к нему приходят и говорят — вот у вас приложение, вот здесь к вам приходят задачи, вот тут указаны дедлайны, надо ходить по адресам и вас будут оценивать. Понятно же, что когда ты так скажешь на объёме в три тысячи человек, то это прям совсем непростая история, чтобы все дружно побежали так делать.
Что у вас вот реально хорошо получилось? Чем ты гордишься?
Из успешного. У нас одно из лучших приложений в России среди ЖКХшных. Это приложение ПИК-Комфорт, оно было в ТОПе Appstore. Им постоянно пользуются.
В ЖКХ есть всего пару компаний, которые сделали что-то видимое для клиента в плане IT. Из известных историй есть «Лига ЖКХ». В нашей команде есть те, кто работали над Лигой. Мы собрали со всей отрасли — кто хоть какие-то проекты делал более-менее успешно — либо экспертизу, либо людей. В плане консультации мы знаем успешные проекты в этой сфере, мы за этим смотрим.
На каком этапе сейчас приложение?
Сейчас мы хотим расширить функционал. Основной функционал приложения — это оплата по квитанции и передача показаний. В ближайших планах мы бы хотели улучшить коммуникацию с клиентом.
Представим стандартную ситуацию. У меня потёк стояк. Я захожу в приложение и…
Ты нажимаешь пару кнопок, пишешь о проблеме. Дальше, мы для себя фиксируем заявку, в какое время её увидел оператор, в какое время отреагировал, через сколько пришёл специалист на место, какой осмотр произвёл, во сколько обошлись работы, какие материалы затрачены. Всю цепочку: от заявки до исполненной работы — получить полностью digital c максимальной глубиной детализации.
У нас есть приложение техника. Техник может прийти и сфотографировать какое-то происшествие на объекте. А дальше с этой информацией могут работают уже другие люди, например, инженеры — у них больше опыта. Они могут сделать заключение по проблеме, сказать какие работы необходимо выполнять для ликвидации будущих проблем.
Как я вижу, эта история о коммуникации разных команд — разных по специализации и даже по мировоззрению специалистов. И разных по целям, конечно же. Первое это девы, разработчики, они разрабатывают приложение по тем заданиям, которые бизнес даёт тебе. Следом идут эксплуатационщики — смотрят за тем, чтобы работали серваки, корректно собирались данные, фотографии, отметки по времени, велась корректно база данных. Следующая команда — это технари. Вообще другой язык. Как ты говоришь, внутри технарей есть две команды — просто технари, которые осматривают место, и инженеры, которые решают вопрос на уровне дома.
Все немного не так. Есть разные направления, в них участвуют разные команды. Есть история с инженерами, работой на местах и диспетчеризацией задач. Внедрением и развитием этого направления занимается одна команда. Есть истории с колл-центрами — и работой операторов, этим занимается другая команда. Есть история с отчетностью, сводной аналитикой, биллингами. Этим занимаются разные команды. Я занимаюсь сквозной коммуникацией между этими командами, когда глядя на задачи, которые есть у одних, вторых и третьих — выделяются общие проблемы или пересечения по решаемым задачам. Все команды и решаемые задачи должны собираться в общую архитектуру. Команды должны соблюдать некоторые правила, чтобы все системы образовывали единый организм — согласованный IT-ландшафт.
Сейчас все бьются над философией DevOps. У вас философия ещё сложнее DevOps+слесарь.
(смеётся) Да в ЖЭКе тоже есть DevOps культура. Когда-то давно, у нас была, наверное, стандартная история для компаний с непрофильным IT. Ты пишешь запрос админам по почте для создания сервера, тебе, дай бог, через два-три дня развернут этот сервер, который ты попросил, и возможно, что тебе повезет и он будет настроен так, как ты запросил. Сейчас это выглядит иначе. У тебя есть github, там есть конфиг инфраструктуры, ты делаешь pull request в этот конфиг с необходимыми инфраструктурными изменениями, это может быть создание виртуальной машины с определенными характеристиками. Далее, этот запрос проходит review, где тебе говорят «Окей», и после выполнения merge твоего запроса на изменения выполняются скрипты, которые приводят инфраструктуру в описанное состояние. В нашем примере, создастся запрошенный сервер. В этом плане у нас такая история.
Расскажи, вот ты пришёл в компанию, что ты увидел и что за год изменилось? Твой взгляд тогда, твой взгляд сейчас.
Когда я приходил, была куча разрозненных информационных систем — какие-то были интегрированы, какие-то нет, какие-то частично. Нездоровый IT-ландшафт, больше сотни систем, какие-то узкоспециализированные вендорские решения, под которые на рынке нет разработчиков.
Есть интересные примеры с домами. В разных системах велись различные характеристики домов. И собрать их в какую-то единую базу, получить сквозную аналитику было очень трудно, а для некоторых задач вообще не представлялось возможным. Например, получить отчётность в разрезе домов: в этом доме мы делаем такое-то количество заявок или в этом доме столько-то заявок на квадратный метр, с которых мы зарабатываем вот столько денег. Собрать такую аналитику было практически невозможно. Она была с допущениями и неточностями. В разных системах. Но фактически её не было.
Сейчас мы связываем все системы. Мы можем получать сквозную аналитику по объектам. Например, мы можем посмотреть сколько заявок поступает на квадратный метр, сколько времени оператор тратит на их обслуживание и сколько нам стоит работа оператора.
То есть этот пласт работ вы уже завершили?
Сейчас мы собрали архитектурный скелет, к которому подключаем новые системы, подразделения и процессы. Это выглядит, как корневые сервисы. Мастер-системы с данными, к которым подключатся все остальное.
Следующая история — это развитие коммуникации с клиентом. Получении более детальных и более точных бизнес-метрик по процессам. Принимать бизнес-решения на основе точных данных.
Например с техниками. Мы планируем наладить процессы так, что они все будут ходить с телефонами, мы будем понимать, где они находятся и какую задачу выполняют прямо в эту минуту.
С лифтами. Раньше о поломках с лифтами сообщали жители. Сейчас для некоторых домов мы автоматически анализируем данные с лифтового оборудования. И о том, что лифт сломался, нам сообщает автоматика — и создаёт заявки на профилактику или ремонт.
У нас довольно разный жилой фонд. У нас есть новые дома, ветхие дома. Где-то есть возможность поставить «умные домофоны», что позволяет жителю с телефона открывать двери в подъезд, не нужно для этого вставать с дивана. А есть дома, где вообще домофонов нет.
Плюс человеческий фактор…
Да. В России история взаимоотношений с ЖЭКом сложная. Доверия практически нет. Приходится выстраивать отношения. Люди чаще скептически настроены. Тут ещё есть отношение конкретных исполнителей — пофигистичное. Есть чёткий стереотип, что есть сантехники из ЖЭКа, которые постоянно бухают, ничего не делают.
Планируете бороться со стереотипами? У вас постепенно будет накапливаться статистика. У постепенно можно будет выделить группы: «хороший сантехник», «бухающий сантехник», «сантехник — инопланетный диверсант», «опаздывающий сантехник». Что вы будете делать с ними? Обучать, увольнять, ставить старших товарищей курировать?
Кого-то обучать, кого-то увольнять. У нас есть внутреннее обучение для сотрудников с назначением обязательных курсов при необходимости. С помощью технологий мы стараемся изменить отрасль, технологизировать.
Чтобы ЖЭК стал отраслью с трезвым человеческим лицом?
(смеётся) Да, точно. Это похоже на правду.
Какие проблемы ты видишь именно сейчас?
Сейчас есть недоверие клиентов к ЖЭКу и тому, что происходит в ЖКХ. Большой проблемой для нас является борьба со стереотипами. Помню, мы когда делали приложение… Компания у нас большая. В разных частях компании где-то лучше настроены процессы, где-то хуже. Когда мы запускали приложение, были недовольные жители, которые нам заявляли: «Зачем вы тратите мои деньги на приложение, лучше бы убрали снег». Или что-то в таком духе. В этом плане приходится бороться со стереотипами.
P.S. Человеческая психика и система убеждений — наверное, самые инертные вещи в мире. Необходимо приложить кучу энергии, средств и сил, чтобы переломить стереотипы и привычки, которые сложились за 50-70 лет. Как у жильцов домов, так и у работников ЖКХ. Смогут ли IT-технологии изменить status quo системы ЖКХ на эволюционное развитие? Посмотрим. Когда-то и древнеримская Cloaca Maxima считалась чудом.