А почему? Часть 2. Вот раньше…

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

А почему? Часть 1. Вводная / Хабр (habr.com)

Как мы и обсудили в части 1, раньше трава была зеленее, пиво - вкуснее, и вообще петь хотелось от того, как вольно дышит человек. Позвольте мне немножко побрюзжать и ответить на вопрос - а насколько плох тот самый мир, который мы сегодня получили.

Ты - это то, что ты ешь

Начать предлагаю от простого к сложному. Это будет важно в следующих частях, сейчас же просто давайте попробуем пройтись по фактам.

Еда - это штукенция, которая пользуется повседневным спросом. Мы можем не дышать 2 минуты. И это идеальный продукт для тех самых злобных корпоратов, которые спят и видят, как бы настричь бабла. Разработки в этом направлении активно ведутся, я знаю, о чем говорю. Не пить мы можем до 7 дней. Этот пласт давным давно сожран всякими волками с Уолт-Стрит, продающими бутилированную воду. Не есть - 30 дней. В пределе. Производителей еды так вообще до чёрта. Просто потому, что продавать воду ещё лет так 50 назад было немыслимо. Нафига? Вот кран, вот стакан. Пей сколько влезет. А еду человечество продаёт со времен изобретения денег (а раньше меняло).

В конце 20-го - начале 21-го века еда внезапно стала стремительно портиться и стремительно же увеличивать свою доступность. "Благодаря" этим самым корпоратам мы получили возможность жрать шоколад с одним и тем же качеством в любой точке мира. Покупая батончик Марса в России, в деревушке Канады или на Тайланде, мы гарантированно получаем тот же самый шоколад. Правда, там уже чёртова уйма консервантов, эмульгаторов, загустителей, разрыхлителей, увлажнителей и усушителей, ну и фиг бы с ним, пипл то хавает.

Чипсы Lays, молочка Valio и Danone, Nescafe в каждой чашке... Это окружает нас пусть и не везде, но добывается гораздо проще, чем французский багет в Африке. И качество этой еды по сравнению с "фермерскими" продуктами - просто мечта алхимика. Иногда мне кажется, что если сложить все вместе, то можно дополнить новыми знаниями таблицу Менделеева.

А грязные, убогие корпораты только и думают, как повысить прибыль и нажиться на людях, да? Так то оно так, да трошечки не так.

Следующий рубеж

Следующей начала сдаваться бытовая электроника. Сокращение сроков тестирования, плановое устаревание, невозможность ремонта. Отсутствие развития - между первым и пятым, да что пятым - третьим айфоном пропасть. Стиральная машина из 80-х не идёт ни в какое сравнение по функционалу и качеству с машинами 2000-х. Принтеры и мониторы набирали разрешение как не в себя, повышая чёткость картинки. Форматы видео и связи. Ну и так далее.

Но в последнее время техника находится в затяжной стагнации. Найдите кардинальные отличия между 11 и 12 (или 13, какой он там сейчас) айфоном? Чуть подвинули камеру, чуть поменяли разрешение (или нет)? Но иди и выложи за это соточку.

Какие прям убер-функции появились в принтерах? Мониторах? Первые умеют в вай-фай, а вторые стали изогнутыми слегка? Типа так удобней? Я пишу этот текст на ноуте с плоским монитором, и как то не ощущаю себя.... кем? Почему я вообще должен себя ощущать кем то?

Роутеры получают какие то гипернастройки, которыми 99% пользователей не будет пользоваться, но отхлёбывают с завидной регулярностью. Стиральные машинки и холодильники получают вайфай и пластиковые литые барабаны с отхлебывающими подшипниками. Телефоны начинают через два года греться и тормозить без возможности реанимации, потому что все вклеено и надо купить новый, а не чинить старый. И так далее.

Единственное, что объединяет прогресс в области бытовой электроники - повальное уменьшение сервис-центров и запасных частей и растущая как на дрожжах сложность ремонта. Драные корпораты как могут подталкивают нас к покупке новой техники вместо продления жизни старой, да? Все верно. Но - "так то оно так, да трошечки не так".

Сложные системы

Вот мы и подходим к сложным, действительно сложным механизмам. Например автомобили.

Раньше автомобили были автомобилями. Которые ты покупал и они ходили. Легендарные двигатели-милионники. Конструкции, которые ходили и ходили. Которые дорабатывали и тестировали ДО того, как они выходили на конвейер.

Каждое поколение автомобиля - это эпоха. Картинка в заголовке - тому демонстрация. Абсолютно новый двигатель. Абсолютно новая коробка. Абсолютно новый уровень безопасности, как в случае перехода с Е34 на Е39. Новый уровень комфорта. Новая технологичность и экономичность.

Посмотрите на автомобили сейчас. Не берём китайцев, которые развиваются семимильными шагами и поэтому меняются от поколения к поколению кардинально. Не будем брать и автоваз - это вообще планета сама в себе, хотя объективно Веста и неплоха. Но возьмем БМВ, Мерседес. Ситроен и Пежо. Тойоту и Ниссан. Что такого кардинально нового случилось с этими авто? Чуть подправили движок и его циклы? Запихнули мониторчики? Переделали салон? Ничего кардинально нового не случилось, но! Маркетинг доказывает нам. Стоп. Не доказывает. Он забирается в голову и подспудно поселяет там мысль, что без новой машины мы лохня на палке, астрологи в этом месяце объявили модным эту модель. И в итоге авто отправляется на вторичку, а человек покупает новый авто. При этом у автомобилей падает надёжность, снижается целесообразность их обслуживания из-за стоимости з/ч.

Тут, кстати, есть интересное мнение, которое я не поддерживаю. Мол, новые авто гораздо экономичней, экологичней и потому должны постоянно обновляться. Вот мне интересно про экономичность - если новый авто стоит 3 млн, а предыдущее поколение - трёхлетка стоит пусть даже 2, то КАКОЙ должна быть разница между расходом топлива прошлой и новой, чтобы оправдать экономически эту покупку? Стоимость топлива - 58 руб, годовой пробег - 20 тыс км. На миллион можно купить 17,2 тыс литров топлива. Разница в расходе на 100 км пробега должна быть почти 29 литров, чтобы хотя бы за 3 года окупить покупку. 14 литров - чтобы за 6. 7 литров - за 12. 3.5 (что похоже на правду) - за 24 года. Только ни 12, ни 24 это современное "счастье" не выходит. Это просто маркетинговая фишечка.

С экологичностью та же беда. Да, старые авто, которые про Евро-2, Евро-3 выхлопом мишкам на севере лучше не делают. А вот интересно, сколько должен проехать такой автомобиль, чтобы навыбрасывать столько, сколько "стоит" в углеродном выражении производство нового авто? Добыча стали, выработка пластиков, покройка кож, электричество для работы сотен заводов. Не готов оперировать конкретными цифрами, но кажется, что будет как с расходом горючки.

И снова - создавая автомобили, которые ломаются чаще, не несут ничего кардинально нового, вся фишка которых только в том, что они новые, капиталистические твари заставляют нас потреблять, потреблять, потреблять.... И снова: "так то оно так, да трошечки не так".

Полный абзац

Как квинтэссенция всей этой вакханалии - проникновение эффективных менеджеров и технологий в совсем сложные конструкции. Ярчайший пример - 737 Max, детально можно почитать тут: Авария Boeing 737 Max глазами разработчика ПО / Хабр (habr.com)

В погоне за прибылью эти капиталистические убийцы начали создавать решения, которые убивают не пролонгировано - добавками в еде, не убивают природу и истощают ее ресурсы свалками электроники и автомобилей, а фактически приставляют дуло к виску своего потребителя. И да. Тут тоже, как это ни горько "так то оно так, да трошечки не так".

Так что же не так то, твою дивизию?!

Да все так. Спокуха. Все так. Это действительно делается людьми, делается осознанно. Страшно? Да трындец как страшно! Они не могут не осознавать того, что творят. Они не могут сказать "ой, шамо припалжло". Не. Это осознанное движение, политика компании. Это те самые корпорации приходят в маркетинговые и креативные агентства, глядя на бюджеты которых тихо рыдают в углу Мамаев и Кокорин. Это они согласовывают рекламу, которая воспитывает, доставая тебя везде, культ потребления. Жри больше йогуртов, иначе будешь нездоровым и некрасивым. Херачь ЗОЖ, это модно и современно. Новый айфон снимает лучше, ты с ним моложежный, прогрессивный. Новый мак - выбор творческих личностей. Наш новый двигатель на 5% экономичней, смотри какие дисплеи, только сядешь за руль - как на тебе вырастет из кожи дорогой костюм, трёхдневная щетина, а фитоняшная красотка с крутыми обводами бёдер будет запрыгивать к тебе в машину, демонстрируя разрез от бедра и отсутствие нижнего белья.

Они делают это осознанно. Но Почему? Потому что тупо твари? Мне кажется нет. Давайте разбираться.

А почему? Часть 3. Втюхай или сдохни / Хабр (habr.com)

Источник: https://habr.com/ru/post/681156/

Интересные статьи

Интересные статьи

Команда Commodore упорно работала над тем, чтобы обеспечить низкую начальную стоимость производства C-64. Вертикальная интеграция помогла снизить стоимость комплектующих, а Уинтербл наложил вето на лю...
Продолжим изучение компьютерного зрения. Начало здесь. Напомню краткое содержание предыдущих уроков. Мы изучили этапы анализ и обработки изображений, установку OpenCV, простейшие действия над изображе...
Пришло время вернуться к теме, отложенной из-за большого количества работы.Напомню, в первой части был рассказ о дешифровке древнейшей греческой письменности – Линейного письма В, исчезнувшего вскоре ...
Автор серии публикаций - Алексей Лазарев, руководитель Департамента защиты кибер-физических систем Компании «Актив»В предыдущей части статьи мы рассмотрели текущую ситуацию с криптографическими систем...
В комментариях к первой части некоторые писали, что и конспект можно сделать короче. Но в таком случае где-то терялись бы логические переходы. Поэтому для тех кто хочет совсем коротко и только сж...