Адаптация джунов. Как из «кутят» вырастить матерых специалистов?

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!

В ближайшее время многие компании столкнутся с необходимостью оперативно адаптировать новых сотрудников в команде и на проекте. Далеко не всегда это просто сделать, особенно в сжатые сроки.

Елизавета Голованова, ведущий аналитик в Лиге Цифровой Экономики, поделилась опытом и лайфхаками, которые помогут сделать из потерянных джунов уверенных в себе специалистов, чтобы это было выгодно для всех сторон.

Наша компания недавно преодолела планку в 5,5 тыс. сотрудников и продолжает расти. Мы регулярно проводим стажировки для молодых специалистов и для тех, кто хочет сменить профессию. Я поделюсь своим опытом вывода начинающих сотрудников на проекты, а также расскажу, как сделать появление нового специалиста полезным и выгодным для всех сторон.

Я сама стала аналитиком два с половиной года назад и была именно тем джуном, который при помощи стажировки обрел новую профессию. 

Адаптацию я проходила в стиле «плыви, кутеночек». Меня вбросили в проект и сразу стали давать задачи, к которым на стажировке не готовили. Если честно, было очень страшно.

Как многие из вас наверняка слышали, наше правительство поручило руководству основных и стратегических предприятий перейти на отечественное программное обеспечение. Это повлечет за собой ряд широкомасштабных изменений в отрасли информационных технологий, и в том числе — необходимость адаптировать новых сотрудников в команде и проекте.

Большая часть статьи будет описывать подход к аналитикам, но на практике все, что я расскажу, применимо к сотруднику любой роли, ведь зачастую мы пересекаемся не только с себе подобными, но и с джунами на других должностях. 

Многие матерые и могучие аналитики будут направлены на создание новых автоматизированных систем, и с ними все более-менее понятно — у них внушительно развитые софт-навыки, которые помогают им вливаться в команду. Новый проект сам по себе быстро сближает участников, работающих над ним. 

А вот на поддержку и развитие действующих систем будут направлены джуны-аналитики.

Что они из себя представляют? Я сейчас не буду обращаться к официальной литературе и классификации, а оттолкнусь от своего представления. 

Это выпускник университета по специальности, сотрудник, прошедший переквалификацию с помощью стажировок, или аналитик, который в своем единственном проекте занимался техническим писательством и поверхностно погружен в другие важные аналитические дела.

Помимо прочего, мне доводилось адаптировать в своем проекте опытного аналитика, быть наставником выпускника вуза, а также радушно встречать в команде коллег любых ролей. Я нередко рассказываю о нашем продукте дизайнерам, разработчикам и тестировщикам. (Если честно, всегда проще рассказать самостоятельно, чем потом недоумевать, почему новый коллега не понимает «элементарных вещей».)

Благодаря собственному свежему опыту, экспертизе компании и наблюдениям мне удалось собрать небольшой топ проблем с адаптацией новичка и варианты их решения, которыми я хочу с вами поделиться.

Часть 1. «В вашем доме появился кутенок!»

Как подготовиться к адаптации с нового сотрудника и с чего лучше начать, чтобы не добавить себе проблем в дальнейшем

Кутенок — это разговорное название детенышей хищных зверей. Почему я сравниваю джунов-аналитиков с детенышами зверей? Потому что они от природы очень одарены, обладают недюжинным энтузиазмом и готовы учиться и создавать что-то прекрасное, но без чуткого проводника в новый мир они эти качества быстро растеряют и вместо созидания начнут причинять всякого рода деструктив, а именно: 

  • неверное ведение документации (несоблюдение шаблонов, сохранение не в тех местах, дублирование каких-либо артефактов и так далее);

  • коммуникации не с теми коллегами (заведение переписок, назначение встреч на участников не того уровня, например, вместо аналитика смежной команды джуны сразу пишут лидеру трайба);

  • принятие своевольных «гениальных решений» (внезапно полностью изменить интеграцию, потому что, по его мнению, так будет лучше, а в действительности методы существуют именно в таком виде, потому что у вас древний контракт, который, что называется, «работает — не трожь»).

И опасаясь всех этих событий, мы зачастую преждевременно негативно относимся к новичкам. 

Сидишь ты, работаешь свою работу, и вдруг тебе вручают этого замечательного товарища в руки и требуют за месяц добиться от него космической производительности.

А значит, все самые страшные этапы адаптации этот новоявленный коллега будет проходить рядом с тобой.

Первое, что пришло мне в голову, когда со мной случилось такое счастье — это залезть в «Гугл».

По запросу «Как быстро адаптировать сотрудника на проекте?» можно найти следующее:

  1. Проинформируйте новичка о политике и преимуществах компании.

  2. Обеспечьте понимание сотрудником своей роли.

  3. Проведите обучение.

  4. Ознакомьте сотрудника с корпоративной культурой.

  5. Помогите сформировать взаимодействие с коллегами.

Ну, первый и четвертый пункт мы все-таки вынесем за скобки, и пусть этим занимаются HR и Product Owner. А вот второй, третий и пятый в действительности придется реализовывать вам.

Многие читатели наверняка подумали: «Ага, да у меня своих задач вагон и маленькая тележка, еще кого-то обучать, погружать в проект, давать понимание чего-то там».

От всей души понимаю. Когда все горит (а если у вас не горит, научите меня как), разработчик ждет требований, тестировщик — утверждения тестовой модели, дизайнер — согласования макетов, а Product Owner просит написать кучу ОЧЕНЬ ВАЖНЫХ писем, вклинить в свой список дел еще и чью-то адаптацию кажется совсем невозможным и утомительным мероприятием.

Но что, если посмотреть на это под другим углом? Джун-аналитик — это обуза или соратник?

Мое субъективное наблюдение говорит о том, что наш менталитет не позволяет делать вложения ресурсов без сиюминутной выгоды. Зачем тратить свои силы, если не понятно, принесет ли это какую-то пользу или нет? В случае с молодым аналитиком (я вам на крови поклянусь, если хотите) — точно принесет.

Ведь на практике, если не вложиться в аналитика на старте, вы с высокой вероятностью все равно потратите кучу времени на то, чтобы:

  • верифицировать его требования;

  • переделывать за ним задачи;

  • исправлять допущенные ошибки;

  • управлять ожиданиями заказчиков, которые взбунтовались из-за сорванных сроков поставки;

  • и так далее и тому подобное. 

Всегда есть риск, что этих временных затрат будет даже больше, чем придется потратить на адаптацию.

Поэтому тем, кто только что узнал, что у него на проекте грядет пополнение, лучше расставить в своем календаре на ближайшие пару недель несколько болванок встреч. Полчаса-сорок минут, не больше. Предварительно стоит подготовить:

  1. Артефакты по вашему проекту:

    1. Описание системы (для кого, зачем, что умеет);

    2. Архитектуру;

    3. Бизнес-требования (в идеале с диаграммами, картинками и прочими наглядными штуками);

    4. Технические требования.

  2. Список заинтересованных лиц:

    1. Внутри команды;

    2. От заказчика;

    3. От зависимых и смежных систем.

  3. Структуру процессов внутри команды:

    1. Кто и когда берется за задачу;

    2. DOR, DOD;

    3. Зоны ответственности аналитика (есть ли авторская приемка, нужно ли читать за разработчиками код, чье слово решающее в вопросах макетов и дизайна).

  4. Примеры задач по проекту:

    1. Истории;

    2. Дефекты.

На встречах сначала лучше рассказать о своем проекте, а затем выдать коллеге все, что можно почитать, изучить, пощупать.

Все становится понятнее, если есть возможность увидеть это воочию и использовать по назначению.

Затем в начале новых встреч стоит выделить время на ответы на возникшие вопросы и не забывать: глупых вопросов не бывает, глупым будет только то, что постеснялись спросить.

При необходимости лучше потратить пятнадцать минут в начале или в конце рабочего дня, чтобы ответить на вопросы к поставленным задачам. Так наставник будет отчасти контролировать происходящее и сможет вовремя исправить ошибки, а также создать ощущение надежного плеча рядом.

Таким образом, процесс погружения нового члена команды будет систематизированным, контролируемым и не выдергивающим из задач.

И на первый взгляд это все может показаться таким объемным, долгим, сложным, но так будет только в первый раз. На самом деле, если пройти этот путь единожды, каждого нового сотрудника можно будет встречать по накатанной и практически без усилий. 

Итак, мы обсудили, как именно можно спланировать и выстроить свое участие в адаптации новых сотрудников, а теперь поговорим о проблемах, которые могут возникать у новоявленных коллег.

Часть 2. «Смотри, кутенок, все, на что падает свет, — наше владение, и когда я уйду, это будет твоим!»

Для новичка проект — как не открывшаяся до конца игровая карта. Как помочь освоить ее быстрее?

На мой взгляд, топ-2 проблемы в работе неопытных аналитиков выглядят так:

  1. Слишком много времени на выполнение задач, а следовательно, задержка разработки.

  2. Дефекты требований, а с ними трата временного и человеческого ресурса на исправление этих самых дефектов, которые обязательно проскользнули в разработку, и не дай бог в пром.

Проблемы тайм-менеджмента — это то, о чем можно написать пятнадцать статей и все равно испытывать с этим сложности, но я хочу подсветить другую трудность. На мой взгляд, причина больших временных затрат и ошибок в том, что специалисту не хватает целостного понимания.

Со временем проект начинает напоминать компьютерную игру, в которой новые области раскрываются после того, как ты до них доберешься. Игроки с высоким уровнем держат в голове мини-карту, по которой легко ориентируются при поступлении задач, многие вещи становятся сами собой разумеющимися.

Какие функциональности затронет очередная доработка, с кем из смежников нужно будет пройти e2e-тестирование, а какой костыль лучше не трогать — все это не вызывает вопросов. Но новый член команды видит вместо карты туман, и при этом от него требуют будто «пойди туда, не знаю куда, сделай то, не знаю что». 

После получения задачи хороший сотрудник сначала пытается изучить карту и только потом приступает к выполнению задания.

Если при этом он не понимает, что прячется за туманом соседних областей, он может упустить что-то важное или принять сложно поддерживаемое и нерасширяемое решение. И наставник будет смотреть на это и гневливо недоумевать: «Да как так вообще можно было сделать?!». Но в действительности новый коллега не виноват, он сделал как видел. 

Если в компьютерной игре можно заплатить условные алмазики и открыть сразу всю карту, то в жизни есть куда более простое решение: стоит попробовать рассказать новому коллеге о проекте так, будто это и не аналитик вовсе, а, предположим, библиотекарь Клавдия Петровна. Она совсем ничего не понимает в айти, но ей очень интересно послушать, что именно умеет делать ваша автоматизированная система, как и почему. 

В идеале, конечно, у вас должен быть артефакт с описанием продукта, о котором я упоминала в предыдущем блоке, но как мы все знаем, идеального мира не существует, а устно объяснить можно даже больше и понятнее. 

И вот когда новоявленный сотрудник увидит всю картину в целом, ему будет проще выполнять свою работу, а наставнику не придется разгребать за ним значительное количество косяков.

Часть 3. «Одно из двух: можно или от ошибок прятаться, или... извлечь урок»

Как давать конструктивную критику, которая предотвратит ошибки джуна в дальнейшем

Теперь я хочу рассказать о камне, о который мне довелось споткнуться не единожды, прежде чем получилось понять, почему это происходит и как обойти препятствие.

Мы можем сделать все идеально, полностью погрузить в проект, выдать на руки все координаты, явки и пароли, но рано или поздно мы все равно столкнемся с тем, что новоиспеченный аналитик допустит ошибку.

Что мы обычно делаем, когда новичок совершает оплошность? 

Мне в таком случае всегда было проще сказать: «С кем не бывает» и исправить эту ошибку за своего коллегу, чем помочь ему самостоятельно с этим разобраться. 

Это происходило потому, что мне казалось, что так будет быстрее и ошибки не повторятся. Но что выходило на самом деле? Правильно, сталкиваясь с задачей, которую за него переделывал кто-то другой, мой коллега совершал те же ошибки ровно в тех же местах. И только после череды неудач и колоссальной усталости от постоянных перегрузок чужими задачами до меня наконец дошло.

Возможно, мой коллега просто не знает каких-то вещей, и на самом деле помочь ему может банальное обучение.

И здесь снова нужно взвесить: или наставник тратит время и силы на то, чтобы исправлять ошибки за тем, кто их совершает, или же единожды собирает маленькую библиотечку курсов, тренингов и вебинаров по необходимым навыкам.. Желательно эту библиотечку не прятать, а положить в свободном доступе неподалеку от документации по проекту. 

Помимо помощи в обучении, нужно найти в себе силу давать корректирующую или развивающую обратную связь. Если не говорить коллеге, что в его работе можно что-то улучшить, он вряд ли сам об этом догадается.

Но важно понимать, что обратная связь дается не с позиции «ты дурной, как тебя вообще взяли, кто тебя обучал», а «вот здесь я вижу у тебя зону роста». Человек адекватно воспримет корректирующий отклик, если мы сделаем акцент на сильные стороны и укажем на те, которые необходимо прокачать. Фидбэк работает, когда подается в позитивном ключе. 

Но я понимаю, что иногда обратная связь — очень деликатная тема. Не каждый готов взять на себя ответственность и сказать коллеге: «То, что ты сделал, некорректно и не закрывает поставленную задачу». Ведь все по-разному реагируют на критику. Особенно это может быть острым углом для только что устроившегося сотрудника. Но здесь тоже есть пара лайфхаков. 

  1. Давайте обратную связь в конфиденциальной обстановке.
    Это продемонстрирует уважение и не создаст неоднозначной ситуации с коллективом.

  2. Соблюдайте схему +/-/+(она же «Модель бутерброда»): сначала обозначьте положительные моменты работы сотрудника, потом проговорите проблемы, а затем поддержите коллегу и выскажите уверенность в том, что он справится с исправлением ошибок.

  3. Высказывайтесь о проблеме, а не о личных качествах сотрудника. При таком подходе новичок сосредоточится на решении проблемы, а не на самозащите.

  4. Не пытайтесь искать виноватого и причины допущенной ошибки, сразу концентрируйтесь на поиске решения проблем. Так коллега будет чувствовать, что наставник заинтересован в том, чтобы ему помочь, и не будет замыкаться в себе.

  5. Всегда конкретно говорите о проблеме и ее последствиях. Стоит избегать размытых и неизмеримых формулировок вроде «снижение производительности», «снижение качества продукта», а говорить конкретно: «Из-за этого дефекта пользователи на проме не могут использовать новую функциональность». Так у аналитика не будет возможности воспринимать обратную связь как способ просто «докопаться».

Если соблюдать эти шаги, обратная связь получится конструктивной, а главное — полезной. В таком ключе сотрудник быстрее поймет причины и последствия своих ошибок и сможет их не повторять. Впрочем, стоит заметить, что моделей обратной связи существует множество, и под каждого сотрудника лучше всего подойдет своя, но я привожу в пример то, что сработало с моими подопечными.

Однако даже в таком подходе можно столкнуться с аналитиком, который воспримет происходящее слишком близко к сердцу. Нам не всегда попадаются понимающие и открытые к изменениям коллеги. Это может быть и сотрудник, который «лучше знает». Например, среди тех, кого мне довелось адаптировать, был коллега, который на любую критику заявлял, что у него двенадцать лет опыта и то, что он предлагает, будет лучшим вариантом решения поставленной задачи.

Это однозначно тяжелые кейсы, и в них очень просто провалиться в эмоции. Но эмоции — плохой спутник в решении проблем. Постарайтесь понять, что «лучше знающий» сотрудник, скорее всего, просто боится показаться глупым и некомпетентным. 

Тут нужно понимать, готовы ли вы тратить ресурсы на взаимодействие с таким коллегой и будет ли в итоге его участие в проекте полезным и продуктивным. 

Если да — здесь работают все те же принципы +/-/+. Согласитесь с коллегой в том, что его идея была бы очень полезной в других обстоятельствах, но постарайтесь аргументировать, почему именно сейчас она не подходит и ее нужно отложить «в стол», а затем предложите реализовать его решение позже, подготовив для этого все необходимые условия.

В случае когда затраченные ресурсы не стоят того, что команде может предложить «лучше знающий» аналитик, не стоит забывать про эскалацию. В цели наставника не входит борьба с ветряными мельницами. 

Часть 4. «И если станет одиноко, ты вспомни, что эти ребята всегда помогут тебе. И я тоже»

Какая проблема с коллективном может «тормозить» новичка и чем способен помочь наставник

Мы рассмотрели, как именно погрузить нового коллегу в рабочие процессы и задачи, как обойти некоторые сложности и научиться извлекать из ошибок урок, но не затронули немаловажный процесс адаптации сотрудника в коллективе.

Что еще может тормозить работу новичка? На мой взгляд, это попытка занять свое место в команде. 

Многим наверняка знакома ситуация, когда в новом коллективе первое время сидишь молчаливым истуканом и только наблюдаешь за коллегами. Изучаешь, с кем можно пошутить, к кому лучше не подходить до первой чашки кофе, кто радушно поможет с задачей, а у кого можно стрельнуть печенюшку к чаю.

Почему это важно? Внушительная часть ресурса эмоционального и интеллектуального расходуется именно на то, чтобы найти для себя комфортное место.

И за этим таится огромная проблема — эмоциональное выгорание. Думаю, кто-то из читателей уже сталкивался с этим феноменом и сможет понять, как важно не дать коллеге провалиться в это состояние. Вопреки расхожему мнению, на то, чтобы эмоционально выгореть, достаточно пары-тройки сложных недель, а не лет, как об этом привыкли думать. 

Если наставник помогает новому коллеге адаптироваться в коллективе, знакомит с командой, рассказывает, к кому и с каким вопросом можно обратиться, он, во-первых, существенно облегчит ему жизнь, а во-вторых, быстрее получит сотрудника, который сконцентрирован на выполнении задач, а не на волнениях о том, как эти задачи будут оценивать другие.

Помимо прочего, новые сотрудники зачастую страдают перфекционизмом. И он, в свою очередь, влияет на следующие качества: 

  1. Многозадачность — когда человек зациклен на том, чтобы хорошо оценили его выполненную задачу, он глубоко погружается в нее и практически не способен быстро переключаться на другую. А я уверена, что не бывает проектов, где ты долго можешь долго и неотрывно заниматься одной задачей — это подтверждает мой опыт.

  2. Скорость — «нет предела совершенству», человек «держит» задачу дольше необходимого, все время пытаясь ее переделать и улучшить. В этом зачастую нет необходимости, ведь в разработку почти всегда можно отдавать и верхнеуровневые требования, а детализацию дорабатывать в процессе. 

Это — проблемы. И решить их, отталкиваясь только от рабочей деятельности, практически невозможно, зато получится решить, ориентируясь на взаимодействие с коллективом.

Можно пригласить новичка прерваться на кофе, сходить с ним на обед, предложить командный поход в кафе в честь пополнения. 

Если помочь джуну адаптироваться в коллективе, то в дальнейшем можно увидеть, как быстро он расслабится и как вырастет его производительность. 

Часть 5. «Нет. Вглядись, дружок. Видишь? Он живет в тебе»

Какие бенефиты даст в дальнейшем обучение новичка

Мы много говорили о том, чем наставник способен помочь начинающему аналитику и совсем косвенно коснулись того, что тот даст своему учителю.

Есть очевидные профиты: 

  • разделение обязанностей;

  • делегирование;

  • развитие проекта;

  • обоюдная верификация.

Когда аналитиков на проекте от двух и более, это чаще всего идет на пользу системе, над которой они работают. Как говорится, одна голова хорошо, а две лучше. Можно поделить пополам фасилитацию встреч, передать новичку рутинные дела, например, по грумингу задач в бэклоге или удалению неактуальных страниц в конфлюенсе. 

При таком разделении у сотрудника высвободится больше ресурса на анализ и разработку решений для своих систем. Последние можно проверить с помощью второго аналитика, ведь в коллективе регулярно рождаются идеи, и когда решения принимают несколько участников, есть поддержка или, наоборот, сдерживающая сила. 

Ну а верификация — дело хорошее. Полезно, когда кто-то свежим взглядом вычитывает документ, над которым человек работал несколько дней и, возможно, не замечал каких-то неточностей. 

Вернемся к неочевидным выгодам. С опытом все не слишком однозначно. Адаптируя нового сотрудника из позиции равного коллеги, наставник безопасно приобретает полезный навык, который способен помочь в дальнейшем карьерном росте. И при передаче экспертизы, и при руководящих должностях — все, про что я написала в этой статье, будет необходимо. Важность таких навыков сложно переоценить. 

Что касается безопасности, если сотрудник допустил ошибку из позиции равного коллеги, то никакой указующий перст не уткнется ему в грудь. Все на добровольных началах, а значит, вы можете вынести урок без серьезных взысканий за упущенные неточности. 

Но совсем неочевидная польза от адаптации нового сотрудника — саморазвитие. Когда мы долго работаем на одном проекте, и часть обязанностей  переходит в режим «мышечной памяти», некоторые навыки могут притупиться илиустареть. 

Когда занимаешься адаптацией и/или обучением нового сотрудника, так или иначе повторяешь все то, что мог забыть, а иногда даже узнаешь новое. Если ищешь для джуна какие-то курсы, можешь понять, что привычный способ выполнения задачи уже не актуален — есть другой, более быстрый. Согласитесь, всегда приятно, когда что-то получается упростить и ускорить в ежедневной рутине?

К тому же сам процесс обучения и адаптации приносит огромное удовольствие, когда видишь, как растет и развивается твой наставляемый.

Итоги

Итак, надеюсь, мне удалось донести главную мысль: адаптация нового сотрудника — это своего рода инвестиция времени. Наставник вкладывает собственные ресурсы в новичка, чтобы получить отдачу в виде разделения обязанностей, обоюдной верификации и свободного времени на новые идеи и решения. 

Повторю ключевые советы:

  1. Процесс адаптации — то, что можно систематизировать и контролировать, если заранее спланировать процесс.

  2. Если рассказать новому сотруднику о проекте как потенциальному пользователю, можно упростить и ускорить выполнение задач, потому что у новичка разовьется целостное понимание того, над чем вы работаете.

  3. Ошибки случаются, но если собрать и положить поблизости методичку по ключевым навыкам, необходимым в проекте, это позволит джуну извлекать из ошибок уроки и развиваться.

  4. Если помочь коллеге адаптироваться в коллективе, он будет тратить меньше ресурсов на поиск своего места в команде и повысит качество и скорость выполнения задач.

  5. При участии в адаптации нового сотрудника в дальнейшем наставник получает следующие плюсы:

  1. надежного соратника,

  2. бесценный опыт,

  3. саморазвитие,

  4. больше времени на свои задачи.

Источник: https://habr.com/ru/company/digitalleague/blog/698460/


Интересные статьи

Интересные статьи

В данной статье мы рассмотрим систему аутентификации пользователей и внешних систем в личном кабинете через сервер аутентификации Blitz Identity Provider. Согласно требованиям проекта, который мы...
Небольшая история, как из пробного проекта вырастить приложение, которое охватывает большую часть деятельности ИТ отдела.Сразу скажу, приложение выросло из любительского проекта, начатого для изучения...
Эта статья для тех, кто собирается открыть интернет-магазин, но еще рассматривает варианты и думает по какому пути пойти, заказать разработку магазина в студии, у фрилансера или выбрать облачный серви...
Эта публикация написана после неоднократных обращений как клиентов, так и (к горести моей) партнеров. Темы обращений были разные, но причиной в итоге оказывался один и тот же сценарий, реализу...
В первой части статьи мы разобрали загрузчик оригинальной версии и выяснили, куда загружается код игры и как он запускается. Теперь нужно перенести файлы на диск. Обычно это делается простым к...