Анализ нового КоАП касательно полетов БВС

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.
На рассмотрении на данный момент находится новая редакция КоАП (кодекса об административных правонарушениях), т.е. документа, регулирующего в том числе и наказания за незаконное использование беспилотников. Введение в действие нового КоАП планируется в начале 2021 г. Давайте разберемся с тем, что для пилотов беспилотников готовит новый КоАП. Для начала проведем соответствие между главами КоАП, интересными пилотам беспилотников. В конце статьи краткий вывод.

Действующий КоАП Новый КоАП
11.4 Нарушение правил использования воздушного пространства 20.4 Нарушение правил использования воздушного пространства и организации воздушного движения
11.5 Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов 20.5 Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов
*Ранее беспилотники в главе «Административные правонарушения, посягающие на общественную безопасность» не упоминались 39.21 Несанкционированное использование беспилотных летательных аппаратов над отдельными территориями

Рассмотрим каждую статью подробно.

Статья 20.4. (бывшая 11.4.) Нарушение правил использования воздушного пространства и организации воздушного движения


Текст статьи
Статья 20.4. Нарушение правил использования воздушного пространства и организации воздушного движения
1. Нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей или административный запрет деятельности на срок до тридцати суток; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный запрет деятельности на срок до тридцати суток.
2. Нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от семидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административный запрет деятельности на срок до тридцати суток; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из описания правонарушений убрали текст «если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния». Суммы штрафов остались прежними.

Пункт 1. Нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил ИВП:

  • граждане — 20-50 т.р.;
  • должностные лица — 100-150 т.р.;
  • ИП — 150-200 т.р. или административный запрет деятельности до 30 суток;
  • юридические лица — 250-300 т.р. или административный запрет деятельности до 30 суток.

Для юрлиц «Административное приостановление деятельности» до 90 суток планируют заменить на «административный запрет деятельности» до 30 суток. 30 суток обусловлены максимальным сроком административного запрета. «Административный запрет» определяется в статье 3.28 нового КоАП.
Серьезное изменение пункта — добавился штраф индивидуальным предпринимателям.

Пункт 2. Нарушение правил ИВП лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по ИВП

  • граждане — 30-50 т.р.
  • должностные лица — 50-100 т.р.
  • ИП — 70-150 т.р. или административный запрет деятельности до 30 суток
  • юридические лица — 300-500 т.р. или административный запрет деятельности до 30 суток

Опять же добавился штраф индивидуальным предпринимателям.
Эти два пункта, видимо, отличает то, какое воздушное судно используется при нарушении закона. В некоторых случаях на управление судном необходимо иметь право на ИВП (БВС тяжелее 30 кг, самолеты, вертолеты), в некоторых нет (беспилотники легче 30 кг).
Здесь не ясен принцип формирования суммы штрафа. Должностные лица и ИП платят штрафы больше за нарушения правил ИВП (т.е. п.1 ст. 20.4), а граждане и ЮЛ за нарушения правил ИВП будучи не наделенными правом на осуществление деятельности по ИВП (п.2 ст.20.4).

Статья 20.5. (бывшая 11.5.) Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов


В этой статье существенно (от нескольких до нескольких десятков раз) возросли штрафы относительно действующего КоАП. Также изменился текст.

Текст статьи
Статья 20.5. Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов
1. Нарушение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации порядка допуска к выполнению полетов воздушных судов либо правил подготовки и выполнения полетов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 – 7 настоящей статьи, если эти действия создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью человека, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или лишение права управления воздушным судном на срок от трех до шести месяцев; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
2. Те же действия, повлекшие по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или лишение права управления воздушным судном на срок от шести месяцев до одного года; на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
3. Взлет на воздушном судне при наличии неисправностей, с которыми в соответствии с федеральными авиационными правилами запрещено начинать выполнение полета, без разрешения уполномоченного органа, либо с нарушением установленных федеральными авиационными правилами норм пассажировместимости (грузовместимости) или ограничений по полетной массе или центровке воздушного судна, а равно управление воздушным судном, не прошедшим государственной регистрации, либо не поставленным на государственный учет, либо не имеющим государственного и регистрационного опознавательных знаков или учетного опознавательного знака, либо имеющим заведомо подложные государственный и регистрационный опознавательные знаки или заведомо подложный учетный опознавательный знак, — влечет наложение административного штрафа на командира воздушного судна в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или лишение права управления воздушным судном на срок от одного года до двух лет.
4. Управление воздушным судном лицом, не имеющим права управления им, — влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
5. Управление воздушным судном, на котором отсутствует судовая и полетная документация, предусмотренная законодательством Российской Федерации, либо управление воздушным судном членом летного экипажа, не имеющим при себе документов на право управления данным типом воздушного судна, — влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей.
6. Допуск к полету воздушного судна, которое не прошло государственной регистрации, либо которое не поставлено на государственный учет, либо которое не имеет государственного и регистрационного опознавательных знаков или учетного опознавательного знака, либо которое имеет заведомо подложные государственный и регистрационный опознавательные знаки или заведомо подложный учетный опознавательный знак, либо на котором отсутствует судовая и полетная документация, предусмотренная законодательством Российской Федерации, либо на котором не укомплектован летный или кабинный экипаж, либо которое имеет неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация без разрешения, выдаваемого уполномоченным органом, либо на котором нарушены нормы пассажировместимости (грузовместимости) или ограничения по полетной массе или центровке воздушного судна, а равно допуск к управлению воздушным судном или его обслуживанию или допуск к обслуживанию воздушного движения лица, не имеющего на то права или находящегося в состоянии опьянения, либо обслуживание воздушного судна лицом, не имеющим на то права или находящимся в состоянии опьянения, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от ста пятидесяти до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
7. Выполнение полетов воздушными судами, на борту которых отсутствуют поисковые и аварийно-спасательные средства, предусмотренные законодательством Российской Федерации, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей – от пятидесяти до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Примечания.
1. Под причинением легкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.
2. Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.

Пункт 1. Нарушение установленных в соответствии с законодательством РФ порядка допуска к выполнению полетов воздушных судов либо правил подготовки и выполнения полетов, если эти действия создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью человека

Одно из наиболее существенных изменений в КоАП — если ранее в статье упоминались только случаи причинения вреда здоровью, то теперь сюда относится уже угроза причинения вреда жизни или здоровью. Штрафы серьезные:

  • граждане — 20-30 т.р.
  • должностные лица — 50-100 т.р.
  • ИП — 100-300 т.р.
  • юридические лица — 300-500 т.р.

Как и прежде упоминаются ИП. Каким образом будет определяться угроза причинения вреда жизни и здоровью — не понятно, четких критериев нет. Субъективно, например, полет в опасной близости (где начинается опасная близость?) от человека может окончиться для гражданина штрафом до 30 т.р.

Пункт 2. Те же действия, повлекшие по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего

Существенное увеличение штрафов:

  • граждане — 30-50 т.р. (сейчас до 2,5 т.р.)
  • должностные лица — 100-200 т.р. (сейчас до 20 т.р.)
  • ИП — 200-300 т.р.
  • юридические лица — 400-500 т.р. (сейчас до 100 т.р.)

Традиционно упоминаются ИП.

Пункт 3. Взлет на воздушном судне… а равно управление ВС… не прошедшем государственной регистрации, либо не поставленным на государственный учет, либо не имеющим государственного и регистрационного опознавательных знаков или учетного опознавательного знака, либо имеющим заведомо подложные государственный и регистрационный опознавательные знаки или заведомо подложный учетный опознавательный знак

Если находящийся в воздухе БВС не поставлен на учет или на нем нет учетного номера или номер подложный, то пилоту придется заплатить штраф. Размер штрафа 10-20 т.р. В действующем КоАП штраф до 2,5 т.р.

Пункт 6. Допуск к полету воздушного судна…

Пункт скорее всего не касается пилотов БВС — любителей, речь, видимо, об организациях. Ибо допуском занимаются контролирующие пилота органы (ОрВД, начальство, администрация населенного пункта). Вряд ли допуском самого себя может заниматься гражданин. Тем не менее стоит заметить, что штраф за «допуск к управлению воздушным судном… лицом… находящимся в состоянии алкогольного опьянения:

  • граждане — 30-50т.р.
  • должностные лица — 100-150 т.р.
  • ИП — 150-200 т.р.
  • юридические лица — 200-300т.р.

Статья 39.21. Несанкционированное использование беспилотных летательных аппаратов над отдельными территориями



Текст статьи
Статья 39.21. Несанкционированное использование беспилотных летательных аппаратов над отдельными территориями
Несанкционированное использование беспилотных летательных аппаратов над территорией объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, Службы внешней разведки Российской Федерации, системы федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел, государственной охраны и охраняемых объектов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а равно местами проведения публичного (массового) мероприятия и прилегающей к ним территории, неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, антитеррористических мероприятий, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.


Новая статья в КоАП. Вводит штрафы за полеты над зонами, над которыми ранее было разрешено сбивать беспилотники.

  • граждане — от двух пяти (видимо опечатка, или от 2 или от 5) т.р. до 10 т.р. с конфискацией БВС или без таковой
  • должностные лица — 25-50 т.р.
  • ИП — 50-70 т.р. с конфискацией БВС или без таковой
  • юридические лица — 100-200 т.р. с конфискацией БВС или без таковой

Конфискация БВС — также новинка в КоАП. Ранее такое наказание не применялось. Согласно статье кроме сбитого над указанными в „Законе о предотвращении использования беспилотных воздушных судов в противоправных целях“ можно будет получить еще и штраф и/или конфискацию БВС.
Как избежать попадания в такие запретные зоны к сожалению не указано, карты с „местами проведения следственных мероприятий“, „мест проведения публичных мероприятий“, „сооружений на коммуникациях“ и проч. как не было так и нет. С учетом того, что согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.02.2020 № 74 в некоторых случаях возможен полет без получения разрешения ИВП и разрешения органов местного самоуправления, летать в определенной степени придется „на удачу“.

Анализ статей действующего КоАП, касающихся полетов беспилотников можно прочитать тут.

Вывод


В итоге имеем:

  1. В КоАП введены существенные штрафы для ИП.
  2. Введен существенный штраф за угрозу причинения вреда жизни и здоровью человека.
  3. Серьезно увеличены штрафы в пункте 20.5 Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов.
  4. За полеты над территориями, указанными в Законе о предотвращении использования беспилотных воздушных судов в противоправных целях введены существенные штрафы и/или конфискация БВС.
Источник: https://habr.com/ru/post/488056/


Интересные статьи

Интересные статьи

Как работают платформы анализа информации об угрозах и какие функции предоставляет передовое ПО из этой сферы; сравнение продуктов на основе аналитической таблицы ROI4CIO. ...
Ранее мы уже научились перехватывать блокировки из лога сервера PostgreSQL. Давайте теперь положим их в БД и разберем, какие фактические ошибки и проблемы производительности можно доп...
Добро пожаловать в третью статью нашего цикла по форезнике от Check Point. На этот раз мы рассмотрим SandBlast Mobile. Мобильные устройства уже давно стали частью нашей жизни. В смартфонах на...
Этот пост будет из серии, об инструментах безопасности, которые доступны в Битриксе сразу «из коробки». Перечислю их все, скажу какой инструмент в какой редакции Битрикса доступен, кратко и не очень р...
В Челябинске проходят митапы системных администраторов Sysadminka, и на последнем из них я делал доклад о нашем решении для работы приложений на 1С-Битрикс в Kubernetes. Битрикс, Kubernetes, Сep...