Анонимные опросники в проектном менеджменте

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!

На Хабре регулярно появляются статьи об управлении персоналом, где каждый автор делится своими 'лучшими практиками'. Сегодня я хочу обсудить малозаметный, но мощный инструмент управления - анонимные опросники. Представьте, что каждый член вашей команды имеет возможность откровенно высказаться, не опасаясь последствий или критики. Именно так, скрытые проблемы становятся видимыми, а искренние отзывы превращаются в ценные стратегические данные.

Анонимность весьма интимная сфера нашей жизни не зря в браузерах есть функция инкогнито, а telegram столь популярен. И эта среда позволяет более открыто выражать свою точку зрения без опасения попасть под публичную критику или другие ограничения. Поэтому вполне логично использовать эти механизмы и в менеджменте - предоставить сотрудникам возможность высказаться о состоянии проекта или команды в безопасной среде, что в итоге поможет выявить скрытые проблемы и привести к улучшениям. Первоначально тему анонимный опросников я затронул ранее в моём блоге, когда разбирал кейс увольнения сотрудника, где основная цель - удержать молодого и перспективного специалиста.

Разумеется, у анонимных опросников есть недостатки: неконструктивная критика, личные претензии или же излишнее обобщение. Но я считаю, что их весьма просто нивелировать, а потенциальная польза значительно перевешивает издержки.

При проведении анонимных опросов я придерживаюсь следующих принципов:

  • Анонимность. Опросник должен быть ДЕЙСТВИТЕЛЬНО анонимный, поэтому никаких реферальных ссылок или корпоративных систем - они умеют явно или неявно трекать кто оставляет фидбэк, поэтому - google forms или office 365.

  • Регулярность. Разовое проведение не позволит оценить изменения в динамике, выявить новые проблемы или риски, обновить планы или же привнести новые улучшения. Для меня оптимальным является проведение опросов раз в квартал — это даёт мне возможность внести крупные изменения при необходимости и отследить развитие проекта в динамике.

  • Простота. Не надо пытаться понять почему не удался релиз перед НГ несколько лет назад, давать множество вариантов ответов и требовать обязательные поля для заполнения. Мое мнение: идеально, когда человек может потратить на отзыв не более 5–7 минут.

  • Открытость. Результаты должны быть открытыми и как бы больно вам ни было читать всё что написали в анонимном отзыве - его результаты вы должны опубликовать на всех, кто участвовал в опросе. Разумеется, какой-то налёт цензуры вполне допустим и откровенную чернь и дичь придётся подтереть: неконструктив а-ля "Маша дура гы-гы-гы" - удалять без оглядки, но даже если к вам относятся плохо - и через фидбэк вы это видите, засуньте своё эго куда поглубже.

  • План улучшений (improvement plan). Должен быть составлен по итогам анонимного опроса, иначе теряется всякий смысл его проведения, и коллеги не будут больше делиться интересной информацией, если это не приведёт к положительным сдвигам и результатам. В общем виде для меня эффективный план улучшений выглядит следующим образов: проблема, действия для её решения, ответственный и дата, до которой предполагается решить данную проблему.

  • Понятность. Критерии оценки должны быть понятными и простыми, например пятибалльная шкала нам всем знакома со школьных лет, светофор - зелёный всё хорошо, красный - грусть-печаль-тоска или просто текст.

  • Один ответ. Каждому участнику разрешается предоставить только один ответ или отзыв, чтобы обеспечить справедливость и достоверность собранных данных.

  • Отчётность. Перед следующим анонимным опросом надо отчитаться перед сотрудниками о выполнении или статусе проблем, идентифицированных при предыдущем опросе. Это положительно влияет на мотивацию сотрудников участвовать в последующих опросах и давать правдивую обратную связь. 

Пример опросника:

  • Нравится ли вам текущий проект? - Да/Нет. (Использовал вариации: Пожалуйста, оцените проект по шкале от 1 до 5, где 1 - ненавижу проект и 5 - проект мечты. Цвет моего статуса на проекте - зелёный, жёлтый, красный.) 

  • Что вам нравится в текущем проекте? - Текстовое поле, куда можно написать всё что угодно.

  • Что бы вы хотели изменить\улучшить в текущем проекте? Я использую вопрос именно в такой тональности (а не просто: "напишите, что вам не нравится в проекте") потому, что хочу получить конструктивную критику и подтолкнуть людей к позитивным улучшениям в проекте.

И пример на google формах как оно может выглядеть (за основу взял форму анонимного опросника для моего блога). Это примерный шаблон, и вы можете определять варианты наиболее подходящее под ваши нужды.

 В своей практике я использую анонимные опросники для:

  • Понимания мотивации команды, как итог уменьшения текучки кадров через проактивное управление персоналом (про разницу в проактивном и реактивном управлении я писал в своём блоге).

  • Нахождения и устранения скрытых проблем, до того, как они перерастут в боль и страдания. Какой бы замечательный и умный менеджер ни был, коллектив сталкивается с бóльшими проблемами – он выявляет то, что одному не увидеть.

  • Выполнения проектных бизнес трансформаций. Это отдельная большая тема и о ней я расскажу отдельно.

Источник: https://habr.com/ru/articles/780658/


Интересные статьи

Интересные статьи

Если в Вашей IT–компании принят проектный подход в производстве ПО или IT-сервисов, а тем более, есть формализованный проектный офис, то, почти наверняка, есть пара параметров его деятельности, которы...
Уже более 5 лет я занимаю руководящие позиции в области анализа данных. От синьора DS с двумя подчиненными до лида трех команд аналитиков и инженеров в Малом бизнесе Сбера. За это время я сформировал ...
Пару лет назад я стал следить за тем, что происходит в среде продукт-менеджмента. Преимущественно, конечно, на российском и ближайших рынках. Сейчас я готов сделать вывод, что вся видимая активнос...
В конце прошлого года эксперты Gartner выпустили очередной отчет, в котором выделили 12 важнейших трендов развития. И поскольку коллеги из издания СберПро попросили меня прокомментировать эти тенденци...
Начать, наверное, следует с того, что анонимная функция(замыкание) в PHP — это не функция, а объект класса Closure. Собственно, на этом статью можно было бы и закончить, но если кому-то интер...