В июне этого года на WWDC2023 компания Apple презентовала новое устройство — Apple Vision Pro. Под соусом Джобсовского «One more thing…» — легендарной фразы, с которой Стив обычно презентовал новый продукт, Тим Кук рассказал нам о новой разработке Купертино.
Что это такое и зачем это нужно? Начнём издалека. Думаю, все знают, что такое VR и AR. Это виртуальная реальность и смешанная реальность. Если первая переносит вас в дивный новый мир, то вторая сильно разнообразит ваш нынешний, добавляя в него разные элементы из цифрового мира. Пример — обычная фотография, на которой вы что-то дорисовываете или подписываете. А виртуальная реальность — это, например, компьютерная игра, в которую вы окунаетесь с головой.
В 2010-х VR/AR стали ещё ближе к нам — за счёт очков, а, вернее, шлемов, которые позволяли буквально соприкоснуться с новой реальностью. Надевая подобную гарнитуру, человек мог ощутить себя в совершенно другом месте — в игре, на другой планете, в 3D-фильме. Или дополнить существующий мир, добавив к нему определённые элементы. Естественно, одними из первых такой возможностью заинтересовались игровые разработчики и стали создавать контент для подобных очков — во многом именно геймеры и определили сегодняшний спрос на такую гарнитуру, преимущественно виртуальную.
Дополненная реальность очень пригодилась бы и в работе, и в досуге: несколько экранов, которые можно расширять до огромных размеров, возможность рассматривать 3D-модели с разных ракурсов, обходя вокруг них и так далее и тому подобное. Но до недавней презентации это не было толком реализовано у других компаний — в первую очередь из-за нехватки софта под подобные очки.
В итоге к 2023 году VR и AR гарнитуры заняли свою небольшую нишу на рынке гаджетов. О них знают все, но пользуется ими… ну, не так много людей. И тут на сцену выходит Тим Кук и говорит «One more thing…».
Apple Vision Pro — шлем смешанной реальности (совмещая VR и AR), который позиционируется как устройство для огромного числа специалистов. Дизайнеры, инженеры, архитекторы и много кто ещё — вот основные потребители этих очков.
Яблочная экосистема позволяет моментально включаться в рабочий процесс, передавая все данные, файлы и приложения с других устройств Купертино. Фотошоп, видео и аудиоредакторы и прочие программы работают в едином пространстве. Начали делать проект на Маке — надеваете очки, и он переносится на виртуальный экран, с куда большим разрешением.
Но, как говорится, не одной работой... По заверениям компании AVP, позволяет потреблять контент в совершенно новом качестве — смотреть фильмы как в кинотеатре, рассматривать в мельчайших подробностях панорамы и играть, конечно же.
Звучит здорово, не так ли? Именно так и презентуют калифорнийцы новый девайс. Крутое устройство для повседневных задач: создания и потребления контента за 3500 зелёных. Вот только… у него есть некоторое количество, скажем так, недочётов, а если быть точнее, критических проблем, которые могут оказаться фатальными для нового гаджета Apple.
1. Комфорт эксплуатации
Здесь у Vision Pro сразу множество проблем.
Первое — это вес устройства. Учитывая количество электроники, которая находится в шлеме, алюминия, из которого он сделан, и огромного OLED (!) экрана спереди, вес шлема будет превышать 500-600 грамм, если не больше. Тот же Oculus Quest 2 от Facebook весит около 500 грамм и при длительном ношении вызывает дискомфорт, хоть и сделан он из привычного и лёгкого пластика.
Скорее всего, через пару часов шея уже даст знать о себе, а учитывая смещённый центр масс (а именно вперёд), ношение этой маски будет требовать дополнительных усилий от шейных позвонков — противовеса сзади нет, только крепление. У других очков (Oculus Quest 2) есть возможность закрепить сзади аккумулятор. Да, это дополнительный вес, но зато так достигается баланс. Для AVP предусмотрен дополнительный ремешок (естественно, не в комплекте), который огибает центр головы, может хоть он поможет. Потому что текущее решение пока не выглядит лёгким.
Второе — это вентиляция. Учитывая количество мощной электроники, возникает вопрос: а как AVP будет охлаждаться? Не будет ли запотевать лицо и, как следствие, линзы? При ношении нынешних VR-шлемов лицо и так запотевает, поэтому через час-полтора приходиться их снимать и отдыхать от них минут 10.
В чём проблема? Apple позиционирует своё устройство, как рабочий компьютер, за которым вы можете и видео монтировать и фильм на пару часиков смотреть. Так вот, как можно нормально концентрироваться на одной задаче, если каждые 40-70 минут нужно снимать шлем и отдыхать от него? Потрогать траву (нет, статью писал не клещ) и подышать свежим воздухом — это замечательно, но хорошо бы иметь и возможность работать дольше, чем пресловутый час.
А это мы ещё не рассмотрели вопрос игр — азарт, увлечение, стресс будут являться отличным стимулятором ещё большего запотевания лица. Как будет решаться эта проблема, неизвестно.
Третье — работа на AVP. Мы в основной своей массе привыкли что-то монтировать, писать, редактировать через физическую клавиатуру. Ощущать тактильную отдачу клавиш, слышать их нажатие. С мышкой и тачпадом то же самое.
Бить пальцами по столу или по воздуху, куда проецируется клавиатура, это довольно сомнительное занятие. Отсутствие мышки компенсируется жестовой системой. Она может быть вполне себе удобной… а может и нет. Реальная мышка от Apple оказалась… ну, мягко говоря, не лучшим продуктом. Кто пользовался — знает. Низкая посадка, сенсорная поверхность, с неудобным портом зарядки. Да и нормальная совместимость только с маком. Понятно почему, но осадочек всё равно есть.
Не только работа на AVP представляется неясным процессом, но и игры. Жесты — это замечательно, но как играть в те же шутеры, например? Нажимать на воображаемый курок? Без контроллеров огромное количество современных игр теряют в управляемости и комфорте — жесты всё не заменят, да и ощущения не те. Да, на презентации показали процесс игры с помощью геймпада от плойки, но это всё-таки 2D-гейминг, а не 3D, если уж на то пошло.
Четвёртое — зарядка и аккумулятор. На презентации нам рассказали, что AVP подключается к внешнему аккумулятору и работает от него около… 2-х часов! Это, конечно, круто, но вы показали навороченную систему для просмотра тех же 3D фильмов в 4K 60 FPS и прицепили такой странный аккумулятор на верёвочке? При этом подобная несъемная посадка провода предопределяет периодический ремонт всего аккумулятора — ведь он будет рваться в месте соединения с аккумулятором. Как-то... не очень экологично что-ли.
Кстати, в качестве примера просмотра фильма был показан Аватар 2, длительность которого составляет больше трёх часов. То есть смотрим фильм 2 часа, потом ставим на зарядку (на часик, полтора) и только потом можем вернуться к просмотру картины. Такая вот арифметика от дорогих купертиновцев. Ну или подключили AVP к розетке, да (особенно в каком-нибудь самолёте Лондон — Нью-Йорк часов на 6)…
Почему сам аккумулятор выглядит как средний повербанк? Сейчас те же Xiaomi делают повербанки крайне хорошего качества. Почему нельзя было сделать какую-нибудь мини-зарядную станцию, куда можно было бы вставлять по 3-4 аккумулятора и менять их как обойму? Это ведь не сложнее создания OLED панели на весь шлем. Кстати, о ней.
2. Окружающая действительность
Нет, я в целом понимаю, зачем они решили сделать эмуляцию глаз на экране — чтобы люди могли взаимодействовать друг с другом, не снимая шлема, но… вы же видели, КАК это выглядит?
Честно скажу, когда я это впервые увидел, я засмеялся — это было очень забавно. Подобное было во время презентации iPhone X и его моноброви. Но чёлка объяснялась Face ID, разные датчики там и т. д. А сейчас? Чтобы люди могли видеть ваши глаза, а на конференциях цифровой аватар? Второе ещё имеет хоть какой-то смысл, но для аватара не нужна была цифровая панель. Собственно, единственное её применение — это создание вот этих глаз.
Правда, психология человека работает и будет работать по-другому (во всяком случае пока) — он будет просто снимать шлем при общении с другим человеком! Лишний раз освежить лицо + не пугать (или не смешить) собеседника этими глазами. Так что пока это, скорее, игрушка для любителей, чем что-то полезное, и далеко не факт, что она выстрелит в будущем.
Нелепость самого гаджета. Чем выделяются гаджеты Apple? Своим строгим стилем, дизайном, элегантностью. Их легко носить, легко развернуть и убрать, человек с маком в кафе давно стал неким образцом фрилансера. И теперь они представляют вот эту огромную водолазную маску. Как-то она слабо смахивает на работу дизайнеров Apple.
Конечно, с пресловутой чёлкой-монобровью было то же самое, а сейчас все к ней привыкли, и многие находят её в чём-то красивой, но всего 5 лет назад… Так что вполне вероятно, что AVP ждёт та же судьба — пару лет новый девайс будет вызывать искреннюю улыбку.
Перейдём к другой проблеме — ограниченная мобильность гаджета. Какие бы в Apple ни снимали красивые видеоролики с весёлыми людьми, которые без проблем взаимодействуют друг с другом, очевидно, что AVP — это, скорее, игрушка для дома или офиса. Всё. Даже в долгую дорогу этот шлем идёт с большой натяжкой из-за проблем с аккумулятором. С ними не погуляешь по улице, не посидишь в кафешке — only home, only work office.
Вызвано это прежде всего эксплуатационными ограничениями самого гаджета, в частности — батареей.
Также не очень ясно, как AVP будет работать на открытом воздухе. Что будет с датчиками на солнце и без явных физических границ, как, допустим, в комнате? И не забываем визуальную составляющую — девайс выглядит как водолазный шлем, а не как обычная повседневная вещь. На мой взгляд, очки 10-летней давности от Google выглядят куда более уместно, чем это.
Ещё момент — из-за того, что Vision Pro — это девайс сугубо для одного человека, показать кому бы то ни было, что происходит у тебя на экране, не представляется возможным. Если на одном маке/айпаде несколько человек могут смотреть фильм, то в случае AVP для каждого человека нужно отдельное устройство. Посмотреть фильм с девушкой? 7k зеленых — you're welcome.
3. Зачем Apple Vision Pro рядовому пользователю?
Каждое устройство Apple так или иначе делалось для решения какого-либо определенного круга задач. iPhone — хорошая звонилка, снималка и потреблялка повседневного контента на много лет. iPad — практически всё то же самое, только на большом экране. На нём удобнее смотреть кино, ютуб и читать книги, также можно +- удобно работать с контентом — видео, фото и местами текстом. Макбук — полноценная рабочая машина для офисной/фриланс работы.
А зачем человеку, имеющему все вышеперечисленные вещи, нужна ещё одна? Да ещё за такую цену? Да, там стоит мощное железо — процессор M2 рвёт большинство x86 процессоров, но зачем платить 3500 долларов за устройство на незнакомой OC, если можно потратить в 3 раза меньше и получить Мак на том же процессоре? Скорее, только ради нового опыта. Его не нужно надевать на переносицу и носить на себе на протяжении нескольких часов, и работает он на порядок дольше.
Apple так и не ответила на вопрос — какую принципиальную проблему решает их устройство. Работать в бесконечном пространстве? Круто, но как вы решите кучу проблем выше? Играть? Можно, вот только огромный пласт VR-игр остаётся не у дел из-за отсутствия контроллеров для VR. Досуг и повседневные мелочи? В целом, это лучшее, с чем AVP может справляться из заявленного Apple.
Всё же, остаётся главное. AVP — это закрытое, нелёгкое устройство, которое прилегает к голове, аки шлем. В нём человек будет потеть, шея также скажет своё веское слово, да и ходить с верёвочкой (или быть прикованным к розетке) также не добавляет приятных ощущений. Окружающий мир будет восприниматься более ограничено (будет иметь место эффект туннельного зрения, т. к. угол обзора существенно ограничен линзами), а люди, в этом самом окружающем мире, будут с улыбкой смотреть на этот шлем.
4. Резюмируя
Apple Vision Pro сегодня — проект, имеющий большие недостатки. Подобная система должна быть создана именно в виде очков, а не шлема. Она должна сидеть на голове человека так же легко и привычно, как и Apple Watch на руке.
Рассказы о том, что «Vision Pro на годы опережает всё ранее созданное» звучат по меньшей мере странно. Не вылечены фундаментальные проблемы VR-шлемов. А два процессора, которые делают AVP самым мощным устройством в своём классе, никак не помогают исправить концептуальные проблемы.
Если iPhone решал проблемы телефонов тех лет в виде стилуса или клавиатуры снизу путём внедрения удобного сенсорного экрана, то как Vision Pro решает проблему веса таких устройств? Или охлаждения лица? Конечно, всё, заявленное в презентации, скорее всего, будет работать как надо — бесшовное взаимодействие с экосистемой, 3D видео, походы по панорамам. Да даже какую-то работу работать можно будет.
Но важно другое. Человек не захочет сидеть несколько часов в огромном шлеме, прикрепленном к голове, который, к тому же, перевешивает вперёд. Нет никакого толка от мощной начинки и хорошего софта, если пользоваться ей можно будет часа 2 от силы, чтобы потом столько же от неё отдыхать.
На первых порах AVP будут скупать энтузиасты и прочие богатые люди. Но дальнейшая судьба Apple Vision Pro крайне, крайне туманна. Может, через пару лет Купертино и решит все вышеперечисленные проблемы в новом Vision 3 или 5, но это довольно спорный продукт. Как-то так.
НЛО прилетело и оставило здесь промокод для читателей нашего блога:
-15% на заказ любого VDS (кроме тарифа Прогрев) — HABRFIRSTVDS.