Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Автомобили развиваются. Становятся умнее, резвее, безопаснее. Производители меняют методы взаимодействия с авто, подчеркивают инновационность в интерьере, заменяют зеркала дисплеям. А вместо приборной панели ставят планшет. Но как эволюционирует главный и старейший интерфейс автомобиля - руль? И каким бы мы хотели его увидеть в будущем? Давайте порассуждаем под катом.
Историческая справка
Хотя для управления автомобилем индустрия довольно быстро стала использовать рулевое колесо, но это не было очевидным решением, и на первых автомобилях устанавливали ручку от перечницы.
Чуть позже, поняв, что сидеть часами в позе креветки вызывает неприятные ощущения да и в целом недостойно джентельмена (сударя или господина), плечо начали увеличивать, и орган управления стал походить на румпель от лодки.
Но мощность автомобилей росла пропорционально их популярности. Они становились не просто экзотическим средством передвижения, а символом торжества технического прогресса, способным удовлетворить жажду человечества двигаться все быстрее и быстрее. Однако на большой скорости управляться таким рычагом становилось всё менее удобно. И вот уже к 1894 году Альфред Вашерон установил рулевое колесо на гоночный автомобиль Panhard, принявший участие в первых официальных гонках в мире. Инновация показала себя превосходно, и вот, спустя 4 года, уже все новинки компании Panhard-Levassor начали оборудовать рулём в виде колеса. А через 10 лет изобретение перекочевало практически и во все остальные марки.
В последующие годы радикальных изменений с рулём не происходило. но это не означает, что развитие руля остановилось. Сначала догадались расположить рулевую рейку уклоном в сторону водителя. А через несколько десятилетий появилась опция регулировки положения руля. Руль начал обрастать привычными нам функциями. На него переехал клаксон. Появлялось больше места под кнопки, джойстики и подушку безопасности. Но принципиально подход не менялся. Колесо оставалось колесом. При повороте колеса налево автомобиль поворачивал налево. Так же и с поворотом направо.
Рулевое колесо сегодня
И так, давайте вспомним, как же выглядит привычное нам рулевое колесо.
Вот классический круглый руль. Просто руль, без дополнительных функций умных кнопок и рычагов. Кто-то может сказать: “Стойте, как без кнопок? А звуковой сигнал?”. Но присмотритесь внимательнее в к логотипу. Это же Рено! А значит и бибикать будете где-то сбоку! Но минимализм нынче в тренде, так что, а почему бы и нет.
Для тех, кто готов потратиться, можно добавить немного функций. Ведь во время движения руки в основном на руле. Накинем кнопок!
Нынче Веста - это вариант побогаче. Такое уж время. Так или иначе, это уже не просто руль, а многофункциональное рулевое колесо. Первыми такое стали ставить в тюнинг ателье BB в начале 80-х. Не так давно, если задуматься. Идею сперва восприняли в штыки. ”Зачем перегружать простой и понятный орган управления дополнительными функциями?“ - спрашивали многие эксперты. Но время всё расставило на свои места.
Идея отлично прижилась и на спортивных автомобилях. Правда там на руль выносят совсем не переключение треков.
Хотя как по мне - это явный переборий. Но там и функции больше, так как любой гоночный болид сродни самолету. На гражданские автомобили подобного монстра ставить определённо не стоит.
Ну хорошо, это всё вчерашний день. Какие изменения главного органа управления нам предлагают сегодня?
Первое, что приходит в голову, это штурвал у Tesla Model S. Компания представила обновлённый руль в 2021 году и, несмотря на критику, продолжает устанавливать только его в модель S, не предлагая привычный руль даже как опцию.
Инновации можно вносить не только в форму руля. В китайском кроссовере Li 9 приборная панель переехала прямо на рулевое колесо в виде небольшого дисплея. Вкупе с проекцией на лобовом стекле это выглядит даже интересно.
В российском электромобиле Атом пошли ещё дальше и, судя по презентациям, перенесли и центральный планшет в рулевое колесо. А, впрочем, колесом руль также быть перестал. Автомобиль планируется к выходу в 2025 году, а это довольно скоро. Так что, с большой долей вероятности, примерно такое исполнение мы и увидим в реальности.
Считаете, что Атом или Tesla слишком радикально поменяли интерьер автомобиля? “Подержите наше пиво вино!” - сказали французы и представили на CES 2023 концепт кар Peugeot Inception. Тут руль не напоминает ни, собственно, руль, ни штурвал. На нём отображаются приборы, а взаимодействие водителя с автомобилем осуществляется с помощью отверстий-джойстиков. Как таким чудом пользоваться, я представляю с трудом. На то он и концепт.
С другой стороны, пользоваться этим чудом инженерной мысли придётся не часто. Руль в Peugeot Inception складывается и убирается в переднюю панель, а управление берёт на себя автопилот.
Если хочется еще больше окунуться в фантазию автомобильных дизайнеров, можно почитать вот эту статью. А мы попробуем размять своё воображение.
Пофантазируем!
Давайте бросим себе вызов и попытаемся сами переизобрести систему управления автомобилем? Каким руль может стать через 5, 10, 15 лет? Первое, что приходит в голову, это подсмотреть идеи у соседей по цеху. Ведь легковые автомобили - не единственная техника, управляемая человеком.
Например, есть авиация. Если абстрагироваться от миллиона кнопок и датчиков на приборной панели самолёта и сконцентрироваться только на штурвале, то можно выделить одно главное отличие от автомобильного руля: штурвал можно как тянуть, так и толкать. Другое дело, что для поворота налево или направо там используются педали. Но нам это сейчас не интересно. Ведь благодаря штурвалу можно выбросить все педали из авто. Потянул штурвал на себя - ускорился. Толкнул вперёд - замедлился. Управление газом и тормозом на руле уже давно используется водителями с ограниченными способностями (хоть и не от хорошей жизни). Да и у той же Теслы есть режим езды с помощью только одной педали. Правда здесь довольно сложно понять, как бороться с кочками, на которых автомобиль будет подскакивать, а водитель станет непроизвольно дергать штурвал. Но я уверен, всё решаемо.
Ну ладно самолёт - штука довольно сложная и далёкая от легковых автомобилей. С другой стороны есть наземная техника, которая работает и вовсе без руля. Для управления движением бульдозера достаточно джойстика с парой кнопок.
Такое устройство занимает значительно меньше места, чем руль. И проблему кочек решить будет проще именно благодаря компактности. Даже интересно, экспериментировали ли с подобным джойстиком в реальности.
Впрочем не будем зацикливаться на уже существующем транспорте. Возьмем за основу что-то более простое и знакомое, чем самолет или бульдозер. Большинство гоночных симуляторов отлично позволяют играть на геймпаде. Не нужно никаких рулей. Рубился в Grand Turismo на плойке дома, вспомнил, что надо же ребёнка с шахмат забирать, и, не выпуская геймпад из рук, прыгнул в тачку и поехал, привычно дёргая стики и зажимая лепестки.
Ладно, переходим к по-настоящему радикальным фантазиям. Жесты! Или взгляды. Может даже вздохи. “Бред!” - скажете вы. Но ведь полностью автономные автомобили всё ближе. Если обратить внимание на другие сферы, где ИИ творит поразительные вещи, развиваясь семимильными шагами, легко верится, что в ближайшие 5-10 лет начнётся замена живых водителей на электронных уже на законодательном уровне. Да, этот процесс займёт какое-то время. Но избежать его вряд ли получится. Так что сведётся управление автомобилем к одной фразе: “Алиса, поехали на работу”. Но не будет ли за шаблонами привычных маршрутов по навигатору потеряна реальная свобода перемещения? Как же “просто покататься”? И тут вполне можно встроить управление жестами. Да, электронные мозги будут делать большую часть работы. Но, к примеру, “по мановению руки” в определённом направлении автомобиль перестроится или повернёт. А если энергично и стремительно трясти кулаком, а то и прикрикивать “давай, вперёд!” - автомобиль начнёт резво ускоряться. Конечно не руль с педалями, но хоть какой-то контроль.
Помимо ИИ в мире активно развиваются нейротехнические технологии. И вот уже парализованные люди могут печатать сообщения в соцсетях силой мысли. Конечно, активное применение на бытовом уровне обычными людьми случится еще нескоро, но как знать, возможно лет через 20-30 мы сможем увидеть это своими глазами.
PS: Большое спасибо @Green_Hare за помощь и редактуру.