Автозаказ: как сделать так, чтобы нужные продукты сами попадали на полки 17 000 магазинов по всей стране

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

В школе все мы решали задачки вида «… едет из пункта А в пункт Б». Речь преимущественно шла о скорости и времени – как быстро доберётся транспортное средство? Реальность, однако, подбрасывает задачки значительно интереснее: «Существует масштабная ритейл-сеть по продаже товаров, которой необходимо, чтобы огромное количество номенклатурных позиций доезжало в каждый из 17000 магазинов, расположенных на половине площади самой большой страны в мире, вовремя и в нужном количестве». Для решения такой задачи в X5 Group существует ряд реализованных решений, и одним из самых важных является процесс автозаказа товаров. 

Техническую поддержку этого направления в X5 Group обеспечивает команда 2-SAP Логистики. 

Наша команда поддерживает решения, которые помогают бесперебойно обеспечивать полки магазинов свежими продуктами, а покупателям на территории всей России доступны к продаже десятки тысяч товарных позиций. 

Автозаказ – это комплекс процессов управления запасами и заказами

Поддержание объемов товарных запасов на установленном уровне, который обеспечивает постоянное наличие товара при оптимальных запасах в системе. Это достигается путем автоматического выполнения процессов:

·      Планирование заказа.

·      Формирование заказа.

·      Отправка заказа.

·      Экономическое обоснование поддерживаемого уровня.

·      Контроль за состоянием запасов.

·      Управление ассортиментом.

Для этого используются разные механизмы прогнозирования в зависимости от формата магазина и гибких настроек в системе.  

Прогноз продаж, построенный SAP – это прогноз спроса на период 42 дня, который строится на исторических данных по продажам. Период анализа продаж и модель прогноза определяется из настройки Профиля прогноза.

В периоде анализа продажи могут быть Плановые – регулярные продажи и Внеплановые – промо продажи. 

Прогноз запускается ночью (по календарю) в фоновом режиме массово для всех комбинаций товар-магазин, в рамках ассортимента и является частью Автозаказа.

Модель прогноза – определенный алгоритм расчета прогноза, который устанавливается для каждого товара в магазине. 

Для больших форматов прогнозирование и создание рекомендаций для Автозаказа производится в JDA, алгоритмы и логика расширены в данной системе и позволяют учитывать огромное количество параметров для расчета. 

Около 04:30 эти данные по потребности из JDA поступают в SAP, где обрабатываются фоновым заданием с интервалом запуска каждые 15 минут, в результате чего создаются Автозаказы.

 

Автозаказ подскажет, какие товары из-за их низкой оборачиваемости можно вывести из постоянного товарооборота, какие заказные товары пользуются популярностью и их можно вводить в постоянный ассортимент, уменьшаются ли остатки по товарам, выводимым из ассортимента и т.п.

Большую роль этот функционал играет для персонала магазинов магазинах, так как он исключает необходимость формировать заказы вручную. За исключением отдельных случаев всё происходит в автоматическом режиме с учетом большого количества факторов и сложных расчетов. Автозаказ облегчает ежедневный труд тысяч сотрудников по всей стране – от Калининграда до Новосибирска.

Через автозаказ пополняется до 80% основного ассортимента магазинов, а ручное пополнение выполняется для товаров in-out.

Схема реализации товара:

Классическое пополнение происходит примерно в таком виде: представим, что есть некий товар, допустим, это пакет молока, который поставляется напрямую от внешнего поставщика в магазин торговой сети «Пятёрочка». 

Так выглядит децентрализованная цепочка:

- в 00:00 стартует задание по АЗ, в период его работы по нашему товару рассчиталась потребность, сформировался автозаказ, и он бы отправлен из SAP в программу магазина GK(Пятёрочка), там у сотрудников магазина есть время отредактировать рассчитанное кол-во (в большую или меньшую сторону) до наступления времени автосогласования (например, до 11 утра, время зависит от тайминга поставщика, т.е. до какого момента он должен получить заказ, чтобы собрать и вовремя привезти заказ в магазин);

- после внесения корректировок эти изменения отправляются в SAP, и дальше происходит процесс автосогласования – заказ согласовывается и автоматически отправляется поставщику по почте или его провайдеру (в зависимости от того, по какой схеме поставщик работает). Например, если поставщик работает по EDI (через электронный документооборот), то после доставки заказа в его систему, нам провайдер передает информацию о размещении заказа в своем ПО и в системе ER2 заказ переходит в статус «Размещен»; 

- далее нам поступает буфер приемки, который мы передаем в ПО магазина. По этому буферу магазин осуществит приемку товара от поставщика. После осуществления приемки поставщику отправляется информация об этом. На этом путь закончен, сотрудникам магазина остается выставить на полки товар и продать его счастливым покупателям.

Автозаказ (Ночной профиль) – фоновое задание, имеющее внутри себя несколько шагов, выполняющих определённые функции. Результатом задания является создание заказов на закупку товаров. Запускается параллельно по магазинам.

На ежедневной основе автозаказ формирует более 400 000 тысяч заказов для магазинов, как на распределительные центры, так и внешним поставщикам.

  • Продажи за период в прошлом

  • Прогноз на период в будущее (на основании продаж строится прогноз SAP)

  •  Остатки на объекте получателе (остаток в SAP на момент расчёта)

  • Открытые заказы (заказы на поставку и возвраты)

Продажи приходят из магазинов каждый вечер до расчёта фонового задания Автозаказа.

Факт получения продаж запускает расчет Автозаказа. Если до 03:00 продажи не получены SAP ERP, то происходит безусловный запуск задания Автозаказа.

Автозаказ формируется строго по графику заказа/поставки согласованному с поставщиком, так категории FRESH и ULTRA FRESH, как правило, заказываются и поставляются в магазины ежедневно.

Кроме того, для каждого товара в магазине при расчете потребности учитывается Презентационный запас и дополнительные выкладки. В зависимости от продаж количество может варьироваться от нескольких единиц товара до нескольких полок.

Для того, чтобы заказать оптимальное кол-во товара, учитывается прогноз, который строится в SAP в момент расчета Автозаказа. 

Если по этому товару уже есть запас или размещенный заказ, который еще не закрыт, то система также учтёт это при определении размера финального заказа. 

Автозаказ определяет цепочку и поставщика по каждому товару для каждого магазина, согласно записей книги источников поставок (смежный функционал, автоматизирован, и ведется также в SAP) и формирует заказ.

Запускается задание ежедневно в 00:00. Первыми выполняются расчеты по регионам Сибирь и Урал, далее по регионам Волга, ЮГ, Москва, Центральные регионы и Северо-запад. Последовательность выполнения крайне важна, т.к. наши магазины расположены в разных часовых поясах, и пока в Москве все сладко спят, в Сибири уже в разгаре рабочий день. 

Задача нашей команды контролировать, поддерживать и обеспечивать работоспособность автозаказа на каждом шаге, а в случае каких-либо сбоев в системе, проактивно реагировать и минимизировать возможный ущерб для бизнеса и для наших покупателей.

 Для этого мы реализовали различные системы мониторинга, инструменты для анализа, а в случае необходимости и возможность отправки в магазины резервных шаблонов заказа.<o:p>

Такие ситуации практически исключены, но мы готовы к любому повороту событий, и, если вдруг в системе случился какой-то сбой и автозаказ не сформировался, мы можем запустить программу по выгрузке в магазин шаблонов заказов. Шаблон заказа – это по- сути прайс-лист в рамках ассортимента магазина на определенного поставщика, но без предложенного количества. Такой шаблон позволяет магазинам сделать заказ самостоятельно на необходимое количество товара в случае форс-мажора.

Также предусмотрен инструмент для выгрузки резервных заказов, рассчитанных накануне, в случае сбоев в системе JDA по прогнозированию и пополнению магазинов больших форматов «Перекрёсток» и «Карусель». 

Источник: https://habr.com/ru/company/X5RetailGroup/blog/563356/


Интересные статьи

Интересные статьи

21 мая в «Слёрме» начнётся интенсив по SRE. На три полных дня участники погрузятся в теорию и практику поддержки высоконагруженных сервисов. Никаких задач по работе, никаких семейных ...
Вторая часть полностью посвящена описанию программного обеспечения, используемого на роботе. Так как разработанный робот (pi-tank) по большому счету рассчитан на начинающих роботострои...
Привет, Хабр! У клавиатуры снова я — Женя Пономаренко. Мы в «Кавычках» занимаемся тестированием и обеспечением качества для российских и зарубежных компаний. И мы — аутсо...
Многим знакома старая фотография Дворцовой площади в Санкт-Петербурге: В соцсетях она чаще всего используется в виде мема «как вызывают дьявола в городе Ленина». Разгадка прост...
На размышления меня натолкнула статья об использовании «странной» инструкции popcount в современных процессорах. Речь пойдет не о подсчете числа единичек, а об обнаружении признака окончания Си с...