Айтишник в школе

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!

Работа IT-специалиста в неIT-компании обычно воспринимается как весьма неблагоприятный вариант трудоустройства. Ну а общеобразовательная школа в народном сознании, несмотря на все попытки государства «повышать престиж», нередко считается плохим работодателем вообще для всех, и платят там мало, и работать заставляют в режиме 996. Можно предположить, что попадание айтишника в школу — участь вроде ссылки в отдалённые края, куда по доброй воле не попадают... Так ли это?

Итак, привет, Хабр! Я — системный администратор и по совместительству звукорежиссёр в обычной московской школе. О том, как же меня угораздило, что здесь хорошего и что плохого, ну и о школьном IT глазами доткомовца будет мой рассказ.

Какие вообще бывают школьные ИТ-специалисты

Конкретные должности, которые прямо или косвенно можно назвать айтишными, различаются от школы к школе и нередко зависят от её размеров. Так или иначе, везде имеются следующие:

  • Лаборант, младший инженер или помощник системного администратора, а по-простому - эникейщик. Должен же кто-то менять картриджи, печатать тонны контрольных на станке, учить учителей логиниться в учётку и вообще быть второй парой рук сисадмина.

  • Системный администратор - кем я и являюсь. Иногда называется инженером вычислительной техники или как-то похоже. Электронный дневник обычно висит на нём.

  • Редактор школьного сайта и групп в соцсетях.

  • Учитель информатики. Они бывают разные и иногда от нормального IT весьма далеки, однако чаще всего они могут помочь сисадмину или заменяют его, пока тот в отпуске.

Работа с электронным дневником, системой «Проход и питание», камерами наблюдения требует прохождения профильных онлайн-курсов и в небольших школах (из одного корпуса) обычно висит на сисадминах, в крупных же образовательных комплексах за это отвечают специальные люди. В некоторых школах, где развито дополнительное образование, работают преподаватели робототехники и программирования (иногда совмещая с сисадминством). А вот программистов, тестировщиков и веб-дизайнеров обычно нет; исключение — некоторые частные школы, у которых есть желание и деньги пилить собственные проекты типа мобильного приложения или геймификации.

Трудоустройство

Стоит отметить, что к моменту трудоустройства в школу я имел джуниорский опыт работы в Яндексе — компании мечты, которая не только полностью оправдала мои школьно-первокурсные представления, но и превзошла их. Около трёх лет работы в такой компании, пусть и за зарплату ниже рынка и с периодическими переработками (причём без принуждения — просто в кайф), едва ли не в ущерб обучению, зато в создании нужного миллионам горожан сервиса — всё это, несомненно, сказалось на моём восприятии хороших и плохих практик в IT. Одновременно с тем я интересовался сферой образования и даже предполагал, что поработать школьным цифровизатором было бы интересно, хоть и маловероятно. Можно с некоторой натяжкой сказать, что учась в школе, я мечтал работать в Яндексе, а работая в Яндексе, мечтал улучшать школы — такая вот ирония :) Как бы то ни было, но из-за эпидемии локдаунов в 2020 году по Яндексу прошло массовое сокращение в малоприбыльных подразделениях — вот я и оказался при дипломе да без работы. Некоторое время фрилансил там-сям, периодически катаясь по собеседованиям — и вдруг на каком-то сайте (не на hh) натыкаюсь на вакансию школьного сисадмина.

Оказалось, что им нужен не столько сисадмин, сколько его помощник-лаборант. Ну такое, подумал я, но в целом согласился. Почему бы и нет? Я ж там не на веки вечные: надоест — вернусь в труЪ-айти. Ясно, что большой зарплаты можно было не ждать, но банальное любопытство и интерес к отрасли сделали своё дело.

Процесс выглядел примерно так: сначала телефонный разговор с кадровиком, затем очное собеседование с ним и руководителем инженерной службы (с тестовым заданием примерно таким: рассказать про IP-адресацию и собрать полуразобранный системник). Тогда же мне предложили взять ставку звукорежиссёра, что даёт прибавку к зарплате и не слишком напрягает, и рассказали, что у меня будет масса свободного времени для повышения квалификации и онлайн-обучения, а также что в следующем учебном году, если будет желание и объективная надобность, я смогу стать преподавателем в кружке робототехники. Так или иначе, собеседование прошло успешно, и уже через 2 дня мне перезвонили, позвав на трудоустройство.

Никаких офферов мне не предлагали: зарплаты и условия труда в школе регламентированы и предметом рыночного торга не становятся. В частности, обязательным условием является наличие высшего образования, причём то, что оно у меня профильное ИТшное — плюс, но не необходимый. Потребовали документы: справку о несудимости (делается месяц в МФЦ, бесплатно), о вакцинации от новомодного вируса (подошёл сертификат добровольца-испытателя вакцины Cansino Convidecia), из наркологического и психоневрологического диспансеров (делаются сразу по обращении, стоят 500-1000 рублей), а также медкнижку, на которую выдали направление в одну из клини (в принципе можно сделать во многих частных клиниках, но эта, видимо, имела договорённости со школой; сделали за несколько дней и 2500 рублей). Все расходы возместили — прибавили 5000 рублей к первой зарплате. Кстати, саму зарплату согласились выплачивать только на карту МИР, которой у меня не было, поэтому мне полагалась сберовская «золотая» карта с бесплатным обслуживанием. Мелочь, а приятно!

В общем, между обнаружением вакансии и выходом на работу прошло около 10 дней, и ещё месяц я доносил справки.

Что такое школа в структурном плане

Школа, где я работаю — самое обыкновенное ГБОУ. Типовое здание проекта И-1577А, в простонародье «жучок» (за характерную форму в плане). Это дальнейшее развитие проекта V-92, один из самых современных типовых проектов московских школ — они активно строились с 1996 по 2018 годы. Компактное четырёхэтажное здание, спортзал которого освещается через крышу, рассчитано на 22 класса и 660 учеников: планировалось, что такие школы будут строиться в стеснённых условиях. На практике же они стали сооружаться повсеместно в районах активной застройки конца девяностых и начала нулевых. Так или иначе, наша школа сильно перегружена — в ней больше 1000 учеников.

Слева более старый проект V-72, справа И-1577А. Видно остекление на крыше для инсоляции спортзалов. Характерная деталь обновлённого проекта - наличие 4 кабинетов со сплошным остеклением.
Слева более старый проект V-72, справа И-1577А. Видно остекление на крыше для инсоляции спортзалов. Характерная деталь обновлённого проекта - наличие 4 кабинетов со сплошным остеклением.

К школе прикреплён расположенный рядом с ней детский сад. Вообще, такие маленькие комплексы — редкость для Москвы: после реформы 2011-2015 годов близлежащие школы и садики были объединены, и одной школе могут принадлежать по 10-15, а то и больше, структурных подразделений: обычно это корпуса общего и дошкольного, изредка — дополнительного и специального образования. Реформа же началась с ЧП, которое обсуждал весь город: одну из школ посреди учебного года ликвидировали за неуспеваемость и затем — не сносить же! — подчинили другой. Вообще, школы из нескольких корпусов, в том числе разноуровневых (УВК — школа и садик, КНО — школа и колледж), существовали в Москве с начала девяностых, но их были считанные единицы. Местами реформа забуксовала: некоторые директора упёрлись рогом и отказались объединяться, из-за чего и остались такие вот "осколки" из одного-двух корпусов.

Кстати, бытующие термины «гимназия», «лицей», «школа здоровья», «центр образования» и «образовательный комплекс» остались в прошлом: с 2017 года все учреждения школьного образования Москвы уравнены в статусе и называются просто «школа».

Рабочий процесс

В целом про работу лаборанта ничего интересного рассказать не получится: обычная компьютерная техпомощь, замена картриджей, удаление «вирусов из хрома» и т.д. Из более интересного — звукорежиссёрство в радиорубке актового зала. Я освоил звуковое и световое оборудование — не самый нужный в повседневной жизни навык, но в догонку к общемузыкальному образованию плюсик.

Примечательное — печать документов. В современной школе печатают очень много и часто, особенно в конце учебного года. Контрольные, подготовка к ГИА, копии учебных пособий, грамоты и многое другое. Например, административная контрольная работа, которую ещё несколько лет назад писали в тетрадях — это теперь 2-4 листа А4 на экземпляр, а такие работы есть во всех классах почти по всем предметам. Печатать всё это на обычных принтерах было бы слишком долго и дорого, поэтому у нас в инженерной службе стоит печатный станок. Огромное устройство работает не от картриджей, а от бункера с чернилом, умеет сгибать открытки и степлить бумагу по-разному, а главное — печатает со скоростью 2-3 страницы в секунду.

В плане локальной сети всё довольно тривиально: домен Windows, к которому подключены все компьютеры, и корпоративный гуглоаккаунт. А вот про организацию работы с всеобщей удалёнкой ничего не скажу: не застал её (видимо, к счастью).

Любой мужчина, работающий в школе, при необходимости переквалифицируется в грузчика. Ну, мало ли: учебники привезли, или надо вынести колонки во двор и дать школьный концерт по хорошей погоде... А ещё иногда приходится быть электриком, мастером по ремонту чайников и шофёром (последнее, впрочем, не ко мне).

Узел управления звонками и оповещение работает от очень древнего ноутбука
Узел управления звонками и оповещение работает от очень древнего ноутбука

Наступил конец мая — и пошла жара, ведь подготовка к ГИА является головной болью для всех без исключения причастных к этому мероприятию (начиная, конечно, с непосредственных участников). Для инженерной службы особый интерес представляют не только информатика (пару лет назад школьники наконец-то избавились от необходимости программировать на бумажке, чему очень рады, а мы — не очень), но и иностранные языки: для них нужно настраивать гарнитуры. Требуется разнести ноутбуки по кабинетам, подключить к сети (поиск удлинителей по всей школе — главное приключение), установить со специальной флешки программу КЕГЭ и настроить её, проверить звук в гарнитурах и исправны ли они вообще с прошлого пробника. А поскольку пробники обычно проходят по выходным, а пятница вполне себе учебный день, кабинеты и удлинители освобождаются лишь около шестнадцати, т.е. за час до конца рабочего дня - вот и двухчасовая переработка готова. А ещё во время ГИА грузчик-электрик сисадмин осваивает профессию конвоира: по отбытии 11-летнего срока спецконтингент нужно этапировать на экзамен в другую школу.

Момент, когда меня повысили до «настоящего» системного администратора, нельзя назвать переломным: спектр задач остался примерно тем же, только основная сисадминская работа — настройка сетевого оборудования, домена локальной сети и фаерволла — теперь делается самостоятельно, а не в формате подмастерья. Тем не менее, в течение рабочего дня (особенно утром) имеется достаточно свободного времени, чтобы в вялотекущем режиме рассылать резюме, проходить онлайн-курсы, читать/писать Хабр и Википедию.

Что касается детского сада, то там с IT-инфраструктурой всё предельно просто: Wi-Fi да полдюжины сосланных по старости компьютеров, используемых без особого усердия. Поэтому и делать там нечего, раз в пару месяцев прийти по какой-то мелочи (попутно удалив Амиго и Погоду Windows со всего, что попало в поле зрения) да и всё.

В целом работа не ощущается тяжёлым бременем, не угнетает. Ничего интересного, но и нет особого напряга. Отношения с коллективом у меня очень хорошие, поводов для конфликтов не возникает. Тем не менее, авторитарный стиль управления очень заметен, и отчитывающий учителей за незаполненные журналы термометрии директор — пугающее зрелище. В школе процветает формализм, бюрократия и страх вышестоящего начальства: учитель боится завуча, завуч — директора, директор — инспекции из Департамента образования. И все боятся конфликтов с родителями, на которых ни один работник школы не смеет поднять голос, даже если сделать им строгое внушение объективно целесообразно.

Зарплата

Учитель работает в полторы ставки, потому что на одну есть нечего, а на две - некогда... Эта популярная шутка про школьные зарплаты, а также сопутствующие медведосоветы типа идти в бизнес, на сегодня неактуальна. Вообще о школьных зарплатах я напишу отдельную подробную статью (спойлер: всё не так уж и плохо, 100-120 тысяч в месяц - вилка у большинства), пока же ограничусь только личным опытом и IT вообще.

Итак, лаборант (помощник сисадмина) получает 52000 рублей в месяц. Инженер (сисадмин) — 72300. Оператор электронного журнала (там, где он отдельный сотрудник) — по-разному, около 50 тыр, в остальных случаях идёт доплата порядка 10-15 тыр. Руководитель инженерной службы получает более 100 тыр в месяц. За ставку звукорежиссёра доплачивают 10000. Кроме того, в некоторых школах практикуются «подъёмные» — доплата в несколько тысяч рублей в первые 3 месяца работы.

Зарплата учителя информатики, как и остальных учителей, формируется по сложной схеме с ученико-часами (стоимость одного — в районе 24-28 рублей), повышением в 2-3 раза за часы инвалидов в классе, доплатой за классное руководство (у нас это 500 руб/мес за голову, в некоторых школах меньше, в некоторых — фиксированная сумма), за проверку тетрадей (5-30% от основной зарплаты в зависимости от школы и предмета; у информатиков обычно 10%), за ответственность над компьютерным классом или лабораторией, за факт наличия учёных степеней и почётных званий... Подробнее — напишу отдельно. Факт то что в среднем учитель информатики получает около 100-110 тысяч рублей в месяц.

Школа: плюсы и минусы

Как ни странно, но выявить какие-то явные плюсы и минусы школы перед более типичными работодателями оказалось не так уж просто: каждый аспект имеет свои позитивные и негативные черты.

  • Явный плюс: школ в городе много, а значит, есть шанс найти работу буквально в пешей доступности. Особенно здорово устроиться в "родную" школу (если окончил её на доброй памяти), где за 4-5 лет едва ли сменился коллектив: это гарантирует очень хорошие отношения с коллегами и, возможно, какие-то карьерные бенефиты.

  • Явный минус: школа работает по расписанию, так что никакой удалёнки и свободного графика. Впрочем, приходить чуть позже и уходить чуть раньше положенного, как правило, можно.

  • Зарплаты можно охарактеризовать как средние по меркам отрасли. Учитель информатики может выйти на 120-130 тысяч, сисадмин с преподаванием в кружке робототехники - примерно на столько же. Не со старта, конечно. Сисадмины у профильных работодателей могут получать больше. Зато джуниор-эникейщик вкатывается на 50-60 тысяч, что, в общем-то, неплохо.

  • Условия труда - на любителя. С одной стороны, офиса с аэрохоккеем и смузипоинтами здесь нет. С другой - нет и опенспейсов: в кабинетах работают по 2-4 человека, а выбить себе второй монитор куда проще, чем в офисе, потому что их полно.

  • Соцпакет, как правило, ограничивается "золотой" сберовской картой Мир и, иногда, 30% скидкой на ДМС. Питание в школьной столовой - за свой счёт. В частных школах, вероятнее всего, дела получше.

  • Профессиональное развитие. Как известно, ИТ-специалист должен постоянно обновлять свои знания. В школе же в этом плане всё пассивно, никаких новейших разработок кроме сугубо образовательных здесь не видели. С другой стороны, у школьного сисадмина в течение рабочего дня немало свободного времени, которое можно потратить на дистанционное образование и изучение технологий (эксперименты с Parrot Security на рабочей машине тоже не возбраняются). Важно иметь в виду, что руководство очень приветствует самоповышение квалификации айтишника. Пришёл в школу, так учись.

  • И, наконец, карьерный рост. Здесь типичная проблема ИТ-отдела в не-ИТ-организации (да и вообще всех "вспомогательных частей"): карьерная лестница от джуниора лаборанта до тимлида руководителя инженерной службы узка и коротка. С другой стороны, имея высшее образование, можно пройти курсы переподготовки на учителя (не менее 250 часов, но у некоторых школ требования выше) - они бывают и удалённые - и собственноручно исправить стократно описанную на Хабре ситуацию с плохим обучением информатике в школах. А оттуда открывается вся карьерная лестница сферы образования.

Выводы

Работа IT-специалиста в школе по-своему специфична и в чём-то даже интересна. Она неплохо смотрится в качестве одного из первых мест работы или, напротив, для технарей 40+, которым трудоустройство в обычную ИТ-компанию едва ли светит (эту проблему разбирали на Хабре сто раз) - здесь это не воспринимается как недостаток соискателя. Кроме того, школа - это остров пресловутой стабильности: она не лопнет в кризис, не сократит половину сотрудников из-за эпидемии, не проиграет в конкурентной борьбе какому-нибудь стартапу, не падёт жертвой сбежавшего с деньгами мошенника или директора-игромана, так что в отсутствие собственного желания вы без работы не останетесь. Я шёл сюда главным образом из интереса к образовательной среде и обществу, едва ли я останусь здесь на долгие годы, но пока что меня всё плюс-минус устраивает. По мере свободного времени пилю свой проект, в будущем в таком же неспешном режиме смогу выполнять тестовые задания в поисках работы мечты.

Это не последняя моя статья о школе и IT. Не переключайтесь!

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.
Вы работали в образовательной организации?
0% Да, как учитель информатики 0
33.33% Да, как сисадмин или другой ИТ-специалист 7
28.57% Да, но не в сфере ИТ 6
38.1% Нет 8
Проголосовал 21 пользователь. Воздержались 3 пользователя.
Источник: https://habr.com/ru/post/595769/


Интересные статьи

Интересные статьи

Волна курсов продолжает накрывать инфопространство не первый год. Многие верят и отдают свои кровные дабы улучшить жизнь и открыть для себя новые горизонты, а описания курсов и реклама добавляют антур...
Вот работаешь ты в IT как молодец. Проходишь, как все смертные, уровни джуниор, мидл, сеньор. Но есть ещё Олимп. Ореол загадочности и элиты вокруг этой профессии не даёт покоя амбициям юных разработчи...
Для большинства из нас по всему миру сезон отпусков не за горами. Многие уже купили все подарки. Но уверен, некоторые, как обычно, оставили все на последний момент. Это вдохновило меня...
Всем привет, меня зовут Юра, и уже больше пяти лет я живу в Буэнос-Айресе и работаю на позиции scrum master в крупной международной компании. Сегодня поделюсь с вами своим опытом про...
Кипр — небольшая страна на юго-востоке Европы. Расположена на третьем по величине острове Средиземного моря. Страна входит в Евросоюз, но не входит в шенгенское соглашение. Среди россиян Кипр ...