Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Уолтер Брайт — «великодушный пожизненный диктатор» языка программирования D и основатель Digital Mars. За его плечами не один десяток лет опыта в разработке компиляторов и интерпретаторов для нескольких языков, в числе которых Zortech C++ — первый нативный компилятор C++. Он также создатель игры Empire, послужившей основным источником вдохновения для Sid Meier’s Civilization. Данная публикация — первая в серии статей о режиме Better C в языке D.
- D как улучшенный C
- Баги, которые разрушили ваш замок
- Портируем make.c на D
Вы устали от багов, которые легко сделать и трудно найти, которые часто не всплывают во время тестирования и уничтожают так тщательно построенный вами замок после того, как код ушёл в производство? Снова и снова они стоят вам много времени и денег. Ах, если бы только вы были по-настоящему хорошим программистом, то этого бы не происходило, верно?
А может, дело не в вас? Я покажу вам, что эти ошибки не ваша вина: это вина инструментов, и если только улучшить инструменты, то ваш замок будет в безопасности.
И вам даже не придётся идти ни на какие компромисы.
Выход за границы массива
Возьмём обычную программу для подсчёта суммы значений массива:
#include <stdio.h>
#define MAX 10
int sumArray(int* p) {
int sum = 0;
int i;
for (i = 0; i <= MAX; ++i)
sum += p[i];
return sum;
}
int main() {
static int values[MAX] = { 7,10,58,62,93,100,8,17,77,17 };
printf("sum = %d\n", sumArray(values));
return 0;
}
Программа должна напечатать:
sum = 449
И именно это она и делает — на моей машине с Ubuntu Linux: и в gcc, clang, и даже с флагом -Wall
. Уверен, вы уже догадались, в чём ошибка:
for (i = 0; i <= MAX; ++i)
^^
Это классическая ошибка на единицу. Цикл выполняется 11 раз вместо 10. Должно быть так:
for (i = 0; i < MAX; ++i)
Обратите внимание, что несмотря на баг, программа всё равно вывела правильный результат! Во всяком случае, на моей машине. И я бы не обнаружил этой ошибки. А вот на машине пользователя она бы загадочно всплыла, и я бы столкнулся с «багом Гейзенберга» на удалённой машине. Я уже съёживаюсь в предвкушении того, сколько времени и денег мне это будет стоить.
Это настолько мерзкий баг, что за годы я перепрограммировал свой мозг на то, чтобы:
- никогда-никогда не использовать промежутки, включающие верхнюю границу;
- никогда-никогда не использовать
<=
в проверке цикла.
Став лучшим программистом, я решил проблему! Или нет? На самом деле нет. Давайте посмотрим на этот код с точки зрения бедняги, которому придётся его проверять. Он хочет убедиться, что sumArray
работает корректно. Для этого он должен:
- Найти все функции, вызывающие
sumArray
, и проверить, что за указатель они передают. - Убедиться, что указатель действительно указывает на массив.
- Убедиться, что размер массива действительно
MAX
.
И хотя в этой тривиальной программе это сделать просто, такой подход плохо масштабируется с возрастанием сложности программы. Чем больше функций обращаются к sumArray
и чем более сложными становятся структуры данных, тем труднее делать, по сути, целый анализ потока данных у себя в уме, чтобы убедиться, что всё работает правильно.
Даже если вы не ошибётесь — насколько вы можете быть уверены, что всё будет нормально? Если кто-то другой внесёт изменения, то ошибок всё ещё не будет? Хотите заново делать весь этот анализ? Уверен, вам и так есть чем заняться. Это дело инструментов.
Фундаментальная проблема состоит в том, что массивы в С преобразуются в указатели, когда используются как аргумент функции, даже если параметр функции определён как массив. Этой проблемы никак не избежать. И её никак не обнаружить. (По крайней мере, ни gcc, ни clang не умеют обнаруживать эту проблему, но может, кто-то разработал анализатор, который умеет это делать).
Инструмент, который решает эту проблему — это компилятор D с опцией -betterC
. В D есть такое понятие, как динамический массив, который на самом деле просто толстый указатель, который определён примерно вот так:
struct DynamicArray {
T* ptr;
size_t length;
}
Он объявляется вот так:
int[] a;
И наш пример становится таким:
import core.stdc.stdio;
extern (C): // use C ABI for declarations
enum MAX = 10;
int sumArray(int[] a) {
int sum = 0;
for (int i = 0; i <= MAX; ++i)
sum += a[i];
return sum;
}
int main() {
__gshared int[MAX] values = [ 7,10,58,62,93,100,8,17,77,17 ];
printf("sum = %d\n", sumArray(values));
return 0;
}
Компилируем:
dmd -betterC sum.d
Запускаем:
./sum
Assertion failure: 'array overflow' on line 11 in file 'sum.d'
Так-то лучше. Заменяем <=
на <
и получаем:
./sum
sum = 449
Что здесь произошло? В динамическом массиве a
хранится его длина, и компилятор вставляет проверки выхода за границы массива.
Но подождите, это ещё не всё.
Ещё там есть вот это вот досадное MAX
. Поскольку массив a
знает свою длину, то вместо этого можно написать так:
for (int i = 0; i < a.length; ++i)
Это настолько частая идиома, что в D для неё имеется специальный синтаксис:
foreach (value; a)
sum += value;
Теперь вся функция sumArray
выглядит вот так:
int sumArray(int[] a) {
int sum = 0;
foreach (value; a)
sum += value;
return sum;
}
и теперь sumArray
можно рассматривать отдельно от всей остальной программы. Вы сделали большее за меньшее время и с большей надёжностью, и теперь можете рассчитывать на повышение зарплаты. Или по крайне мере вам не придётся приезжать на срочный вызов в свой выходной, чтобы исправить ошибку.
— Протестую! — скажете вы. — Передача массива a
в sumArray
требует двух проталкиваний в стек, тогда как указатель p
требовал только одного. Ты обещал, что не придётся идти на компромиссы, но здесь я жертвую скоростью.
Это правда — в случае, если MAX
является константой, а не передаётся в функцию, как здесь:
int sumArray(int *p, size_t length);
Но я же обещал, что не придётся идти ни на какие компромиссы. D позволяет предавать параметры по ссылке, в том числе и массивы фиксированной длины.
int sumArray(ref int[MAX] a) {
int sum = 0;
foreach (value; a)
sum += value;
return sum;
}
Что здесь происходит? Массив a
, будучи параметром с аттрибутом ref
, во время выполнения становится всего лишь указателем. Однако он типизирован как указатель на массив из MAX
элементов, что позволяет при обращении к нему делать проверки границ. Вам не придётся проверять функции, вызывающие sumArray
, потому что система типов гарантируют, что они могут передавать только массивы правильного размера.
— Протестую! — скажете вы. — D поддерживает указатели. Разве я не могу написать так же, как было? Что меня остановит? Я думал, что речь идёт о механических гарантиях!
Да, вы можете написать вот так:
import core.stdc.stdio;
extern (C): // use C ABI for declarations
enum MAX = 10;
int sumArray(int* p) {
int sum = 0;
for (int i = 0; i <= MAX; ++i)
sum += p[i];
return sum;
}
int main() {
__gshared int[MAX] values = [ 7,10,58,62,93,100,8,17,77,17 ];
printf("sum = %d\n", sumArray(&values[0]));
return 0;
}
И компилятор проглотит это без нареканий, и этот ужасный баг там останется. Правда, на этот раз мне выдало:
sum = 39479
что выглядит подозрительно, но с таким же успехом могло выйти 449, и тогда я был бы ни слухом ни духом.
Как можно гарантировать, что этого не произойдёт? Добавить в код аттрибут @safe
:
import core.stdc.stdio;
extern (C): // use C ABI for declarations
enum MAX = 10;
@safe int sumArray(int* p) {
int sum = 0;
for (int i = 0; i <= MAX; ++i)
sum += p[i];
return sum;
}
int main() {
__gshared int[MAX] values = [ 7,10,58,62,93,100,8,17,77,17 ];
printf("sum = %d\n", sumArray(&values[0]));
return 0;
}
Попытка скомпилировать выдаст следующее:
sum.d(10): Error: safe function 'sum.sumArray' cannot index pointer 'p'
Конечно, во время код-ревью надо будет будет сделать grep, чтобы удостовериться, что используется @safe
, но на этом всё.
В общем и целом, этот баг можно победить, не дав массиву преобразоваться в указатель при передаче в функцию в качестве аргумента, и уничтожить насовсем, запретив небезопасные операции над указателями. Я уверен, что мало кто из вас никогда не сталкивался с ошибками переполнения буфера. Ждите следующей части этого цикла. Может быть в следующий раз мы разберёмся с багом, который преодолел ваш ров! (Если в вашем инструментарии вообще есть ров).