Беда “войти в айти” или курсы тестировщика отзывы. Глава 0, в которой перитониты

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!

Однажды, пройдя путь разработчика, техлида, владельца продукта, стартапера и так далее, автор сильно разочаровался в высоких технологиях. Взращенный на фантастах 60-х годов, был уверен, что когда каждый индивидуум будет иметь в кармане личный вычислитель, а всё человечество получит доступ к двунаправленной телевизионной сети, вот тогда заживем. Может не сразу, но в течение лет десяти уж точно. За счет неограниченного доступа к знаниям и чужому опыту - насколько серьезными станут помыслы, каких высот мы достигнем.

Архивное неретушированное фото - автор в момент когда он разработчик и еще не все понял. Зацените символизм, а также размер кабинета (на самом деле команда в процессе переезда).
Архивное неретушированное фото - автор в момент когда он разработчик и еще не все понял. Зацените символизм, а также размер кабинета (на самом деле команда в процессе переезда).

Все уже в курсе, что дальше произойдет. Вырастет качество жизни, но не ее осмысленность. Взаимопонимание между людьми не улучшится. Выход новых  фреймворков и версий Андроид вообще, похоже, повлияет отрицательно. Достаточно посмотреть на динамику разводов или военных конфликтов. Технологии - лишь инструмент, и для фантастов 60-х годов было, откровенно скажем, наивно возлагать надежды по исправлению более чем странного вида “обезьян на стероидах” на какие-то там железяки и софт. Только глупцы могли им верить!

Миром правят любовь и демотивированные сотрудники

Но может быть, проблема только с простыми смертными? Давайте посмотрим на то, как идет работа с самым ценным - человеческим капиталом, в отрасли, полной более чем разумных и детерминированных людей. 

Увы, редкий айтишник может похвастаться, что система обучения, менторства, грейдов или карьерного пути в его компании работает как надо. В большинстве компаний это благие намерения с плохой реализацией. Которые из-за своей нелинейности и запутанности, наоборот, чаще демотивируют и ввергают в прокрастинацию. При активном росте компании проблемы купируются лошадиными дозами бонусов, карьерного роста и классного оформления офиса с разными ништяками. Кому повезет - и акциями. 

При пробуксовке же начинаются миазмы. Вроде матричной структуры, ресурс-менеджеров или синдромов “надо срочно провести обучение”. Причем в двух близко знакомых автору IT-компаниях между “активным ростом с международным слиянием/выходом на IPO” и “пробуксовкой, переходящей в стремительный домкрат”, был промежуток буквально в полгода.

Кстати, чем плохо “срочно провести обучение”? Тем, что туда попадают и мотивированные с навыками (кому это не нужно), и немотивированные без навыков (у кого проблема в другом). 

Карьерные менеджеры. Как рассказывал мне руководитель одного крупного проекта одной крупной четырехбуквенной аутсорсинговой конторы, в один прекрасный день он решил посчитать, сколько человек на проекте являются ресурсными менеджерами. Выяснилось, что 20 из 100 человек на проекте. Ресурсные менеджеры, конечно, в теории ориентированы на спринты и что в них происходит, но в любой момент могут все бросить и начать обучающую сессию или one-on-one. Отдельно хочется отметить привлекательное название должности.

В этот же пылающий огонь добавим высокооктановую нехватку IT-специалистов любого уровня подготовки и глобальный кризис образовательной системы, сдобренный ковидом. Согласитесь, все вместе это рисует чуть недоброжелательные перспективы.

А ведь эта мина “люди - наше всё, давайте уже с ними что-нибудь сделаем” начинает вызревать в первый же день работы новоиспеченного джуна. Человека с широко открытыми и постоянно удивленными глазами. Не успеет моргнуть - и он уже познавший жизнь синьор, работающий с коллегами по тем же устаревшим паттернам, которым его самого научили. Что интересно, в неумении работать с сотрудниками продвинутые IT-компании также непродвинуты, как и классические промышленные предприятия.

“Если человеку представляется случай помучить себя, он не так легко и откажется от этой возможности”

Автору посчастливилось еще раз “вляпаться” в действительно интересную тему развития навыков и компетенций IT, когда он проводил анализ имеющихся на российском рынке платных онлайн-курсов для начинающих тестировщиков. Сегмент именно платных курсов рассматривался как из-за более высокого качества, так и из-за легкости анализа. Качество обеспечивается более высокой актуальностью программ курсов, участием живых преподавателей - как минимум, в режиме кураторов. Анализ же легче проводить из-за более высокого уровня мотивации учащихся, наличия у многих образовательных игроков программ подготовки к трудоустройству. Это позволяет еще и отслеживать карьерные пути. 

Казалось бы - что интересного в изучении онлайн-курсов для начинающих QA-спецов? Понятно, что рынок разбалансирован - предложение и спрос не совпадают. Плюс EdTech сейчас на максимальном разогреве.

Но одновременно хотелось получить ответ и на следующие вопросы:

- Перспектива за заранее оцифрованным платформенным обучением, или тысячи лет эволюции за то, что другая живая обезьяна все равно лучше научит разбивать орех?

- Какие подходы каких учебных центров (УЦ) по подготовке QA действительно дают на выходе перспективных профессионалов?

- Что ждет среднего QA-выпускника среднего УЦ. Желательно в конкретных числах. И желательно с мониторингом карьеры хотя бы первый год. Если, конечно, она начнется.

- Расхлебыватели вышеуказанного, а именно ответственные за QA-ресурсы в компаниях - как вам эти вчерашние гуманитарии, прошедшие жернова курсов?

- Передовые подходы IT-компаний по развитию существующего человеческого капитала - каковы они?

В конце концов, было интересно узнать насколько эффективно расходуются достаточно немаленькие суммы. Общий рынок сегмента онлайн-образования “IT, анализ данных, информационная безопасность” оценивался в России 2019 года в 2.2 млрд рублей. Сюда еще можно добавить и госбюджет. Наши с вами налоги в количестве 5 млрд ежегодно уходят на госпрограмму “Цифровая экономика”, реализующую, в том числе, проект “Цифровые профессии”. Он позволяет со скидкой 50% учится в Яндекс.Практикуме, Нетологии и других. Сложно сказать, сколько в этих миллиардах занимает QA, но из-за относительной простоты входа в IT через профессию тестировщика и соответствующую популярность, это вряд ли меньше 10%. То есть речь идет про сотни миллионов.

Исходя из всего вышеуказанного, родилась следующая простая методика сбора, обработки и анализа разнородных данных:

Этап 1: Объективно оцениваем ориентацию УЦ на потребности студента. Про то, как это можно оценить объективно, будет идти речь в следующей статье (ура, она уже вышла, ссылка в конце).

Этап 2: Субъективно оцениваем качество преподавания и методику программы “глазами студента”. Для максимальной эффективности и правдоподобности привлечем талантливого профессионала, абсолютно ничего не смыслящего в профессии тестировщика.

Этап 3: Объективно оцениваем наполненность курсов. Для этого привлечем QA-эксперта с опытом 15+ лет.

Этап 4: Субъективно оцениваем удовлетворенность курсов студентами. “Я расстроен, так  как получил то что хотел, а не то что, как оказалось, мне было нужно”. В идеале - мониторим карьерные пути.

Этап 5: Субъективно оцениваем удовлетворенность работодателей позавчерашними биологами, строителями, аналитиками (да, бывает и такое) и вчерашними выпускниками-тестировщиками разных УЦ.

На выходе подтверждаем очевидное, но, есть надежда, натыкаемся и на что-то интересное.

На самом деле, был еще нулевой этап - оценка УТП (уникального торгового предложения) на сайте. Что про себя интересного организаторы курса говорят, к какому профилю они готовят, чем, по их мнению, отличаются от конкурентов. Эта информация и интересна хотя бы тем что разные УЦ предлагают выучиться на QA-джуна от 1(!) до 12 месяцев, но здесь эту информацию дублировать не буду. Во-первых, вы можете самостоятельно ее увидеть по ссылкам. Во-вторых, уже на следующей неделе у маркетолога какого-нибудь курса может случится мучительное обострение, переходящее в редизайн, и информация в материале устареет.

Список подопытных УЦ и ссылки на их курсы: 

1. Яндекс Практикум “Как стать инженером по тестированию” https://practicum.yandex.ru/qa-engineer

2. Skillfactory “Инженер по ручному тестированию” https://skillfactory.ru/qa-engineer-po-ruchnomu-testirovaniyu 

3. Skillbox “Профессия Инженер по тестированию“ https://skillbox.ru/course/profession-test/

4. Geek Brains “Факультет тестирования ПО” https://gb.ru/geek_university/qa-engineer

5. Нетология “Тестировщик” https://netology.ru/programs/qa 

6. Otus “Ручное тестирование” https://otus.ru/online/manualtesting

7. SkyPro “Инженер по тестированию” https://sky.pro/courses/programming/qa-engineer

8. LearnQA “Обучение тестировщиков онлайн” https://www.learnqa.ru/ 

9. Вселенная тестирования “Быстрый старт” https://testuniverse.ru/testuniverse

10. QA Марафон “Марафон обучения QA онлайн” https://qamarathon.online/

11. Be-tester “Тестировщик ПО”  https://be-tester.ru/

12. Бруноям “Тестировщик ПО” https://brunoyam.com/online-kursy/testirovsshik-qa

13. Тренинги для тестировщиков “Автоматизатор мобильных приложений” https://software-testing.ru/edu/3-online/262-mobile-automation-2

14. Luxoft “Школа автоматизированного тестирования. Часть 1. Введение в Java” https://www.luxoft-training.ru/kurs/_shkola_avtomatizirovannogo_testirovaniya_chast_2_selenium_webdriver.html

15. Irs.academy (он же Hedu?) https://irs.academy/kurs_testirovshikov 

Список сформирован на основе опроса профильных спецов и профильного ресурса tutortop.ru 

Минус списка в том, что он не всеобъемлющий, а в некоторых моментах и чуть странный. Например, пункты 13 и 14 - про автоматизированное тестирование. Впрочем, в некоторых годовых программах других курсов по автоматизации тоже натаскивают. 

Итак, начнем с этапа №1. Объективно оцениваем ориентацию УЦ на потребности студента:
Беда “войти в айти” или курсы тестировщика отзывы: Глава 1, в которой нас разводят на деньги

Спойлер: будет много боли и разочарований. 

P.S. 

Если вы сейчас как студент проходите курс по QA, заинтересованы в получении максимально качественного образования и готовы делиться удовлетворенностью о ходе обучения, напишите в ЛС. В ответ при возникновении брешей в учебе или сложностей с трудоустройством автор поможет путем бесплатного подключения знакомых топовых менторов.

Если вы в своей компании отвечаете за QA-ресурсы, накопили статистику по приходящим с курсов джунам или просто не удовлетворены входным потоком кандидатов - в том числе и выпускниками образовательных курсов, напишите в ЛС. В ответ автор предоставит детализированную статистику.

Источник: https://habr.com/ru/post/588360/


Интересные статьи

Интересные статьи

Всем привет!Неоднократно сталкивался в ИТ-сообществе с мнением, что разработчикам бы работу работать, а не “вот это вот все”. Под “этим всем” скрываются видео и круглые столы от менеджмента, разъясняю...
В этой статье мы рассмотрим, как система управления 1С-Битрикс справляется с большими нагрузками. Данный вопрос особенно актуален сегодня, когда электронная торговля начинает конкурировать по обороту ...
Я работаю тестировщиком на проекте, суть которого состоит в сборе и хранении различных данных и формировании на их основе разных отчетов и файлов-выгрузок. При формировании таких отчетов учитывае...
Мы решили начать год с подборки мероприятий, которые пройдут при поддержке Университета ИТМО в ближайшие месяцы. Это будут конференции, олимпиады, хакатоны и мастер-классы по soft skills. ...
Часть 2 От переводчика: Тема формата Posit уже была на хабре здесь, но без существенных технических подробностей. В этой публикации я предлагаю вашему вниманию перевод статьи Джона Густафсона ...