Бермудский треугольник: откуда банк берет данные, которые ему никто не давал?

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!

Размах катастрофы приобретает невероятное рвение российского бизнеса захватить как можно больше персональных данных россиян и незаметно сделать их обладателями ненужных, на наш взгляд, услуг и сервисов.

Очередная прекрасная история приключилась с нашим коллегой. В один непрекрасный день он обнаружил, что банк «Тинькофф» ему ежемесячно напоминает о выставленном счёте за газ — прямо с конкретными цифрами, соответствующими свежей квитанции. 

Надо ли говорить, что подобного рода подписки сознательно никто не оформлял?

Ситуация оказалась нередкой: знакомые показали, что им стали сваливаться в личный кабинет банка счета из налоговой, штрафы ГИБДД и прочее. А банк заботливо складывал все счета в специальную новую папку «Счета на оплату»­.

Вот местечко для ваших счетов в ЛК на сайте (помечено зелёным), у нас уже удалены все подписки на штрафы, счета и прочие налоговые начисления, а у вас ещё вполне могут числиться.
Вот местечко для ваших счетов в ЛК на сайте (помечено зелёным), у нас уже удалены все подписки на штрафы, счета и прочие налоговые начисления, а у вас ещё вполне могут числиться.

А вот так выглядит самовозникшая подписка на счета налоговой в мобильном приложении.

Кнопку отписки от такого счастья найти нам не удалось. (в ЛК на сайте, в отличие от приложения, раздел подписок/отписок на этот фантастический сервис есть).

Самостоятельность банка коллегу не устроила и в устном скандале по телефону со службой поддержки он от оных подписок отказался и попросил их удалить.

На вопрос: откуда банк берёт данные и кто ему разрешал — он, вестимо, никакого внятного ответа не получил: 

Основываясь на ранее совершённых платежах, понятно? Втихую под Новый год.

По всей видимости, к чёрту вопросы и согласия в таких сферах, как личные финансы и персональные данные!

Но это было только начало загадочной истории…

Прошел месяц! И оказалось, что подписка на счета «Газпрома» хоть и перестала отражаться в дебрях личного кабинета, тем не менее осталась.

Теперь при вводе реквизитов «Газмпрома» актуальная сумма плате­жа автоматически самовозникает в платёжном окне:

Т.о., очевидно, что существует синхронизация клиентских данных данных между банком «Тинькофф» и структурами «Газпрома». Но на каких правовых основаниях она производится, кто им разрешал и почему от этого нельзя отказаться — решительно непонятно. 

Откуда банк берёт данные? О, вы даже не представляете…

Анекдотичная переписка со службой поддержки поведала нам, что:

а) Банк считает себя так вправе делать потому, что в УКБО* написано в п. 3.2.1 о том, что банк может передавать информацию о клиенте партнёрам

б) Банк почему-то берёт информацию о счетах «Газпрома»­ в системе государственных муниципальных платежей (или ГИС ГМП). 

Что?! да! у нас есть скрины:

УКБО — это Условия комплексного банковского обслуживания, основной документ, по которому регламентируются все ваши отношения с банком. Они идут в нагрузку к договору, отказаться вы от них не можете, банк вправе в одностороннем порядке менять как и когда ему хочется. Но все разбирательства с банком будут идти в соответствии с этим документом — вы же подписались при договоре под это. Не нравится — не пользуйтесь.

ГИС ГМП, или Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах,предназначена для размещения и получения информации об уплате физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг. Она не имеет никакого отношения ни к коммунальным платежам, ни к банковским фортелям, ни к структурам «Газпрома».

Ну и пункт в):

Отключить это нельзя!

Как мы видим, специалисты клиентской поддержки банка «Тинькофф»­ ссылаются на то, что данные как будто бы против их воли им предоставляет ГИС ГМП (мы до сих пор смеёмся) и контрагент, сиречь — «Газпром».­ 

А что же «Газпром»?

­А структура «Газпрома»­ заверила, что они никому никаких данных клиентов не предоставляют и к такой операции банка отношения имеют. 

Письмо имеется (ответили просто на электронную почту, но с официального адреса):

О_о
О_о

Т.о., данные синхронизируются чудесным образом.

К этому не причастен никто!
Ну разве ГИС ГМП…

… а как удивилось Федеральное казначейство!

Больше всего в этой ситуации, полагаем, удивилось Федеральное казначейство, которое отвечает за ГИС ГМП, и куда мы направляли запрос по нашей теме.

И получили письменный ответ о непричастности ко всему происходящему (что таковым и является, ГМП — это в принципе про другое).  

Все врут?

Менеджеры службы поддержки банка, ссылаясь на ГИС ГМП, очевидно транслируют клиентам какую угодно ахинею в ответ на претензии (на наш субъективный взгляд). 

Но это не отменяет вопрос: каким образом банк получает данные о счетах своего клиента в структурах «Газпрома»­, который нам сообщил, что не предоставляет данных сторонним организациям.

Мы запросили в банке логи – электронные записи действий в личном кабинете – на дату, когда якобы была совершена наша «подписка»­. Ответ мы получили не то чтоб неожиданный:  

Поэтому посмотрим в банковские документы, в которых, по всей видимости, наворочено столько, что менеджеры наверное и не в курсе — что ж там есть.

Юридическая сторона вопроса

В ходе разбирательств мы нашли такой документ: это инструкция по сервисам банка для оплаты услуг ЖКХ. В частности, как раз про подписки на информацию о платежах или автоплатежи. Наш общегражданский взгляд не усмотрел никакого криминала, но наш юрист поведал нам страшное.

Источник: https://habr.com/ru/articles/780692/


Интересные статьи

Интересные статьи

Привет, Хабр! Эта подборка посвящена производительным, но мощным ноутбукам с минимальным весом. Все они весьма хороши по производительности, возможностям и автономности. Что обычно хочется получить от...
Много ли среди ваших знакомых выдающихся в юности личностей? Я помню, как моя подруга детства В. получала четвёрки и пятёрки по большинству дисциплин, делая «домашку» на переменах, ходила на олимпиады...
Экономия полезного пространства на рабочем столе — важная проблема для многих из нас. Одно из возможных решений — покупка миниатюрного компьютера, который вообще место не занимает. Большинство подоб...
Ежегодно на мероприятии Start-up Showcase Enterprise Ireland презентуются ирландские стартапы с высоким потенциалом развития, за которыми стоит наблюдать представителям венчурной индустри...
О Data Science говорят много, ведь это одна из самых востребованных и перспективных сфер. Из каких профессий люди приходят в Data Science, как они выбрали обучение, чего стремятся достичь...