Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Размах катастрофы приобретает невероятное рвение российского бизнеса захватить как можно больше персональных данных россиян и незаметно сделать их обладателями ненужных, на наш взгляд, услуг и сервисов.
Очередная прекрасная история приключилась с нашим коллегой. В один непрекрасный день он обнаружил, что банк «Тинькофф» ему ежемесячно напоминает о выставленном счёте за газ — прямо с конкретными цифрами, соответствующими свежей квитанции.
Надо ли говорить, что подобного рода подписки сознательно никто не оформлял?
Ситуация оказалась нередкой: знакомые показали, что им стали сваливаться в личный кабинет банка счета из налоговой, штрафы ГИБДД и прочее. А банк заботливо складывал все счета в специальную новую папку «Счета на оплату».
А вот так выглядит самовозникшая подписка на счета налоговой в мобильном приложении.
Кнопку отписки от такого счастья найти нам не удалось. (в ЛК на сайте, в отличие от приложения, раздел подписок/отписок на этот фантастический сервис есть).
Самостоятельность банка коллегу не устроила и в устном скандале по телефону со службой поддержки он от оных подписок отказался и попросил их удалить.
На вопрос: откуда банк берёт данные и кто ему разрешал — он, вестимо, никакого внятного ответа не получил:
Основываясь на ранее совершённых платежах, понятно? Втихую под Новый год.
По всей видимости, к чёрту вопросы и согласия в таких сферах, как личные финансы и персональные данные!
Но это было только начало загадочной истории…
Прошел месяц! И оказалось, что подписка на счета «Газпрома» хоть и перестала отражаться в дебрях личного кабинета, тем не менее осталась.
Теперь при вводе реквизитов «Газмпрома» актуальная сумма платежа автоматически самовозникает в платёжном окне:
Т.о., очевидно, что существует синхронизация клиентских данных данных между банком «Тинькофф» и структурами «Газпрома». Но на каких правовых основаниях она производится, кто им разрешал и почему от этого нельзя отказаться — решительно непонятно.
Откуда банк берёт данные? О, вы даже не представляете…
Анекдотичная переписка со службой поддержки поведала нам, что:
а) Банк считает себя так вправе делать потому, что в УКБО* написано в п. 3.2.1 о том, что банк может передавать информацию о клиенте партнёрам;
б) Банк почему-то берёт информацию о счетах «Газпрома» в системе государственных муниципальных платежей (или ГИС ГМП).
Что?! да! у нас есть скрины:
УКБО — это Условия комплексного банковского обслуживания, основной документ, по которому регламентируются все ваши отношения с банком. Они идут в нагрузку к договору, отказаться вы от них не можете, банк вправе в одностороннем порядке менять как и когда ему хочется. Но все разбирательства с банком будут идти в соответствии с этим документом — вы же подписались при договоре под это. Не нравится — не пользуйтесь.
ГИС ГМП, или Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах,предназначена для размещения и получения информации об уплате физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг. Она не имеет никакого отношения ни к коммунальным платежам, ни к банковским фортелям, ни к структурам «Газпрома».
Ну и пункт в):
Отключить это нельзя!
Как мы видим, специалисты клиентской поддержки банка «Тинькофф» ссылаются на то, что данные как будто бы против их воли им предоставляет ГИС ГМП (мы до сих пор смеёмся) и контрагент, сиречь — «Газпром».
А что же «Газпром»?
А структура «Газпрома» заверила, что они никому никаких данных клиентов не предоставляют и к такой операции банка отношения имеют.
Письмо имеется (ответили просто на электронную почту, но с официального адреса):
Т.о., данные синхронизируются чудесным образом.
К этому не причастен никто!
Ну разве ГИС ГМП…
… а как удивилось Федеральное казначейство!
Больше всего в этой ситуации, полагаем, удивилось Федеральное казначейство, которое отвечает за ГИС ГМП, и куда мы направляли запрос по нашей теме.
И получили письменный ответ о непричастности ко всему происходящему (что таковым и является, ГМП — это в принципе про другое).
Все врут?
Менеджеры службы поддержки банка, ссылаясь на ГИС ГМП, очевидно транслируют клиентам какую угодно ахинею в ответ на претензии (на наш субъективный взгляд).
Но это не отменяет вопрос: каким образом банк получает данные о счетах своего клиента в структурах «Газпрома», который нам сообщил, что не предоставляет данных сторонним организациям.
Мы запросили в банке логи – электронные записи действий в личном кабинете – на дату, когда якобы была совершена наша «подписка». Ответ мы получили не то чтоб неожиданный:
Поэтому посмотрим в банковские документы, в которых, по всей видимости, наворочено столько, что менеджеры наверное и не в курсе — что ж там есть.
Юридическая сторона вопроса
В ходе разбирательств мы нашли такой документ: это инструкция по сервисам банка для оплаты услуг ЖКХ. В частности, как раз про подписки на информацию о платежах или автоплатежи. Наш общегражданский взгляд не усмотрел никакого криминала, но наш юрист поведал нам страшное.