Бобро поржаловать, или Что нужно знать о бизнесе в Италии

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.
Наша компания «ЛАНИТ-ТЕРКОМ» занимается разработкой наукоемкого программного обеспечения — с далекого 1991 года мы активно работаем на иностранных рынках:  в странах Европы и США. В 2015 году мы решили, что логичным шагом вперед для развития бизнеса будет открытие офиса где-нибудь в Европе. Для компаний, работающих на международном ИТ-рынке, это обычная практика. При работе с зарубежными клиентами наличие европейского представительства и команды специалистов играет исключительно положительную роль.

Выбор пал на Италию, более того — на юг этой страны, солнечную Апулию.  В этой статье мне хочется поделиться полученным опытом и рассказать о тех сложностях, с которыми мы столкнулись на своем пути.

Источник

Мы как истинные математики и программисты решили не идти проторенным путем и не открывать представительство в Румынии или Болгарии, Англии или США. Мы составили список критериев оценки потенциального местоположения, выбрали довольно солидное количество городов-кандидатов, провели исследование. И, неожиданно, лучшим выбором по совокупности баллов оказался Бари — старинный город на берегу моря на солнечном юге Италии.

Основные критерии, по которым мы осуществляли выбор, были следующие:

  • наличие квалифицированных ИТ-кадров по ключевым компетенциям компании;
  • невысокая стоимость оплаты труда специалистов-европейцев;
  • удобная логистика (близость аэропорта);
  • наличие научной и технической школы.

Источник

Это место сочетает в себе изобилие памятников древней истории и архитектуры с отличными возможностями для развития инновационных компаний.

В Бари существует сильная техническая школа, представленная двумя университетами (Политехническим и Государственным университетом Альдо Моро), которые выпускают квалифицированных технических специалистов.
 
Источник

При этом, общий уровень развития IТ-среды в данном регионе довольно низкий, поэтому молодые специалисты вынуждены уезжать на север страны в поиске работы. А казалось бы, все есть для процветания IT-компаний — высокотехнологичные производства, нуждающиеся в IT-решениях, поддержка государства, научная база, активная поддержка инновационной среды стартапов. Мы были уверены, что легко найдём здесь квалифицированных специалистов по основным бизнес-направлениям нашей компании: разработке наукоемкого программного обеспечения и компьютерному зрению.

Опыт открытия компаний за рубежом у нас уже был в Нидерландах, Финляндии, Дании, поэтому мы понимали, что важно иметь поддержку «принимающей» стороны. Мы провели переговоры с местными представителями бизнеса в Бари, Национальным агентством по внешним инвестициям и развитию предпринимательства. Составили четкий план и сформировали бюджет. Но, как оказалось, Италия – это страна, в которой мало что можно предсказать, даже если всё зафиксировано и предварительно оговорено. Открытие компании заняло почти втрое больше времени, чем мы предполагали.

Подробности этой истории могли бы стать основой для большой юмористической статьи под названием «Добро пожаловать в Италию!». Но я хочу рассказать про главные сложности, с которыми мы столкнулись.


Источник

1. В Италии не действует правило «Обращайся в серьезную консалтинговую компанию, и все пройдет на высшем уровне». Обещания и проверенный контракт не являются гарантией: адвокатов и долгих процессов в стране очень много, и итальянцы это знают лучше, чем иностранцы. Срыв сроков, постоянные выходные и праздники, неумение дать четкий ответ на поставленный вопрос – это всеобщая проблема, которая характерна как для частных лиц, так и для больших организаций с очень жесткой иерархией. Даже с нашим многолетним опытом сотрудничества с иностранными партнерами было сложно представить масштаб этой проблемы.

Источник

2. Языковой барьер. Очень мало тех, кто может объясниться на английском, даже в компаниях международного уровня.

3. Темпы работы и деловой реакции значительно ниже, чем в России, США, Скандинавии. Но при этом государственные структуры из-за усиленного контроля за качеством работы и услуг со стороны правительства функционируют на должном уровне: если сказано, что должны ответить в десятидневный срок, то ответ приходит даже раньше положенного времени.

4. Стоимость услуг завышена для иностранных компаний и изначально сложно определима (например, стоимость нотариальных услуг).

5. Италия остается закрытой страной для иностранного среднего бизнеса. Свой бизнес построен и работает на семейно-родственных связях (как бы странно это ни звучало в XXI веке). Эти связи настолько сильны, что иногда противоречат здравому смыслу, желанию получать прибыль и развивать деятельность. Всё по максимуму строится на уровне личных связей. Такая система сдерживает развитие, а иногда и убивает некоторые компании.

Источник

6. Сложное, непрозрачное законодательство, для работы с которым требуется опытный юрист (в Италии самое большое количество адвокатов среди всех европейских стран).

Но в итоге «ЛАНИТ-ТЕРКОМ» все-таки удалось открыть итальянский офис, построить эффективную организационную структуру и даже привлечь необходимое количество сотрудников. Мы очень благодарны людям, которые по собственной инициативе помогли нам в этом. Несмотря на то, что мы работаем всего несколько лет, компания показывает положительный баланс и динамично развивается.

Наш офис находится на морской набережной, в исторической зоне Фьера ди Леванте: в пешей доступности — рестораны с террасами с видом на море,  один из городских пляжей.

Вид на город со стороны Фьеры ди Леванте

Сам офис расположен в современном коворкинге Impact Hub (или просто Хаб). Не могу не сказать пару слов об этом месте, т.к. оно является ярким примером того, почему итальянцы славятся своими умениями в дизайне интерьеров и чувством вкуса во всем мире. Буквально за пару лет группа молодых ребят (архитектор, специалист по PR и экономист) создали из невзрачного выставочного павильона современное офисное пространство, которое сочетает в себе как уютные минипространства для отдельных специалистов, так и закрытые офисные помещения для компаний с большим количеством комнатных ухоженных растений, минисадом с банановыми пальмами и большелистными авокадо.


Утром вас встречает манящий запах кофе, который готовит персонал Хаба для всех желающих на кухне. Когда я искала помещение для офиса, я встретилась с архитектором Джуси. Она меня спросила, какой офис я бы хотела иметь для «ЛАНИТ-ТЕРКОМ». Каково же было мое удивление, что после буквально пары фраз описания про натуральное дерево, стекло и свет, я через месяц увидела все это реализованным в наших помещениях, где также появились и подушечки в наших корпоративных цветах (видимо, Джуси подсмотрела их на нашем логотипе).



Сейчас в итальянском представительстве «ЛАНИТ-ТЕРКОМ» работают 15 человек, 14 из которых — итальянские специалисты.


Признаюсь, что изначально планировалось перевести в Италию несколько российских специалистов для передачи знаний по некоторым текущим проектам. Мы провели опрос в российском офисе. Для меня стал небольшим открытием тот факт, что в результате не нашлось технических специалистов, которые бы согласились «добровольно» переехать на 2-3 года в Италию. Раньше на отечественных отраслевых мероприятиях всегда обсуждалась проблема «утечки мозгов», в СМИ часто появляются статьи о том, как россияне хотят уехать жить в другие страны. На деле оказалось, что провести лето, пожить пару месяцев для программиста — «да», а приехать на длительное время — однозначное «нет». Сразу же всплывали вопросы по поводу сложностей с семьей (здесь, например, нет русских школ и детских садов) или домашних животных (невозможность дать точный ответ на вопрос, как скоро можно забрать кота и сложно ли при его наличии найти квартиру, гасил интерес потенциальных кандидатов на переезд). Но мы справились с задачей передачи знаний с помощью командировок. Более того, наших технических специалистов часто приглашают читать семинары в местные вузы. Схема распределенных команд еще раз доказала свою эффективность. Более того, в одном проекте после двух лет разделения на отдельные задачи для российской и итальянской групп разработчиков заказчик в результате предпочел создать смешанные команды.


Сотрудники итальянского офиса

Итак, основные моменты, на которые я советую обратить внимание при открытии бизнеса в Италии.

1. Итальянская Республика – это относительно молодое образование, где каждая административная единица остается самобытной, несмотря на общее название Италия. Это значит, что, если вы хотите открыть компанию в Апулии, то ни в коем случае не стоит это делать ни с какой консалтинговой компанией из Рима или Милана. «Чужаков» из соседних земель не любят. Необходимо строго следовать правилу и находить через хороших знакомых локального агента, который поможет с открытием. Идеальный вариант — если уже кто-то из вашей компании провел пару лет в Италии, узнал изнутри страну, столь прекрасную для туризма и столь неоднозначную для ведения бизнеса.

2. Необходимо на хорошем уровне знать итальянский язык, так как вести бизнес на английском невозможно.

Источник

3. Нужно быть готовым потратить большое количество времени на административные и бюрократические моменты: подготовку документов, встречи с нотариусами или даже с банком. (Я никогда не думала раньше, что будет такое плотное общение с менеджером банка по каждому вопросу. Итальянцы сами очень любят банки. Видимо, это что-то опять из культурно-исторических особенностей.)

4. Последним пунктом я бы хотела упомянуть все еще существующее на юге Италии различное отношение в бизнесе к мужчинам и женщинам. Для меня было очень удивительно узнать, что в Италии есть  государственные программы по поддержке женщин в бизнесе, науке. Например, в 2018 году на национальном уровне запустили проект по привлечению женщин на факультеты информатики, математики, физики. До сих пор тут бытует мнение, что мир работы — это мужской мир. К этому стоит добавить различие в отношении итальянцев к возрасту. Молодежь здесь учится до 30 лет, потом спокойно («пьяно-пьяно») начинает работать. К 40-42 годам итальянцы начинают понимать, чего хотят от жизни, а к 55-60 выходят на позиции начальников/проект-менеджеров. (В российских офисах к 30 годам становятся успешными директорами крупных департаментов не только мужчины, но и женщины.)

В итоге, несмотря на все сложности и шероховатости процесса открытия нашего итальянского офиса, все получилось. Не секрет, что Россия и Италия дружили с давних времен (большое количество итальянских художников, архитекторов, музыкантов работали в России, а российских — в Италии). Мы с гордостью говорим, что сейчас в век технологий создаем инновационные решения с российско-итальянской командой, продолжая эту вековую традицию дружбы. Еще много предстоит сделать и развить. Посмотрим, как все пойдет.
Источник: https://habr.com/ru/company/lanit/blog/448168/


Интересные статьи

Интересные статьи

Привет! Меня зовут Дима Чудинов, я наставник на веб-факультете Яндекс.Практикума, Head of Group, Front-end, ABBYY. Студенты недавно задали мне вопрос: «Что лучше: Angular или React?». Я...
Недавно на проекте интегрировал модуль CRM Битрикса c виртуальной АТС Ростелеком. Делал по стандартной инструкции, где пошагово показано, какие поля заполнять. Оказалось, следование ей не гаран...
В сфере серверного программирования разбиение традиционных монолитных бэкендов на микросервисы позволило добиться невиданной прежде эффективности работы и недоступных ранее возможност...
Часто от программистов PHP можно услышать: «О нет! Только не „Битрикс“!». Многие специалисты не хотят связываться фреймворком, считают его некрасивым и неудобным. Однако вакансий ...
В R полным-полно самых разных функций. Ниже я приведу десять самых интересных из них, о которых многие могли не знать. Статья появилась после того, как я обнаружил, что мои рассказы о некото...