Будущее мотивации: почему большая зарплата и комфортный офис уже не мотивируют сотрудников

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Привет, Хабр! Меня зовут Дима Смирнов, я техдир технологической образовательной компании для предпринимателей Like Центр. Сегодня хотелось бы поговорить о мотивации разработчиков при поиске работы. Как известно, разработчиков постоянно не хватает  –  дефицит на рынке IT-труда не только не сокращается, но даже усиливается год от года. Конечно, о размере заработной платы программистов и вообще IT-специалистов создано несколько мифов, вроде того, что любой разработчик получает гору денег сразу после окончания университетов или даже курсов. Но факт остается фактом - с зарплатами здесь все хорошо.

Согласно данным аналитического агентства Hays, в 2020 году на одного разработчика, который находился в поиске работы, приходилось вплоть до 7 предложений, а иногда - и больше. Около 40% российских компаний испытывают дефицит IT-кадров. В результате большинство разработчиков в ходе выбора нового рабочего места смотрят уже не столько на размер заработной платы (хотя это, конечно, не на последнем месте), сколько  на ряд других факторов. Что сейчас важно для тех, кто находится в поисках нового рабочего места? Давайте обсудим.

Чуть подробнее о причинах дефицита

Интернет-пользователей становится все больше, подводные и спутниковые интернет-каналы подключают к сети все новые регионы. Огромное количество компаний работают в интернете, используют приложения, облачные сервисы и другие технологии. Соответственно, и профессионалов, которые смогут все это реализовать требуется все больше.

Дефицит на рынке IT-специалистов наблюдался и до пандемии коронавируса. А после наступления COVID-19 все стало еще хуже (ну или лучше - в зависимости от того, чью ситуацию мы оцениваем). В интернет сейчас пошло огромное количество компаний и организаций, от мелких ритейлеров до медицины.

В результате рынок стал еще более конкурентным. Компании в буквальном смысле слова "охотятся за головами", то есть находятся в постоянном поиске хороших специалистов. Тенденцию несложно отследить по данным рекрутеров из разных компаний. Так, если в 2019 году специалисты из рекрутингового агентства Andersen проводили около 2,5 тысяч технических собеседований за год, получая определенное количество специалистов, то сейчас для найма того же числа IT-профессионалов нужно провести уже 6 тысяч собеседований.

При этом доля "найденных" в некоторых случаях падает. Так, по данным той же компании, пару лет назад по результатам технических интервью удавалось нанять 15% сеньоров. Сейчас же этот показатель упал до 10-12%, а в некоторых отраслях - и до 3-4%.

Размер заработной платы постепенно растет. Нельзя сказать, что это взрывной рост - все же большие зарплаты получают опытные IT-профессионалы, начинающему разработчику без опыта никто не предложит сотни тысяч рублей в месяц. Тем не менее, по данным “Хабр. Карьеры”, средняя зарплата за второе полугодие 2021 года по всем IT-специалистам составляет 127 тысяч рублей.

Собственно, опытному разработчику можно особо и не беспокоиться о денежном предложении - в 99% оно будет неплохим. Поэтому в качестве стимула перейти на новое место все более важную роль играют и другие факторы.

Что это за факторы?

Их не так много, но среди них можно выделить наличие интересных проектов, возможность построить карьеру, децентрализацию управления и видимые результаты работы.

Интересные проекты

Об этом на Хабре писали не раз и не два. В общем-то, когда деньги уже не играют главную роль в вопросе трудоустройства, в дело вступает как раз интерес к решаемым задачам. Если компания в силах предложить не рутинные обязанности, а нечто, что позволит разработчикам "творить" (конечно, тем, кому это интересно), то можно не сомневаться, что в такую компанию люди пойдут. От этого выигрывает и компания, и разработчики. Первая получает команду энтузиастов, которая благодаря интересу может работать даже эффективнее, чем если бы работа велась только за деньги. Вторые получают возможность применить все или, по крайней мере, большинство своих хард- и софт-скиллов.

Видимые результаты работы

Этот пункт связан с предыдущим. Если разработчик решает интересную задачу и может видеть результаты того, что сделано, то, скорее всего, он задержится в компании. Корпорации, которые хорошо платят, но не предоставляют сотрудникам видеть плоды своего труда, сейчас сталкиваются с высокой текучкой кадров. Просто потому, что у профессионала пропадает интерес к работе над "черным ящиком" или прозрачным проектом, масштабы которого огромны.

Поэтому сейчас наметилась тенденция, когда сеньоры или мидлы уходят с хороших мест в компаниях для того, чтобы основать собственный проект. Многие разработчики еще и хотят сделать что-то полезное для социума. По данным агентства Hays, интересные задачи стоят на третьем по значимости мотивации месте.

Карьерные возможности

Часто хорошие разработчики имеют карьерные амбиции. И не только в плане "взобраться повыше", нет. Речь идет о большем масштабе ответственности, более сложных проектах. Кому-то хочется попробовать себя в роли руководителя команды после нескольких лет работы в качестве рядового разработчика.

Децентрализация

Речь идет о том, что в некоторых компаниях ослабляют роль линейной модели управления - идет процесс децентрализации. Никто не говорит о горизонтальной модели, хотя и такие есть, но все же жесткая иерархия - это уже не так "модно", как раньше. Возможность быть на равных всех со всеми в ходе реализации определенных задач - дорогого стоит.

Кейс компании Like Центр

В своей компании мы стараемся предоставить разработчикам большинство указанных выше возможностей, включая интересные проекты, карьерный рост, результаты работы и т.п. Мы понимаем, что зарплата по рынку и комфортный офис - норма и любая уважающая себя компания предоставляет это.

Одним из преимуществ выделю то, что в компании можно очень быстро расти. Пример – директор по развитию с тремя департаментами в подчинении Алексей Нагайцев. Всего год назад он был техническим директором. Еще годом ранее - разработчиком, который только пришел в компанию. Правда, его трудоустройство было не самым обычным - он собрал лендинг и запустил таргет на руководителей компании и их друзей.

Что касается интересных проектов и результатов своего труда, то наглядный пример - IT-платформа Toolbox. Она создана для обучения предпринимателей по всей России. И это одно из стратегических направлений компании. На платформе зарегистрированы более 385 тысяч участников, для которых разработчики создают различные образовательные инструменты. Все решения, которые мы не можем найти на рынке, мы реализуем сами: CRM, ERP, LMS, CMS. Однако многие блоки хотелось бы сделать еще лучше. Плюс ко всему, перед нашей командой стоит амбициозная цель по разработке новых продуктов. 

Более того, мы предоставляем сотрудникам возможность самореализации в рамках проекта. Каждый может помимо выполнения текущих рутинных задач реализовать какую-то свою идею или наработку на платформе работодателя. Мы стараемся дать возможность привнести что-то свое, опробовать свои гипотезы. Like Центр готов это делать, потому что мы понимаем, что свежий взгляд и достаточно быстрая проверка интересных свежих  гипотез  может ускорить развитие компании. По моему мнению, ровно так совершаются многие инновации на рынке. Именно такой возможностью мы стараемся привлекать новых разработчиков и удерживать свою IT-команду. 

Среди прочих возможностей:

  • Описанные грейды, понятный путь развития и повышения зарплаты;

  • Место работы на выбор: удаленно, в офисе (Москва-Сити, 30 этаж), гибридный режим;

  • Рабочая техника (в том числе от Apple) при работе в офисе и гибридном режиме;

  • Выезды и стратегические сессии за счет компании;

  • Опционная программа для эффективных сотрудников.

В целом, компания дает возможность реализовать как личные интересы, так и сделать вклад в развитие общества. По внутренним исследованиям, которые были проведены при содействии Центра содействия инновациям в обществе “СОЛь”, только за 2020 год выпускники курса “Скорость” открыли 4,8 тыс новых бизнесов и наняли более 27 тыс. сотрудников. 70% участников связывают развитие своего дело с прохождением курса. Круто, когда сотрудники (не важно из департамента IT, продаж, продукта или маркетинга) видят результат работы в результатах студентов. Это мотивирует всю команду, разработчиков в том числе. 

Все большее количество компаний, как крупных, так и мелких, понимают то, о чем мы говорили выше. Поэтому задачи, которые предназначены для IT-специалистов, становятся все более интересными, растет количество возможностей, которыми могут воспользоваться профессионалы - во благо как себе, так и всему обществу и экономике. Ну а если компания не может предложить интересные задачи разработчикам, то привлечь профессионалов будет непросто. 

Источник: https://habr.com/ru/post/591615/

Интересные статьи

Интересные статьи

Дисклеймер: данная статья носит скорее философский, чем технический характер рассуждений и рассчитана на людей, имеющих небольшой опыт собеседований. С повышением квалификации может меняться отношение...
Курсов много. Очень много. Учат на разработчиков, на тестировщиков, на дизайнеров, на продукт-менеджеров, на проджект-менеджеров, на UX-писателей, на аналитиков. Подаются они как лекарство от безденеж...
В американских фильмах, которые выходят на широкий экран, матерятся довольно много. И ругательства вообще не мешают киношникам зарабатывать деньги — даже наоборот. К прим...
После начала пандемии и режима самоизоляции у бизнеса возникла проблема в виде необходимости обеспечить информационную безопасность сотрудников на удаленке. В самом деле, периметр бе...
Их было шестеро - барабанщик, басист, клавишник, гитарист, баянист и человек с татуировками. Как-то так начинался бы фильм о нас, о музыкальной группе Sun-Techniki.Вы, во...