Business Intelligence на больших данных — наш опыт интеграции

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

В вопросах производительности BI обычно приходится искать компромисс между скоростью работы аналитики и объемами данных, над которыми она реализована. Мы попробовали “убить двух зайцев” сразу, и сегодня я хочу поделиться нашим опытом интеграции Visiology с платформой Arenadata при построении гибридной модели работы BI.

Если вы читаете наш блог, то уже знаете о платформе Visiology хотя бы в общих чертах (если нет, это можно легко исправить, прочитав наш первый пост). Но сегодня речь пойдет не только о платформе Visiology и BI как таковых, но также о наших новых друзьях Arenadata. А точнее, об интеграции, которая позволила реализовать гибридную работу аналитики с большой скоростью и на больших объемах данных.

Зачем потребовалась интеграция Arenadata и Visiology?

Подходов к работе BI-систем на сегодняшний день несколько. Но когда речь идет о больших данных для самых разных задач, обычно используется ROLAP. Работает он достаточно просто: когда пользователь нажимает что-то на дашборде, например, выбирает какой-то фильтр, внутри платформы формируется SQL-запрос, который уходит на тот или иной бэкэнд. В принципе, под системой BI может лежать любая СУБД, которая поддерживает запросы —  от Postgres до Teradata. Подробнее о схемах работы OLAP я рассказывал здесь.

Преимущество интеграции BI с СУБД заключается в том, что для работы системы, по сути, нет ограничения по объему данных. Но при этом падает скорость выполнения запросов - конечно, если не использовать специализированную колоночную СУБД, например, ClickHouse или Vertica. И, хотя у ClickHouse спектр возможностей пока еще уже, чем у той же Vertica, система развивается и выглядит очень многообещающей. 

Но даже с колоночной СУБД есть свои минусы при работе с BI, и самый первый из них — это более низкая эффективность использования кэша на уровне платформы в целом, потому что СУБД, в отличие от самой BI-платформы, "не знает" многого о поведении пользователей и не может использовать эту информацию для оптимизации. Когда большое количество пользователей начинают работать, по-разному делать запросы и обращаться к дашбордам, требования к железу, на котором крутится СУБД — даже хорошая,  аналитическая и колоночная — могут оказаться очень серьезными. 

Второй момент — это ограничение аналитической функциональности:  все, что не укладывается в SQL-запрос, поддерживаемый распределенной СУБД, отсекается автоматически (например, в случае ClickHouse - это оконные функции). И это проблема, потому что в BI есть много вещей, которые с трудом транслируются в SQL-запросы или выполняются неоптимально. 

Второй вариант — это In-memory OLAP. Он подразумевает перенос всех обрабатываемых данных в специальный движок, который молниеносно прорабатывает базу в 200-300 Гб — это порядок единицы миллиардов записей. Кстати, подробнее про ограничения In-Memory OLAP я уже рассказывал здесь. На практике встречаются инсталляции In-Memory OLAP, укомплектованные 1-2-3 терабайтами оперативной памяти, но это скорее экзотика, причем дорогостоящая. 

Практика показывает, что далеко не всегда можно обойтись тем или иным подходом. Когда требуются одновременно гибкость, возможность работы с большим объемом данных и поддержка значительного количества пользователей, возникает потребность в гибридной системе, которая с одной стороны загружает данные в движок In-Memory OLAP, а с другой — постоянно подтягивает нужные записи из СУБД. В этом случае движок OLAP используется для доступа ко всему массиву данных, без всяких задержек. И в отличие от чистого In-Memory OLAP, который нужно периодически перезагружать, в гибридной модели мы всегда получаем актуальные данные.

Такое разделение данных на “горячие” и “холодные” объединяет плюсы обоих подходов — ROLAP и In-Memory, но усложняет проект внедрения BI. Например, разделение данных происходит вручную, на уровне ETL процедур. Поэтому для эффективной работы всего комплекса очень важна совместимость между бэкэндом и самой BI-системой. При том, что SQL-запросы остаются стандартными, в реальности всегда есть аспекты их выполнения, нюансы производительности. 

Arenadata и Arenadata QuickMarts

Платформа данных Arenadata состоит из нескольких компонентов, построенных на базе открытых технологий, и используется многими российскими и зарубежными компаниями. В состав решения входит собственное MPP решение на базе Greenplum, дистрибутив Hadoop для хранения и обработки неструктурированных и слабоструктурированных данных, система централизованного управления ADCM (Сluster Management) на базе Ansible и другие полезные компоненты, в том числе Arenadata QuickMarts (ADQM). 

СУБД ADQM — это колоночная СУБД от Arenadata, построенная на базе ClickHouse, аналитической СУБД, которую развивает Яндекс. Изначально ClickHouse создавалась для внутреннего проекта Яндекс.Метрика, но эта СУБД очень понравилась сообществу. В результате исходный код ClickHouse был переведен в OpenSource (лицензия Apache-2) и стал популярен по всему миру. На сегодняшний день насчитывается порядка 1000 инсталляций ClickHouse по всему миру, и только 1/3 из них в России. И хотя Яндекс остается основным контрибьютором развития СУБД, лицензия Apache-2 позволяет абсолютно свободно использовать продукт и вносить изменения в проект. 

Современная колоночная СУБД использует аппаратную оптимизацию CPU (SSE). ClickHouse может очень быстро выполнять запросы за счет векторных оптимизаций и утилизации всего ресурса многоядерных CPU. На базе ClickHouse работают огромные кластера — сам Яндекс растягивает эту СУБД на несколько сотен серверов. Это гарантирует, что вместе с этим решением вы можете масштабироваться в достаточно больших объемах.

Но главная фича ClickHouse в нашем контексте — это эффективная работа с достаточно специфическими аналитическими запросами. Если витрины уже отстроены и вам нужно предоставить доступ пользователей к BI с минимальной латентностью, эта история как раз для ClickHouse. Эта СУБД прекрасно справляется с запросами без джойнов и соединений. 

Во многих сравнениях ClickHouse дает серьезную фору даже классическим СУБД, например, той же Oracle Exadata. Результаты этих тестов можно найти на ресурсах Яндекса. 

Производительность QuickMarts

• Типичные запросы быстрей чем за секунду 

• > 100 раз быстрей чем Hadoop и обычные СУБД 

• 100 млн - 1 миллиард строк в секунду на одной ноде 

• До 2 терабайт в секунду для кластера на 400 нод

Но вернемся к Arenadata QuickMarts. Это сборка ClickHouse, которая немного отличается от сборки Яндекса. Наши коллеги из Arenadata даже позже выпускают релизы, потому что проводят больше тестов, чтобы серьезные задачи в продакшене работали только на стабильных версиях. 

При этом установка и настройка ADQM происходит из Arenadata Cluster Manager. Кастомизированная СУБД обладает расширенными механизмами авторизации пользователей, a также средствами мониторинга на базе Graphite и Grafana. Но самое главное, что QuickMarts изначально располагает готовыми коннекторами и прозрачно взаимодействует с другими компонентами платформы, в т.ч. с ADB (Greenplum), что позволяет по мере необходимости подгружать данные из ADB в ADQM. 

В нашем случае QuickMarts используется для работы с витринами, к которым через BI обращаются сотни или тысячи пользователей. Архитектура системы позволяет выдать им данные “здесь и сейчас”, а не ждать 20-30 секунд, когда обработается их запрос по витринам в более медленной СУБД. 

Как работает интеграция Arenadata и Visiology

Когда Visiology используется вместе с Arenadata, схема работы системы выглядит следующим образом. Основное хранилище данных может быть реализовано на базе ADB (GreenPlum), из которой создаются витрины данных, хранящиеся уже в ADQM. За счет интеграции между компонентами решения система работает как единое целое, а необходимые для запросов данные поднимаются на нужный уровень автоматически.

Фактически в аналитической системе создается только один дашборд, а графику обрабатывает движок In-Memory ViQube — ядро платформы Visiology. Пользователь лишь выбирает те или иные фильтры, а задача по выгрузке самих транзакций выполняется уже на бэкенде ресурсами QuickMarts.

Раньше подобная интеграция была только с Vertica, но сейчас мы совместно с коллегами сделали интеграцию для Arenadata QuickMarts. Это радостная новость для сторонников ClickHouse, потому что BI работает с популярной СУБД по гибридной схеме. При этом Arenadata DB, выполняющая функцию корпоративного хранилища данных, обеспечивает необходимую трансформацию данных для дальнейшей работы QuickMarts и Visiology.

Все запросы BI обрабатываются движком ViQube. Если пользователь обращается к тем данным, которых нет в памяти, система автоматически генерирует SQL-запрос, который выполняется на Arenadata QuickMarts. 

Чтобы все это заработало, мы реализовали поддержку диалекта ClickHouse для основных аналитических функций и добавили автоматическое переключение между режимами работы OLAP в зависимости от того, где находятся данные на самом деле. Однако для пользователя все остается предельно прозрачным: он даже не знает, как работает система — просто делает запросы в интерфейсе BI и получает результаты, причем достаточно быстро. 

Конечно, у такой схемы есть и свои минусы. Например, учитывая ограничения SQL, не все аналитические функции будут доступны на полном объеме данных. Но зато появляется возможность отрабатывать огромное количество транзакций, для большого количества людей, которые в основном изучают тренды на готовых дашбордах, и лишь иногда ищут конкретные записи. 

Развиваемся дальше

Сейчас интеграция находится на стадии версии v1.0, и мы планируем дальнейшие доработки. В частности, уже сейчас речь идет о том, чтобы расширить набор доступных аналитических возможностей, а также об интеграции в единую консоль управления (например, у Arenadata есть решение Cluster Manager (ADCM), которое позволяет управлять всеми компонентами ландшафта из единой консоли, рассматриваем это как один из вариантов).

Также на повестке дня остро стоит задача автоматизации настройки метаданных. Сейчас их нужно размечать в специальном интерфейсе - это довольно трудоемко. Хочется, чтобы система самостоятельно распознавала бы все необходимые параметры, получив путь к той или иной витрине.

В целом, мы остались очень довольны и сотрудничеством с Arenadata, и той интеграции с ClickHouse и ADQM, которая получилась. Теперь в аналитической платформе Visiology можно одновременно работать с источниками данных любого масштаба - от Small Data (ручной ввод, Excel) до Big Data (миллиардов или даже сотни миллиардов транзакций из распределенных хранилищ данных). А гибридный режим работы, который мы реализовали вместе с Arenadata, еще и позволяет сделать это с разумными затратами на оборудование.

Будем признательны, если вы напишете в комментариях, с какими сценариями запуска BI на больших данных вы сталкивались. Ну а мы всегда готовы поделиться своим опытом в деталях!

Источник: https://habr.com/ru/company/visiology/blog/536732/


Интересные статьи

Интересные статьи

Говорить о том, как не надо заказывать сайты, у разработчиков уже язык устал. Но совершенно справедливо подмечено, что свой опыт крайне трудно вложить в чужую голову, а посему неопытные заказчики...
Компания ООО НПЦ «Геостра» с помощью сервиса MCS провела камеральную обработку сейсмической информации — 40 Тб высокоплотной съёмки МОГТ-3D. О реализации, нюансах и результатах проекта будет ...
Испугавшись цен на астротрекеры и экваториальные монтировки именитых брендов, нагуглил несколько вариантов. У каждого был свой + и -, но всех их объединяло одно — дверь сарая. Или как говорят анг...
На прошлой неделе издание Коммерсантъ сообщило, что «базы клиентов Street Beat и Sony Centre оказались в открытом доступе», но на самом деле все гораздо хуже, чем написано в статье. Подробный...
Как обновить ядро 1С-Битрикс без единой секунды простоя и с гарантией работоспособности платформы? Если вы не можете закрыть сайт на техобслуживание, и не хотите экстренно разворачивать сайт из бэкапа...