Часть 5. Карьера программиста. Кризис. Middle. Первый релиз

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!

Продолжение рассказа «Карьера программиста».

2008-ой год. Глобальный экономический кризис. Казалось бы, при чем тут фрилансер-одиночка из глубокой провинции? Оказалось, что даже мелкий бизнес и стартапы на Западе, также обнищали. А это были мои непосредственные и потенциальные клиенты. Ко всему прочему, я наконец защитил диплом специалиста в университете и других занятий, кроме как фрилансить — у меня не оставалось. До кучи, я расстался со своим первым клиентом, который приносил постоянный доход. И следом за ним, рухнули и мои отношения с потенциально будущей женой. Все как в том анекдоте.
Наступила “черная полоса”, в тот момент, когда должна была наступить пора возможностей и роста. Пора, когда амбициозные молодые люди рвутся строить карьеру и впахивают за пятерых, молниеносно получая повышение. У меня было все наоборот.

Один на один, с фриланс-биржей oDesk и редкими заказами, протекала моя жизнь. Я по прежнему жил с родителями, хотя мог позволить себе жить отдельно. Но жить одному мне не понравилось. Поэтому мамкины борщи и папкины сто грамм, скрашивали серые будни.
Когда-никогда я встречался со старыми друзьями из универа, поговорить за жизнь, да поделится новостями. Компания СКС из третьей части этого рассказа сделала pivot и перекочевала во фриланс. Теперь Илон и Ален, также как и я, просиживали штаны дома у компа, добывая деньги для существования. Вот так мы и жили: без целей, перспектив и возможностей. Внутри меня все бунтовало, я категорически был несогласен с происходящим. Это был system error в моей голове.

Первой попыткой, что-то изменить был масштабный по замыслу веб-сервис.

А именно — социальная сеть для поиска работы и налаживания связей. Короче говоря — LinkedIn для Рунета. Разумеется, про LinkedIn я не знал, а в рунете аналогов не было. Только-только до моего «Лос-Анджелеса» дошла мода на ВКонтакте. А найти работу было очень сложно. И нормальных сайтов по этой тематике не было на виду. Поэтому идея была здравая и я, первый раз придя в “тренажерный зал”, повесил на штангу блины по 50 килограмм с обеих сторон. Другими словами: не имея понятия, что такое IT-бизнес и его построение, мы с Илоном начали пилить LinkedIn для Рунета.

Разумеется реализация зафейлилась. Я умел в основном только под десктоп на С++/Delphi. Илон же только начинал делать первые шаги в веб-разработке. Поэтому я сделал макет сайта на Делфи и отдал его на аутсорс. Заплатив за разработку LinkedIn'a 700$, я понятия не имел, что с ним делать дальше. На тот момент было примерно такое убеждение: сделаем сайт, выложим в интернет и начнем зарабатывать.
Только мы не учли, что между этими тремя событиями, а также в процессе их — происходит целый миллион разных мелочей. А также сайт лежащий в интернете оказывается сам по себе не зарабатывает.

Фриланс


Я долго цеплялся за своего первого клиента Andy, с которым мы вместе проработали больше года. Но, как я писал в прошлой части, Andy решил втихую закрыть контракт, пока я был в отпуске. А по приезду, он начал веревки вить и платить по чайной ложке в месяц.
Изначально он поднял мой рейт на oDesk'e до 19$/час, что по тем временам было выше среднего. Такие матерые фрилансеры, как Самвел (человек который привел меня во фриланс), имели рейт $22/час, и были первыми в поисковой выдаче одеска. Эта высокая ставка обернулась против меня при поиске следующего заказа.

Несмотря на все, мне пришлось написать Andy, что я буду искать другого клиента. Такой формат сотрудничества мне не подходит: «Фиксить десятки багов и добавлять фичи за в 5 раз меньший прайс». И уже не столько в деньгах было дело, сколько в том, что сказка про крупного инвестора, с мешком денег через плечо, превратилась в тыкву. Проект не нужен был рынку, либо, что более вероятно, Andy не смог его продать куда нужно. Набрать хотя бы первых пользователей итд.

Понимая, что пора искать новый заказ, я метнулся рассылать заявки на посты о работе. Первые два заказа, после Andy — я успешно провалил. Привыкший к тому, что работать можно сколько влезет, а в конце недели будет круглая сумма на счету — меня не очень радовала перспектива начинать все с начала. А именно брать мелкий fixed-price проект -> завоевывать доверие заказчика -> переходить на более адекватную оплату. Поэтому на шаге два или три — я обламывался. Либо лень было на доверие работать, либо клиент не хотел платить устоявшийся для меня рейт в 19$. Меня ломало от мысли понижать рейт до 12$/час или даже меньше. Но иного выхода не находилось. Спроса в моей нише десктопного ПО практически не было. Плюс кризис.

Несколько слов об oDesk'e тех лет (2008-2012 год)


Незаметно, как гром среди ясного неба, биржу стали наполнять жители чайных республик и прочие азиаты. А именно: Индия, Филиппины, Китай, Бангладеш. Реже центральная Азия: Иран, Ирак, Катар итд. Это было какое-то нашествие Зергов из StarCraft, с тактикой раш. Одна Индия, каждый год выпускала и выпускает 1.5 млн. студентов IT-специальностей. Еще раз повторю: полтора миллиона индусов! И разумеется мало кто из этих выпускников сразу находит работу по месту жительства. А тут такая шара. Регистрируйся на oDesk и получай в два раза больше, чем в своем Бангалоре.

С другой стороны баррикад, произошло иное крупное событие — вышел первый iPhone. И предприимчивые американцы, сразу смекнули на чем можно сделать быстрый кэш.
Разумеется выпустив на пустой и быстрорастущий рынок свое приложение под iPhone за 3 копейки. Кривое, косое, без дизайна — прокатывало все.
Поэтому с выпуском первого iPhone 2G на oDesk'e сразу появилась дополнительная категория Mobile Development, которая была просто завалена запросами о создании приложения под iPhone.

Добыть сей девайс и Мак для меня было сложной задачей. У нас в стране мало у кого были эти гаджеты, а в провинции могли только слышать о существовании сего чуда техники. Но как альтернативу, со временем я купил HTC Desire на базе Android 2.3 и учился пилить приложения под него. Что впоследствии пригодилось.

Но не суть. Главным моим скиллом — по прежнему был C++. Видя, что заказов на С++ становиться меньше, а все чаще появляются объявления на C# .NET, я потихоньку переполз на стек технологий Microsoft. Для этого мне потребовалась книга «Самоучитель C#» и один небольшой проект на этом языке программирования. С тех пор я сижу в основном на шарпе, никуда не дергаясь.

Далее попадались крупные проекты на С++ и Java, но я всегда отдавал предпочтение C#, так как считаю его наиболее удобным, а с недавних пор и универсальным языком для любых задач в моей нише.

odesk-2008-02
oDesk в феврале 2008 года (из webarchive)

Первый большой релиз


Так часто бывает, что если ты разработчик в аутсорсе или фрилансе, то можешь никогда и не увидеть, как твоя программа используется в реальной жизни. Признаться, из более чем 60-ти проектов, которые я выполнил на фрилансе, я видел в продаже от силы 10. А как другие люди пользуются моим творением — и вовсе не видел никогда. Поэтому пройдя депрессивные 2008-2010-ые года, когда заказов почти не было, я взял быка за рога в 2011-ом году.

Хотя нужды́ постоянно работать и зарабатывать — у меня не было. Жилье было, еда была. Машину я продал за ненадобностью. А куда мне фрилансеру ездить? То есть, и деньги на любые развлечения у меня тоже были. Может показаться, что это тоннельное мышление — либо работать, либо развлекаться. Но на тот момент — мы другого не знали. Мы не знали что можно жить иначе: путешествовать, развиваться, создавать свои проекты. И в целом — мир ограничен только твоим сознанием. Это понимание пришло чуть позже, когда удовлетворились нижние 4 уровня пирамиды Маслоу.

image
Маслоу был прав

Но прежде, нужно было сделать шаг назад. Помыкавшись пару лет на мелких проектах, я решил опустить рейт до 11$/час, и найти что-то долгосрочное.
Может в профайле была цифра и побольше, но я точно помню тот весенний вечер, когда ко мне в Скайп постучался Кайзер.

Кайзер был владельцем небольшой антивирусной компании в Европе. Сам он жил в Австрии, а команда была разбросана по всему миру. В России, Украине, Индии. CTO восседал в Германии, и умело следил за процессом, хотя скорее делал вид, что следит. К слову, в начале нулевых Кайзеру дали государственную премию, за инновационный вклад в развитие малого бизнеса. Его идея, построить команду полностью из удаленных сотрудников — была действительно необычна в начале нулевых.

Наш человек, что подумает при этом? — «Да это какое-то кидалово», скорее всего будет его первая мысль. Однако же нет, компания Кайзера держалась на плаву уже более 6 лет и умудрялась конкурировать с такими гигантами как ESET, Kaspersky, Avast, McAfee и другие.
При этом оборот компании составлял всего полмиллиона евро в год. Все держалось на Святом Духе и вере в светлое будущее. Кайзер не мог платить больше 11$/час, но выделил лимит в 50 часов в неделю, чего мне с головой хватало для старта.
Также нужно отметить, что CEO ни на кого не давил, и производил впечатление доброго дяди, раздающего подарки. Чего не скажешь о CTO, с которым мне довелось познакомиться чуть позже. И работать более плотно в момент релиза по ночам.

Так, я приступил к удаленной работе в антивирусной компании. Моей задачей было переписать back-end антивируса, который использовался в большинстве продуктов компании. (Технические детали вы можете узнать в этом посте).
Тогда же родился мой первый пост в песочницу Хабра, о прелестях и достоинствах С++, который до сих пор висит на втором месте в одноименном хабе.

Конечно, виноват не сам инструмент, а тот наркоман, который написал прошлый движок антивируса. Он падал, глючил, был мултипоточным на всю голову и плохо поддавался тестированию. Мало того, что на свою машину нужно было установить кучу вирусов для теста, так еще и антивирус при этом должен был не упасть.

Но помаленьку, я начал втягиваться в эту разработку. Хотя было ничего не понятно, так как я делал изолированный компонент, который используют другие программы. Технически — это DLL-библитека, со списком экспортируемых функций. Как другие программы их будут использовать — мне никто не объяснил. Поэтому реверсил все сам.

Так продолжалось почти год, пока жареный петух не клюнул CTO и мы не начали готовиться к релизу. Часто эта подготовка проходила по ночам. На моей машине программа работала, а на его стороне — нет. Потом оказывалось, что у него стоит SSD-диск (редкость по тем временам), и мой быстрый алгоритм сканирования заполняет всю память, за счет быстрого считывания файлов.

В конце концов мы зарелизились, и мой сканер был установлен на десятках тысяч машин по всему миру. Это было непередаваемое ощущение, как будто ты сделал что-то существенное. Принес что-то полезное в этот мир. Деньги никогда не заменят эту эмоцию.
Насколько я знаю, мой движок работает в этом антивирусе по сей день. А в наследство после себя я оставил эталонный код, созданный по всем рекомендациям из книги «Совершенный код» «Рефакторинг» и серии книг «С++ для профессионалов».

В заключении


В одной известной книге написано: «Самый темный час — перед рассветом». Так происходило со мной в те времена. От полного отчаяния в 2008-ом году, до основания своей IT-компании в 2012-ом. Помимо Кайзера, который стабильно приносил 500$/нед., я добрал себе еще одного клиента из Штатов.

Отказать ему было сложно, так как он предлагал целых 22$/час, за довольно интересную работу. Мной опять же двигала цель накопить побольше стартового капитала и инвестировать — то ли в недвижимость, то ли в свое дело. Поэтому доходы выросли, цели установлены и была мотивация двигаться.

Закончив проект Кайзера и притормозив с другим проектом, я стал готовиться к запуску своего стартапа. На счету у меня было порядка 25k$, чего вполне хватало для создания прототипа и поиска дополнительных инвестиций.

В те годы, была настоящая истерия вокруг стартапов в России, Украине, да и по всему миру. Создавалась иллюзия, что можно быстро обогатиться, запилив какую-то инновационную штуку. Поэтому я стал двигаться в этом направлении, изучать профильные блоги, знакомиться с людьми из тусовки.

Так я познакомился с Сашей Пегановым, через сайт Цукерберг Позвонит (который сейчас vc.ru), который затем познакомил меня с со-основателем ВКонтакте и инвестором. Я набрал команду, переехал в столицу и начал создавать прототип на собственные средства, под дальнейшие инвестиции. О чем я подробно расскажу в следующей части.

Продолжение следует…
Источник: https://habr.com/ru/post/451384/


Интересные статьи

Интересные статьи

<irony> Не прошло и полугода… Но зато конструкция прошла проверку временем! </irony> В продолжение первой части о проектировании максимально универсального семисегмен...
Прошло полгода с выпуска пробной статьи про создание MMORPG в телеграме. Изменился мир, изменились и планы по игре.Почему больше не в TelegramПосле выпуска первой статьи,...
Всем привет! Не так давно на работе в рамках тестирования нового бизнес-процесса мне понадобилась возможность авторизации под разными пользователями. Переход в соответствующий р...
Вторая часть: Принципы работы видеокодека Любое растровое изображение можно представить в виде двумерной матрицы. Когда речь заходит о цветах, идею можно развить, рассматривая изображение в ви...
Трудно поверить, что этот ветхозаветный старец из зажиточного пригорода Cан-франциско один из отцов-основателей рунета. Joel Schatz — учёный, визионер, идеалист и бизнесмен, в молодости л...