Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Мой коллега уже писал про наш опыт разработки чатов на вебсокетах для iOS, поэтому часть про особенности бэкенда с точки зрения клиента у нас общая. А вот реализация на Android, конечно, отличается. И ещё мне не приходилось, как в первой статье, искать библиотеку для поддержки старых версий операционной системы, потому что на Android каких-то глобальных изменений в сетевой части не было, всё работало и так.
К реализации вернёмся чуть ниже, а начнём с ответов на вопросы про бэкенд, которые появились после первой статьи: почему WAMP, какой брокер используем и некоторые другие моменты.
На время передам слово нашему бэкенд-разработчику @antoha-gs, а если хочется сразу почитать про клиент-серверное общение и декодирование, то первый раздел можно пропустить.
Что там на бэкенде
Почему WAMP. Изначально искал открытый протокол, который мог бы работать поверх WebSocket с поддержкой функционала PubSub и RPC и с потенциалом масштабирования. Лучше всего подошёл WAMP — одни плюсы, разве что не нашёл реализации протокола на Java/Kotlin, которая бы меня устраивала.
Какой брокер мы используем. Продолжая предыдущий пункт, это, собственно, и послужило написанию собственной реализации протокола. Плюсы — экспертиза в своём коде и гибкость, то есть при надобности всегда можно отойти от стандарта в нужную сторону. Каких-то серьёзных минусов не выявил.
К небольшим проблемам реализации проекта чатов можно отнести то, что нужно было ресёрчить и ревёрсить то, как работает реализация на Sendbird — сервисе, который мы использовали. То есть какими возможностями мы там пользовались и какой дополнительный функционал был реализован поверх. Также к сложностям отнёс бы перенос данных из Sendbird в свою базу.
Ещё был такой момент в комментариях:
«Правильно, что не стали использовать Socket.IO, так как рано или поздно столкнулись бы с двумя проблемами: 1) Пропуск сообщений. 2) Дублирование сообщений. WAMP — к сожалению — также не решает эти вопросы. Поэтому для чатов лучше использовать что-то вроде MQTT».
Насколько я могу судить, протокол не решает таких проблем магическим образом, всё упирается в реализацию. Да, на уровне протокола может поддерживаться дополнительная информация/настройки для указания уровня обслуживания (at most/at least/exactly), но ответственность за её реализацию всё равно лежит на конкретной имплементации. В нашем случае, учитывая специфику, достаточно гарантировать надёжную запись в базу и доставку на клиенты at most once, что WAMP вполне позволяет реализовать. Также он легко расширяем.
MQTT — отличный протокол, никаких вопросов, но в данном сравнении у него меньше фич, чем у WAMP, которые могли бы пригодиться нам для сервиса чатов. В качестве альтернативы можно было бы рассмотреть XMPP (aka Jabber), потому что, в отличие от MQTT и WAMP, он предназначен для мессенджеров, но и там без «допилов» бы не обошлось. Ещё можно создать свой собственный протокол, что нередко делают в компаниях, но это, в том числе, дополнительные временные затраты.
Это были основные вопросы касательно бэкенда после предыдущей статьи, и, думаю, мы ещё вернёмся к нашей реализации в отдельном материале. А сейчас возвращаю слово Сергею.
Клиент-сервер
Начну с того, что WAMP означает для клиента.
В целом протокол предусматривает почти всё. Это облегчает взаимодействие разработчиков клиентской части и бэка.
Кодирование всех типов событий в числах (PUBLISH — это 16, SUBSCRIBE — 32 и так далее). Это усложняет чтение логов разработчику и QA (сразу не догадаться, что значит прилетевшее сообщение [33,11,5862354]).
Механизм подписок на события (например, новые сообщения в чат или обновление количества участников) реализован через получение от бэкенда уникального id подписки. Его надо где-то хранить и ни в коем случае не терять во избежание утечек. Как это сделано (было бы сильно проще и подписываться и отписываться просто по id чата):client → подписываемся на новые сообщения в чате [32,18,{},"co.fun.chat.testChatId"]backend → [33,18,5868752 (id подписки)]client → после выхода из чата отписываемся по id [34,20,5868752]
Для работы с сокетом использовали OkHttp (стильно, надёжно, современно, реализация ping-pong таймаутов из коробки) и RxJava, потому что сама концепция чата — практически идеальный пример того самого event-based programming, ради которого Rx, в общем, и задумывался.
Теперь рассмотрим пример коннекта к серверу, использующему WAMP-протокол через OkHttpClient:
val request = Request.Builder()
.url(ChatsConfig.SOCKETURL)
.addHeader("Connection", "Upgrade")
.addHeader("Sec-WebSocket-Protocol", "wamp.json")
.addHeader("Authorization", authToken)
.build()
val listener = ChatWebSocketListener()
webSocket = okHttpClient.newWebSocket(request, listener)
Пример реализации ChatWebSocketListener:
private inner class ChatWebSocketListener : WebSocketListener() {
override fun onClosed(webSocket: WebSocket, code: Int, reason: String) {
connectionStatusSubject.onNext(ChatConnectionStatuses.NOTCONNECTED)
//subject, оповещающий пользователей о состоянии коннекта (в UI нужен для отображения лоадеров, оффлайн-стейтов и так далее)
}
override fun onClosing(webSocket: WebSocket, code: Int, reason: String) {
webSocket.close(1000, null)
}
override fun onFailure(webSocket: WebSocket, t: Throwable, response: Response?) {
onConnectionError("${t.message} ${response?.body}")
}
override fun onMessage(webSocket: WebSocket, text: String) {
socketMessagesSubject.onNext(serverMessageFactory.processMessage(text)) //subject, через который идут все сообщения, которые в дальнейшем фильтруются для конкретных получателей (см. ниже)
}
override fun onOpen(webSocket: WebSocket, response: Response) {
authorize()
}
}
Здесь мы видим, что все сообщения от сокета приходят в виде обычного String, представляющего собой JSON, закодированный по правилам WAMP протокола и имеющий структуру:
[ResultCode: Int, RequestId: Long, ArgumentsMap: JsonObject ]
Например:
[50, 7, {"type":100, "chats":[список чатов]}]
Декодирование и отправка сообщений
Для декодинга сообщений в объекты мы использовали библиотеку Gson. Все модели ответа отписываются обычными data-классами вида:
@DontObfuscate
data class ChatListResponse(@SerializedName("chats") val chatList: List<Chat>)
А декодирование происходит с помощью следующего кода:
private fun chatListUpdateInternal(jsonChatsResponse: JSONObject):
ChatsListUpdatesEvent {
return gson.fromJson(jsonChatsResponse.toString(),
ChatsListUpdatesEvent::class.java)
}
Теперь рассмотрим базовый пример отправки сообщения по сокету. Для удобства мы сделали обёртку для всех базовых типов WAMP сообщений:
sealed class WampMessage {
class BaseMessage(val wampId: Int, val seq: Long, val jsonData: JSONArray) : WampMessage()
class ErrorMessage(val procedureId: Int, val seq: Long, val jsonData: JSONArray) : WampMessage()
object WelcomeMessage : WampMessage()
class AbortMessage(val jsonData: JSONArray) : WampMessage()
}
А также добавили фабрику для формирования этих сообщений:
fun getCallMessage(rpc: String,
options: Map<String, Any> = emptyMap(),
arguments: List<Any?> = emptyList(),
argumentsDict: Map<String, Any?> = emptyMap()):
WampMessage.BaseMessage {
//[CALL, Request|id, Options|dict, Procedure|uri, Arguments|list]
val seq = nextSeq.getAndIncrement()
return WampMessage.BaseMessage(WAMP.MessageIds.CALL,
seq,
JSONArray(listOfNotNull(WAMP.MessageIds.CALL,
seq,
options,
rpc,
arguments,
argumentsDict)))
}
Пример отправки сообщений:
val messages: Observable<WampMessage> = socketMessagesSubject
fun sendMessage(msgToSend: WampMessage.BaseMessage):
Observable<WampMessage> {
return messages.filter {
it is WampMessage.BaseMessage && it.seq == msgToSend.seq
}
.take(1)
.doOnSubscribe {
webSocket.send(msgToSend.jsonData.toString())
}
}
Сопоставление отправленного сообщения и ответа на него в WAMP происходит с помощью уникального идентификатора seq, отправляемого клиентом, который потом кладётся в ответ.
В клиенте генерация идентификатора делается следующим образом:
companion object {
private val nextSeq: AtomicLong = AtomicLong(1)
}
fun getNextSeq() = nextSeq.getAndIncrement()
Взаимодействие с WAMP Subscriptions
Подписки в протоколе WAMP — концепт, по которому подписчик (клиент) подписывается на какие-либо события, приходящие от бэкенда. В нашей реализации мы использовали:
обновление списка чатов;
новые сообщения в конкретном чате;
изменение онлайн-статуса собеседника;
изменение в составе участников чата;
смена роли юзера (например, когда его назначают модератором);
и так далее.
Клиент сообщает серверу о желании получать события с помощью следующего сообщения:
[SUBSCRIBE: Int, RequestId: Long, Options: Map, Topic: String]
Где topic — это скоуп событий, которые нужны подписчику.
Для формирования базового события подписки используется код:
fun getSubscribeMessage(topic: String, options: Map<String, Any> = emptyMap()):
WampMessage.BaseMessage {
val seq = nextSeq.getAndIncrement()
return WampMessage.BaseMessage(WAMP.MessageIds.SUBSCRIBE,
seq,
JSONArray(listOfNotNull(WAMP.MessageIds.SUBSCRIBE,
seq,
options,
topic)))
}
Разумеется, при выходе с экрана (например, списка чатов), необходимо соответствующую подписку корректно отменять. И вот тут выявляется одно из свойств протокола WAMP: при отправке subscribe-сообщения бэкенд возвращает числовой id подписки, и выходит, что отписаться от конкретного топика нельзя — нужно запоминать и хранить этот id, чтобы использовать его при необходимости.
А так как хочется оградить пользователей API подписок от лишнего менеджмента айдишников, было сделано следующее:
private val subscriptionsMap = ArrayMap<String, Long>()
private fun getBaseSubscription(topic: String): Observable<WampMessage> {
val msg = wampClientMessageFactory.getSubscribeMessage(topic)
return send(msg).map {
val subscriptionId = converter.getSubscriptionId((it.asBaseMessage()).jsonData)
subscriptionsMap[topic] = subscriptionId
subscriptionId
}
.switchMap { subscriptionId ->
chatClient.messages.filter {
it.isMessageFromSubscription(subscriptionId)
}
}
}
Так клиент ничего не будет знать об id, и для отписки ему будет достаточно указать имя подписки, которую необходимо отменить:
fun unsubscribeFromTopic(topic: String) {
if (!subscriptionsMap.contains(topic)) {
return
}
val msg =
wampClientMessageFactory.getUnsubscribeMessage(subscriptionsMap[topic])
send(msg, true).exSubscribe()
subscriptionsMap.remove(topic)
}
Это то, что я хотел рассказать про реализацию на Android, но если есть вопросы — постараюсь ответить на них в комментариях. Напомню, что про чаты на вебсокетах в iOS мы уже писали вот здесь, а также готовим отдельную часть про бэкенд.