Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Всем привет! С 15 октября по 14 ноября 2021 года в России проходит Всероссийская перепись населения, цифровым партнером которой выступает Ростелеком. Главным нововведением для жителей России станет возможность пройти перепись дистанционно, самостоятельно заполнив электронный переписной лист на портале госуслуг. При обходе жилых помещений переписчики будут использовать планшетные компьютеры отечественного производства с российской ОС «Аврора». В этом материале мы решили рассказать о технической стороне переписи: зачем понадобились планшеты, для чего понадобились очередные QR-коды на госуслугах и почему в Сибири перепись началась раньше.
В чем особенность переписи населения в 2021 году? Максимально коротко:
участвовать в переписи можно онлайн на портале госуслуг. Такая возможность предоставляется до 8 ноября (правда, обсуждается, продление этого срока);
традиционный способ переписи станет технологичнее – переписчики будут ходить по домам с планшетами;
переписаться можно будет на переписных участках, в том числе в МФЦ «Мои документы»;
изначально перепись планировали провести в 2020 году, но сроки проведения переносили несколько раз из-за коронавируса.
А теперь подробно
Зачем нужна перепись населения?
Всероссийская перепись населения — это лучший для государства способ понять кто, где и как живет в России. За месяц будет собрана информация о всех жителях России, об уровне их образования, владении языками, жилищных условиях и составе семьи.
Это необходимо для корректировки государственных социальных программ, планирования и развития территорий, конечно, пригодятся данные переписи бизнес-структурам. Предварительные итоги переписи опубликуют в апреле 2022 на сайте Росстата. Окончательные официальные итоги будут обнародованы в несколько этапов до конца 2022 года.
В переписном листе нужно заполнить информацию о поле, возрасте, гражданстве, месте рождения, национальности, образовании, жилище. Информация анонимна — переписчики не имеют права просить предъявить документы — все ответы записываются со слов. Переписные листы утверждены Правительством России и опубликованы на сайте: https://www.strana2020.ru/form.php.
Как принять участие в переписи
Поучаствовать в переписи 2021 года можно очно — дойти до стационарного участка или дождаться переписчика дома, и впервые появилась возможность ответить на вопросы онлайн — на портале госуслуг. Традиционно Ростелеком выступает техническим партнером Минцифры России по эксплуатации и развитию инфраструктуры электронного правительства, включая портал госуслуг.
На самом деле перепись началась уже год назад — в октябре 2020 года, когда переписчики отправились на отделенные и труднодоступные территории в Республике Тыва (Бай-Тайгинский район), Томской области (Александровский, Кривошеинский и Тегульдетский районы) и Ямало-Ненецком автономном округе (Шурышкарский район).
С октября 2020 года по июнь 2021 года уже переписали жителей примерно 2 600 населенных пунктов в более чем 200 отдаленных и труднодоступных районах 26 регионов страны на Крайнем Севере, Дальнем Востоке и в Сибири. Именно там, в условиях, приближенных к экстремальным, проходят отработку новые цифровые технологии переписи. Прежде всего — сбор данных на электронные планшеты.
Онлайн
Чтобы поучаствовать в переписи дистанционно, необходима учетная запись на портале госуслуг. Заполнить анкету в электронном виде можно до 8 ноября. В разделе Всероссийской переписи населения на портале госуслуг размещена простая и понятная инструкция.
Перепись в онлайн-формате позволяет внести не только свои данные, но и данные членов семьи. А когда на дом придет переписчик — это период с 18 октября по 14 ноября — ему можно будет просто показать сгенерированный по итогам заполнения анкеты QR-код с экрана планшета, смартфона или в распечатанном виде. Переписчик убедится, что вы прошли перепись населения, повторно отвечать на вопросы не придется.
Офлайн
Если у человека нет учетной записи на госуслугах или он хочет пройти перепись традиционным способом, нужно дождаться переписчика дома. Он точно также занесет все данные в анкету со слов граждан, не требуя документов.
Кроме того, можно самостоятельно прийти в пункты переписи населения в МФЦ «Мои документы».
Как технически устроена перепись
В рамках контрактов с Росстатом мы оснастили переписчиков планшетными компьютерами, обеспечили инфраструктуру для работы ситуационного центра, организовали работу горячей линии.
Накануне переписи мы провели модернизацию и увеличили мощность автоматизированной системы Всероссийской переписи населения (далее — АС ВПН), в которой будут аккумулироваться и обрабатываться все собранные данные. Ростелеком также обеспечивает круглосуточную техническую поддержку всей цифровой инфраструктуры во время проведения переписи и обработки ее данных, а также информационную безопасность на всех этапах.
АС ВПН — это единый программно-технический комплекс, в котором объединяются средства для автоматизации работ:
подготовка, сбор и обработка сведений о населении, включая сканирование и распознавание машиночитаемых бланков;
ввод данных через интернет, мобильные устройства;
проведение кодирования и формально-логистического контроля;
формирование базы данных переписи и получение итоговых таблиц;
мониторинг всех этапов переписи;
формирование необходимых данных для визуализации хода подготовки и проведения переписи и обработки ее материалов.
Большинство первичных данных переписи населения (около 90%) предполагается сразу собрать в цифровом формате. Это повысит их достоверность и качество, а также ускорит дальнейшую обработку и анализ собранной информации.
На всех этапах сбора и обработки данных обеспечена надежная информационная безопасность, включая деперсонализацию информации. Это значит, что перепись будет анонимной, вся информация будет храниться в обезличенной форме. По ней нельзя будет установить, кого именно опрашивали, и о каком человеке идет речь. Это самые общие социально-демографические показатели об участниках домохозяйств. Собранные данные не будут передаваться в налоговую службу, МВД и другие органы власти.
Планшеты на «Авроре» и мобильное приложение переписчика
Ростелеком поставил в территориальные органы государственной статистики 360 тысяч планшетных компьютеров с российской операционной системой «Аврора» и предустановленным приложением для переписчиков.
Характеристики планшетов:
Планшеты имеют четырехъядерные процессоры с частотой 1450 Мгц, сенсорный экран с диагональю 10,1 дюймов, фотокамеру с разрешением 5 Мп и автофокусом, оперативную память объемом 2 Гб и Flash-память объемом 8 Гб, батареи емкостью 7 тыс. мАч, модули Bluetooth, Wi-Fi, NFC и сотовой связи 3G/4G, а также поддерживают карты памяти MicroSD объемом до 64 Гб.
Планшет весит 700 г, выдерживает температуру от -30ОC до +40ОC и может прослужить 5-7 лет. В комплекте с планшетом идут внешний аккумулятор (10 тыс. мАч), чехол с карманом для внешнего аккумулятора, зарядное устройство, две карты памяти объемом 4 Гб, SIM-карта, стилус и USB-кабель.
Развитием ОС занимается «Открытая мобильная платформа», дочерняя компания Ростелекома. Все планшеты были произведены в России на пяти производственных площадках: в Москве, Костроме, Краснослободске, Шуе и Калининграде.
Подробно про ОС «Аврора»:
«Аврора» — это единственная российская мобильная ОС. Она поддерживает стандартные функции мобильной операционки и содержит полноценный набор базовых приложений: контакты, телефон, сообщения, почта, браузер, медиаплеер, календарь, заметки, камера, галерея, часы, диктофон, документы и другие.
«Аврора» позволяет создавать доверенные и гибкие цифровые решения для государственных и корпоративных клиентов с учетом отраслевой специфики. С помощью приложений ОС превращает смартфон и планшет в мобильное рабочее место, обеспечивая надежный зашифрованный доступ к корпоративным электронной почте, мессенджерам и информационным системам. Поддерживает работу в системе электронного документооборота и корпоративном облаке с использованием квалифицированной электронной подписи.
Для ОС разработаны десятки партнерских мобильных приложений, включая:
онлайн-банкинг (ВТБ);
офисное ПО (R7);
антивирусное ПО (Kaspersky, Dr.Web);
мессенджеры (Dialog, Postlink);
навигатор (Navitel);
системы для управления персоналом (ForApp, RONET);
системы электронного документооборота («Приоритет», «Практика», Company Media);
поддержка ЭЦП («КриптоПро», «Рутокен»);
безопасный доступ к корпоративным файловым ресурсам и организации внутренних чат-ботов (ValoCloud, WorksPad);
VPN (VipNet, «АП Континент») и другие.
«Аврора» имеет необходимые сертификаты ФСБ России (АК2) и ФСТЭК России (А4, УД4), в нее интегрировано средство защиты канала передачи данных (СКЗИ Следопыт SSL), сертифицированное ФСБ России (КС2). Платформа управления мобильными устройствами «Аврора Центр» также получила сертификат на соответствие ТУ и НДВ4. Поэтому устройства с ОС «Аврора» могут использоваться в государственных информационных системах, на объектах критической информационной инфраструктуры и в работе с персональными данными, включая медицинские.
На этих планшетах будет обеспечен мобильный доступ в интернет, но собранные в ходе переписи данные будут сохраняться в зашифрованном виде и передаваться вручную с SD-карт. Офлайн-инфраструктура переписи включает четыре уровня: «полевой», районный, региональный и федеральный.
После сбора переписчики будут передавать SD-карты контролерам. Те передадут их районным уполномоченным, которые через автоматизированные рабочие места, установленные на районном уровне, передают полученные сведения на федеральный уровень в АС ВПН. В онлайн-переписи данные передаются по зашифрованным каналам связи.
Павел Смелов:
заместитель руководителя Росстата
«Переписчики будут заполнять со слов респондентов электронные переписные листы, бумажные останутся только в качестве резерва на случай экстремальной погоды для электронной техники. Планшеты, впрочем, должны выдержать и –30 градусов. На устройствах будут отображаться также цифровые карты с маршрутом переписчика».
Для планшетов разработаны два мобильных приложения — для переписчика и контролера. В приложении переписчика доступен электронный переписной лист для внесения данных.
Для сокращения времени работы переписчика мы автоматизировали некоторые функций в сборе информации. Например, встроенные механизмы проверки вводимой информации на основе заданных логических правил исключают ошибки и опечатки. В приложении содержатся подсказки к заполнению, выстроена навигация в зависимости от ответа респондента, автоматически производится подсчет введенных данных в графе «всего». Так использование планшетов позволит в 1,5–2 раза быстрее собирать данные по сравнению с традиционным способом (заполнение бумажного переписного листа).
Приложение контролера позволяет отслеживать количество переписанных в одной локации для снижения вероятности манипуляций, а также дает возможность отслеживать динамику переписи в режиме онлайн.
Важный момент: централизованная инфраструктура управления всеми планшетами дает возможность дистанционно заблокировать любое устройство и удалить данные на нем, если оно будет утеряно или скомпрометировано.
В мобильном приложении переписчика также доступен картографический сервис, чтобы ориентироваться на местности. В нем отображаются все строения, где необходимо собрать сведения о жителях.
После окончания переписи большая часть планшетов будет использоваться для решения социальных задач в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Если остались вопросы по переписи – звоните (серьезно)
24 сентября заработала горячая линия Всероссийской переписи населения. Она создана на базе дочерней компании «Ростелеком Контакт-центр». На линии работает более 170 операторов контакт-центра, которые прошли специальную подготовку для обслуживания переписи.
Основной инструмент оператора горячей линии — разработанная специалистами Росстата и компании «Ростелеком Контакт-центр» база знаний. Она состоит из девяти тематических блоков. Каждый дает основу для ответов на вопросы граждан: от формальных (например, о сроках проведения переписи) до узкоспециальных (например, что делать, если знаешь 14 иностранных языков, а в форме переписного листа всего четыре ячейки для ответов).
Если вдруг появится вопросы, на которые в базе знаний нет ответа, их сразу передадут в Росстат, чтобы оперативно найти решение. Ни один вопрос не останется без ответа. Горячая линия по номеру 8-800-707-2020 работает ежедневно с 9:00 до 21:00 мск до окончания переписи 14 ноября.
Павел Смелов:
Заместитель руководителя Росстата
«При подготовке базы знаний учитывались данные предыдущих переписей и актуальные запросы аудитории. В этом очень помогли страницы переписи в социальных сетях и опыт общения с подписчиками, который мы накопили за последние полтора года. По ряду вопросов предусмотрено переключение позвонившего на сотрудников Росстата. В любом случае совместно со специалистами контакт-центра мы сделаем все, чтобы наш респондент не ушел без ответа на интересующий его вопрос».
Подробнее о Всероссийской переписи населения на сайте https://www.strana2020.ru/.