Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
На написание материала меня подтолкнула статья на Хабре — “Что происходит в экономике? Порция объективного оптимизма”. Это действительно воодушевляющий текст, который начинается заголовком “Великой депрессии в России не будет.” Далее описываются источники прибыли российской экономики, среди которых выделяются только два направления: углеводороды и зерно. Я проанализировал, чем же еще мы богаты, чем жить будем? Хочу поделиться данными и понять есть ли действительно повод для оптимизма?
Первое, что я сделал — взял официальную таможенную статистику за прошлый год. Вот что мы экспортировали за рубеж в 2021 году.
Отрасль | Продажи, млрд $ |
Топливо | 275,6 |
Металлы и изделия из них | 51,1 |
Химия | 37,8 |
Продовольственные товары и сельхоз сырье | 35,9 |
Машины, оборудование, транспорт | 32,6 |
Драгоценные камни и драгметаллы | 31,6 |
Древесина и бумага | 17,0 |
Текстиль и обувь | 1,7 |
Другие товары | 8,2 |
Всего | 491,6 |
Для наглядности построим график:
Как видим львиная доля — это сырье и продукты малой степени переработки. Если сложить: углеводороды + металлы + химию + драгоценные камни и драгметаллы + древесину и бумагу, то получим 84%. Не умаляю тяжелый труд людей, связанных с добычей ископаемых, а также хлеборобов и людей других профессий, тем не менее нужно отметить, что основные поступления в казну идут от продажи матушки природы, причем в большей степени за счет невозобновляемых ресурсов.
Вообще статистика вещь своеобразная. В зависимости от того, что относить к продукции несырьевых неэнергетических товаров (ННЭ) — большой вопрос. Если посмотреть данные Российского экспортного центра, то экспорт ННЭ в прошлом году составил $193 млрд из $492 млрд всего экспорта или 39%. Думаю, что в неэнергетические товары вошли указанные в таблице выше металлы, химия, древесина и продовольствие. Именно эти товары позволяют нам соскочить с углеводородной иглы.
Посмотрим еще одну таблицу — “Экспорт важнейших товаров”, предоставленную Центральным Банком России, в которой чуть более подробно расписывает структуру экспорта (за первое полугодие 2021 года). Но к сожалению хайтека там мы почти не увидим.
Схожую картину рисует сайт Ru-Stat. Данные за целый год чуть устарели и относятся только к 2020 году, но структура схожая с таможенной статистикой и если посмотреть структуру экспорта допустим лет за десять, то она сильно не менялась. Мы видим следующую картину:
Пояснение: Минеральные продукты — это на 95% нефть, а секретный раздел — это на 74% природный газ, а остальное — оружие и самолеты.
По поставкам вооружения есть дополнительная статистика. Экспорт оружия в 2020-м году составил 3,2 млрд долларов, и эта статья безусловно относится к высокотехнологичным товарам. График крупнейших экспортеров вооружений можно посмотреть по ссылке — Россия на втором месте.
Разберем, что кроется в оставшейся части — в 16% экспорта. К сожалению в этой части не выделена статистика ИТ рынка, которая нас больше всего интересует.
Покопаемся в сети — вот что найдено. По данным агентства РУССОФТ российские разработчики ПО продали за рубеж в 2020-м году продуктов на внушительные $8,6 млрд, которые вероятно в силу трудностей с официальным учетом не видны в таможенной статистике. Оценка ЦБ России экспорта “Телекоммуникационных, компьютерных, информационных услуг” существенно скромнее, а именно — $5,9 млрд.
Приведем также динамику продаж. Она, достигнув пика в 2018 году стала снижаться, но это снижение связано с покупкой российских компаний зарубежным инвесторам, что говорит об успешности отечественного ПО и по сути рост продаж отечественных разработок продолжается.
Посмотрим, что происходит с продажей “железа”. Газета “Ведомости”, ссылаясь на Минпромторг говорит о росте экспорта радиоэлектроники с $3,4 млрд в 2020 г. до возможных $5,3 млрд в 2021 году (прогноз). И далее добавляет, что “стремительный рост поставок за рубеж объясняется не прогрессом радиоэлектронной промышленности, а нюансами статистического учета: на 95% эти экспортные объемы формируются благодаря поставкам систем ПВО, отмечают эксперты. Продукция гражданского назначения не превышает 5% от заявленного объема экспорта радиоэлектроники, говорят близкие к Минпромторгу эксперты”. Иначе говоря речь идет не о 3-5 миллиардах, а о 5% от 3-5 миллиардов долларов, или около $170-250 млн. Столько за рубеж ежегодно поставляется кожи и пушнины.
Как будут обстоять дела в связи с последними, осторожно скажем кризисными событиями, мало кто возьмется предсказать, но ясно, что произойдет сокращение экспорта. В связи с этим правительство логично возлагает надежды на поступления от отрасли, которая судя по всему останется на плаву и поможет экономике в целом. Об этом сигнализируют действия властей, которые после 24 февраля стали активно поддерживать ИТ сектор, причем хотят задобрить не только компании, но и их сотрудников. Подборку из более десятка планируемых и уже вступивших в действие мер поощрения ИТ бизнеса можно найти на портале TAdviser, и вот свежая инициатива об отмене плановых проверок. Безусловно поддерживают не только айтишников, но и традиционных, так скажем экспортеров.
Импорт
Статья посвящена экспорту, но буквально пару слов скажу об импорте. Для импортеров наступили нелегкие времена: сотни компаний ушли с рынка (Хабр обновляет список), ряд банков подпали под санкции и соответственно через них нельзя проводить платежи, плюс трудности с транзакциями (об этом говорилось выше), курс рубля упал. В общем проблем импортерам хватает.
Повод для оптимизма
Поводом для оптимизма является конечно же положительное торговое сальдо — превышение экспорта над импортом. Причем баланс в последнее время растет (правда данных февраля этого года еще нет). Если в 2020-2021 годах он был на уровне $10-15 млрд в месяц, то сейчас превысил отметку $20 млрд. Иначе говоря жирок не тает, а накапливается. Вопрос куда идут эти деньги оставим за кадром.
Резюме
Живем в большей степени за счет продажи природных ископаемых и продукции малой степени переработки, на которые приходятся более 4/5 экспорта. Остальная часть — товары, производимые, образно говоря, головой и руками. Из них на ИТ продукты, главным образом на софт, приходится только 2%. По факту имеем сырьевую экономику (что не новость), на которую накладываются новые обстоятельства, в виде санкций и рисков ведения бизнеса с Россией зарубежными контрагентами. Два этих фактора могут снизить заработки экспортеров и отчисления денег в казну. Больше всего обеспокоены конечно же нефтяники. Цены на черное золото растут, но возможное сокращение закупок нефти Европой, но которую приходится половина закупок, болезненно ударят по структуре экспорта и доходов страны. Поставки природного газа в среднесрочной перспективе скорее всего также сократятся. Выше мы хвалили экспортеров зерна, но и у них наблюдается спад. Все виды транспорта и оборудование в целом — под санкциями (список всех санкций находится тут и тут). Сможет ли устоять ИТ-сектор? Посмотрим. Но о снижении количества открытых вакансий уже сигнализирует HeadHunter, и это говорит о том, что рынок занял, осторожно скажем, выжидательную позицию.
Однако, как было указано выше, торговое сальдо положительное и даже растет. Это внушает оптимизм. Но отвечая на поставленный в первом абзаце вопрос, лично я скажу, что оптимизма новые обстоятельства не прибавляют, причем как в разрезе экспорта товаров, так и в остальных аспектах тоже.
К слову сказать по импорту картина почти зеркальная — завозим в большей степени высокотехнологичные товары и продукты высокой степени переработки, плюс продовольствие, но это уже другая история.
Ну, а чтобы статья получилась не совсем кислая, приведу шуточную картинку компании Капланопись. Самоирония еще никому не вредила.
Материал подготовлен компанией ITSOFT. Размещение и аренда серверов и стоек в двух ЦОДах в Москве; colocation GPU-ферм и ASIC-майнеров, аренда GPU-серверов. Лицензии связи, SSL-сертификаты. Администрирование серверов и поддержка сайтов.