Чем жить будем? Обзор российского экспорта

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

На написание материала меня подтолкнула статья на Хабре — “Что происходит в экономике? Порция объективного оптимизма”. Это действительно воодушевляющий текст, который начинается заголовком “Великой депрессии в России не будет.” Далее описываются источники прибыли российской экономики, среди которых выделяются только два направления: углеводороды и зерно. Я проанализировал, чем же еще мы богаты, чем жить будем? Хочу поделиться данными и понять есть ли действительно повод для оптимизма?

Первое, что я сделал — взял официальную таможенную статистику за прошлый год. Вот что мы экспортировали за рубеж в 2021 году.

Отрасль

Продажи, млрд $

Топливо

275,6

Металлы и изделия из них

51,1

Химия

37,8

Продовольственные товары и сельхоз сырье

35,9

Машины, оборудование, транспорт

32,6

Драгоценные камни и драгметаллы

31,6

Древесина и бумага

17,0

Текстиль и обувь

1,7

Другие товары

8,2

Всего

491,6

Для наглядности построим график:

Как видим львиная доля — это сырье и продукты малой степени переработки. Если сложить: углеводороды + металлы + химию + драгоценные камни и драгметаллы + древесину и бумагу, то получим 84%. Не умаляю тяжелый труд людей, связанных с добычей ископаемых, а также хлеборобов и людей других профессий, тем не менее нужно отметить, что основные поступления в казну идут от продажи матушки природы, причем в большей степени за счет невозобновляемых ресурсов.

Вообще статистика вещь своеобразная. В зависимости от того, что относить к продукции несырьевых неэнергетических товаров (ННЭ) — большой вопрос. Если посмотреть данные Российского экспортного центра, то экспорт ННЭ в прошлом году составил $193 млрд из $492 млрд всего экспорта или 39%. Думаю, что в неэнергетические товары вошли указанные в таблице выше металлы, химия, древесина и продовольствие. Именно эти товары позволяют нам соскочить с углеводородной иглы. 

Посмотрим еще одну таблицу — “Экспорт важнейших товаров”, предоставленную Центральным Банком России, в которой чуть более подробно расписывает структуру экспорта (за первое полугодие 2021 года). Но к сожалению хайтека там мы почти не увидим.

Схожую картину рисует сайт Ru-Stat. Данные за целый год чуть устарели и относятся только к 2020 году, но структура схожая с таможенной статистикой и если посмотреть структуру экспорта допустим лет за десять, то она сильно не менялась. Мы видим следующую картину:

Пояснение: Минеральные продукты — это на 95% нефть, а секретный раздел — это на 74% природный газ, а остальное — оружие и самолеты.

По поставкам вооружения есть дополнительная статистика. Экспорт оружия в 2020-м году составил 3,2 млрд долларов, и эта статья безусловно относится к высокотехнологичным товарам. График крупнейших экспортеров вооружений можно посмотреть по ссылке — Россия на втором месте.

Разберем, что кроется в оставшейся части — в 16% экспорта. К сожалению в этой части не выделена статистика ИТ рынка, которая нас больше всего интересует. 

Покопаемся в сети — вот что найдено. По данным агентства РУССОФТ российские разработчики ПО продали за рубеж в 2020-м году продуктов на внушительные $8,6 млрд, которые вероятно в силу трудностей с официальным учетом не видны в таможенной статистике. Оценка ЦБ России экспорта “Телекоммуникационных, компьютерных, информационных услуг” существенно скромнее, а именно — $5,9 млрд.

Приведем также динамику продаж. Она, достигнув пика в 2018 году стала снижаться, но это снижение связано с покупкой российских компаний зарубежным инвесторам, что говорит об успешности отечественного ПО и по сути рост продаж отечественных разработок продолжается.

Посмотрим, что происходит с продажей “железа”. Газета “Ведомости”, ссылаясь на Минпромторг говорит о росте экспорта радиоэлектроники с $3,4 млрд в 2020 г. до возможных $5,3 млрд в 2021 году (прогноз). И далее добавляет, что “стремительный рост поставок за рубеж объясняется не прогрессом радиоэлектронной промышленности, а нюансами статистического учета: на 95% эти экспортные объемы формируются благодаря поставкам систем ПВО, отмечают эксперты. Продукция гражданского назначения не превышает 5% от заявленного объема экспорта радиоэлектроники, говорят близкие к Минпромторгу эксперты”. Иначе говоря речь идет не о 3-5 миллиардах, а о 5% от 3-5 миллиардов долларов, или около $170-250 млн. Столько за рубеж ежегодно поставляется кожи и пушнины.

Как будут обстоять дела в связи с последними, осторожно скажем кризисными событиями, мало кто возьмется предсказать, но ясно, что произойдет сокращение экспорта. В связи с этим правительство логично возлагает надежды на поступления от отрасли, которая судя по всему останется на плаву и поможет экономике в целом. Об этом сигнализируют действия властей, которые после 24 февраля стали активно поддерживать ИТ сектор, причем хотят задобрить не только компании, но и их сотрудников. Подборку из более десятка планируемых и уже вступивших в действие мер поощрения ИТ бизнеса можно найти на портале TAdviser, и вот свежая инициатива об отмене плановых проверок. Безусловно поддерживают не только айтишников, но и традиционных, так скажем экспортеров.

Импорт

Статья посвящена экспорту, но буквально пару слов скажу об импорте. Для импортеров наступили нелегкие времена: сотни компаний ушли с рынка (Хабр обновляет список), ряд банков подпали под санкции и соответственно через них нельзя проводить платежи, плюс трудности с транзакциями (об этом говорилось выше), курс рубля упал. В общем проблем импортерам хватает.

Повод для оптимизма

Поводом для оптимизма является конечно же положительное торговое сальдо — превышение экспорта над импортом. Причем баланс в последнее время растет (правда данных февраля этого года еще нет). Если в 2020-2021 годах он был на уровне $10-15 млрд в месяц, то сейчас превысил отметку $20 млрд. Иначе говоря жирок не тает, а накапливается. Вопрос куда идут эти деньги оставим за кадром.

Резюме

Живем в большей степени за счет продажи природных ископаемых и продукции малой степени переработки, на которые приходятся более 4/5 экспорта. Остальная часть — товары, производимые, образно говоря, головой и руками. Из них на ИТ продукты, главным образом на софт, приходится только 2%. По факту имеем сырьевую экономику (что не новость), на которую накладываются новые обстоятельства, в виде санкций и рисков ведения бизнеса с Россией зарубежными контрагентами. Два этих фактора могут снизить заработки экспортеров и отчисления денег в казну. Больше всего обеспокоены конечно же нефтяники. Цены на черное золото растут, но возможное сокращение закупок нефти Европой, но которую приходится половина закупок, болезненно ударят по структуре экспорта и доходов страны. Поставки природного газа в среднесрочной перспективе скорее всего также сократятся. Выше мы хвалили экспортеров зерна, но и у них наблюдается спад. Все виды транспорта и оборудование в целом — под санкциями (список всех санкций находится тут и тут). Сможет ли устоять ИТ-сектор? Посмотрим. Но о снижении количества открытых вакансий уже сигнализирует HeadHunter, и это говорит о том, что рынок занял, осторожно скажем, выжидательную позицию. 

Однако, как было указано выше, торговое сальдо положительное и даже растет. Это внушает оптимизм. Но отвечая на поставленный в первом абзаце вопрос, лично я скажу, что оптимизма новые обстоятельства не прибавляют, причем как в разрезе экспорта товаров, так и в остальных аспектах тоже.

К слову сказать по импорту картина почти зеркальная — завозим в большей степени высокотехнологичные товары и продукты высокой степени переработки, плюс продовольствие, но это уже другая история.

Ну, а чтобы статья получилась не совсем кислая, приведу шуточную картинку компании Капланопись. Самоирония еще никому не вредила.


Материал подготовлен компанией ITSOFT. Размещение и аренда серверов и стоек в двух ЦОДах в Москве; colocation GPU-ферм и ASIC-майнеров, аренда GPU-серверов. Лицензии связи, SSL-сертификаты. Администрирование серверов и поддержка сайтов.

Источник: https://habr.com/ru/post/657483/


Интересные статьи

Интересные статьи

Так уж получается, что уже не первый материал я пишу именно в хаб про книги. Что ж, люблю я это дело: читать. Раньше, приходя в книжный магазин, ещё надо было умудриться найти что-то про игры, а сейча...
Data Science — это не только данные о клиентах. К старту нашего флагманского курса рассмотрим пример геопространственной семантической сегментации, где с помощью данных цифровой модели рельефа отобраз...
Технический долг — особый вид долга: мы занимаем у самих себя, причем нередко с большими процентами. Несмотря на то, что платить по счетам рано или поздно приходится, уст...
Вы можете подумать, что майнить Bitcoin не очень выгодно, так как его курс не так давно значительно упал. Тем не менее, в настоящий момент Bitcoin быстро возвращается в нормальное сос...
Ваш сайт работает на 1С-Битрикс? Каждому клиенту вы даёте собственную скидку или назначаете персональную цену на товар? Со временем в вашей 1С сложилась непростая логика ценообразования и формирования...