Что делать стартапу, если слишком много совет(чик)ов?

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

image


«Обрети себе учителя, заведи себе друга и суди о каждом с лучшей стороны»
– Пиркей Авот


Недавно мы объявили о запуске новой версии Startup School. Как часть этого, мы создали библиотеку лучших советов, написанных нами в прошлом. Это очень солидная коллекция, которая заставила меня задуматься о природе того, что мы называем советами. В частности, я задумался над вопросом, с которым сталкиваются основатели: что делать с таким большим количеством советов?

На первый взгляд, это и не проблема вовсе. Десять лет назад было довольно мало качественных рекомендаций для создателей стартапов. Было несколько замечательных эссе от Пола Грэма и Марка Андриссена и было довольно много плохих советов. Возможность посоветоваться с кем-то лично была еще более скудной. Было попросту не так много людей, которые в недавнем прошлом запустили стартапы или тех, кто мог дать стартапам на ранних стадиях легкий доступ к кому-то более опытному.

Быстрый рост экосистемы финансирования стартапов на ранних стадиях изменило эту динамику. Сейчас есть сотни и даже тысячи людей, имеющих хоть какой-то опыт работы в стартапах. Большинство из них готовы помочь/дать совет некоторому количеству людей, кто спросит их об этом. Это одновременно и большое благо, и бич стартап-индустрии.

В первом случае, большая группа людей, помогающая друг другу – несомненный позитив. Те, кто хочет основать стартап, получают для этого больше связей, знаний и ресурсов – и делают это быстрее. Бич заключается в том, что становится слишком много мест, куда можно обратиться за советом и помощью.

Прим. пер.: Adviser (эдвайзер) — устоявшееся выражение в стартап-среде, дословно переводится как советник, консультант.

Когда основатель стартапа может обратиться за советом и помощью к многочисленным источникам, ему становится легче откладывать принятие решений, обосновывая это рациональным аргументом, что он просто пытается сделать “всё правильно” с самого начала. Это опасно по двум причинам. Во-первых, главный враг стартапа — это время. Лучше принять плохое решение и итеративно прийти к лучшему, чем тратить огромное количество времени в попытках сделать идеальное решение, чтобы впоследствии обнаружить, что оно не совсем уж и правильное.

Работая со стартапами, я обнаружил, что хорошие основатели обычно имеют четкое представление о том, что они хотят сделать, прежде чем задавать вопросы. Они сбиваются с пути, когда пытаясь избежать неправильного решения, обращаются к разным людям за подтверждением той или иной идеи. В YC мы называем это “шопинг за советами“, и обычно это заканчивается долгим периодом, когда ничего не происходит, либо разочарованием фаундеров, что никто не поддерживает то, что они хотят делать. Самое лучшее, что может сделать основатель — либо а) выслушать первого эдвайзера и изменить курс, либо б) попытаться сделать запланированное так, как задумывалось и посмотреть, как оно пойдет. Понимание этого означает принятие факта, что по всей видимости любое решение, принимаемое вами в качестве основателя стартапа, какими бы классными советами вы не вооружились, будет, скорее всего, неправильным. Это кажется нелогичным, потому что мы ожидаем, что эдвайзеры много знают и дадут правильный совет. Однако ни один эдвайзер не в состоянии погрузиться во весь контекст вашего бизнеса, так что в лучшем случае вы получите общие рекомендации или фрэймворки для обдумывания проблем.

«Обрети себе учителя» — это цитата из Мишны, которая является ядром устного закона иудаизма. Идея в том, что существует множество источников мнений, за которыми можно следовать, и множество экспертов, с которыми можно проконсультироваться, преследуя свою цель. Однако, ключ к успеху в нахождении лишь одного эксперта и принятии того, что он единственный, с кем вы консультируетесь, что он тот человек, к которому вы обращаетесь за советами и рекомендациями.

Для фаундера это означает, что этот эдвайзер будет лишь источником информации и знаний, подпиткой вашего мышления, а не тем, кто будет принимать решения за вас. Выбор только одного эдвайзера также означает, что вы не получите всех возможных точек зрения на вопрос, но это никогда не должно быть целью при получении советов в бизнесе. Цель — найти кого-то, кто бросает вызов вашему образу мыслей и улучшает ваши перспективы, не заставляя вас при этом делать именно то, что сделал бы он сам. Это означает принятие того факта, что у этого человека не всегда найдется хороший ответ для вас, иногда он будет и вовсе недоступен и даже может дать вам плохой совет.

Основатели, которые ищут совершенства в своих эдвайзерах, преследуют невозможные идеалы. Ни один инвестор или эдвайзер, которых я встречал, не идеален или близок к этому. Сила лучших эдвайзеров в их способности обдумывать новые и сложные идеи с ясным осознанием собственной субъективности. Эти люди признают, что они чего-то не знают, избегают давать чрезмерно предписывающие советы, умеют слушать и жаждут новых знаний. Вероятно, самое главное что у лучших эдвайзеров – это их несокрушимый оптимизм в отношении вашего потенциала и вашего бизнеса. Обретите учителя, который обладает этими качествами, а также понимание, когда стоит перестать их слушать.

Перевод: Лёва Пыжов

Если вы хотите помочь с переводами полезных материалов библиотеки YC — пишите в личку, телегу @jethacker или почту alexey.stacenko@gmail.com

Следите за новостями YC Startup Library на русском в телеграм-канале или в фейсбуке.

Полезные материалы


  • 75 лекций на русском от Y Combinator (из 172)
  • Y Combinator: русскоговорящие основатели
  • Какие стартапы ищет Y Combinator в 2020 году
  • Подборка 143 переводов эссе Пола Грэма (из 184)
  • Чат Y Combinator in Russian
  • Паблик в фейсбуке YCombinator in Russian
Источник: https://habr.com/ru/post/531184/

Интересные статьи

Интересные статьи

Пять лет назад я сидел в чужой квартире, в чужом городе, без работы и с последними копейками на счету. За два месяца до этого я ушел из большой корпорации. Мне казалось, ...
Мне нравятся разговоры на тему «мне раньше в школе/институте/родители говорили, а теперь я узнал». Если по счастливой случайности я оказываюсь хоть немного компетентен в обсуждаемом вопросе, то т...
Как-то у нас исторически сложилось, что Менеджеры сидят в Битрикс КП, а Разработчики в Jira. Менеджеры привыкли ставить и решать задачи через КП, Разработчики — через Джиру.
Холивар. История рунета. Часть 1. Начало: хиппи из Калифорнии, Носик и лихие 90-е Холивар. История рунета. Часть 2. Контркультура: пАдонки, марихуана и Кремль «Я ж не сразу поддамся, ты хоть ...
В середине 1980-х годов в СССР не только играли в перестройку и переделывали Simca 1307 в Москвич-2141, но и пытались спрогнозировать будущее рядового потребителя. Это было довольно сложно, ...