Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Научные специалисты, увлекающиеся альпинизмом, обратили внимание на малоизученную проблему в области строительства подводных кабельных систем. Обсудим, в чем тут дело.
В чем проблема
Страховочное устройство, через конструкцию которого альпинисты пропускают веревку, может быть выполнено в нескольких форм-факторах [раз и два], но суть от этого не меняется — его части формируют дополнительное трение, способствующее плавному торможению при спуске. Однако иногда веревка может образовывать так называемые «барашки», осложняющие протягивание веревки и использование других механизмов. Такое кручение часто может идти винтом по сердцевине, если уровень сцепления с ней оплетки веревки оказывается слабым.
Оборудование судов, прокладывающих коммуникации под водой, в некоторой степени напоминает спусковые устройства, которыми пользуются альпинисты. А кручение кабеля, как предположили ученые, может вызывать похожий эффект «внутреннего трения», что в итоге приводит к ряду крайне нежелательных последствий. Начиная от сложностей на этапе переброски кабеля на борт с места производства, когда его могут изогнуть в различных направлениях, и до локальных повреждений в процессе укладки.
Последняя ситуация может потребовать ремонта или полной замены кабеля, если не получится с достаточно высокой точностью установить проблемное место.
Что почитать у нас в блоге:
До свидания, ESNI. Привет, ECH
Новые сетевые технологии: компактный обзор
Проект «Доступный интернет»: промежуточные итоги
На что это влияет
Если смотреть на телекоммуникационные линии, то сейчас в мире их более трех сотен. Обслуживают такие системы подрядчики ведущих корпораций вроде Google, которая буквально на днях запустила еще одну систему — кабель Dunant. В этом случае длина линии превысила 6 тыс. километров, а в проекте с Facebook под названием Pacific Light Cable Network [PLCN] — она оказалась вдвое больше. Длина еще одной магистрали DARE1 составила 5 тыс. километров.
Потери, вызванные кручением или другими причинами повреждений кабеля — вроде якорей рыболовецких судов и тайфунов — при таких масштабах могут исчисляться десятками млн долларов, причем подобным проблемам подвержены не только телеком-компании. Аналогичным образом обстоят дела и в других сферах, где задействуют подводные кабели — например, в нефтяной отрасли и в ситуациях с ветряками, расположенными на расстоянии от берега.
Что будут делать
Группа ученых вместе с профильными компаниями и ведущими энергетическими корпорациями вроде Hellenic Cables, Equinor, Aker Solutions и Petrobras уже сформировала так называемый «Torsion Joint Industry Project». Данная рабочая группа подтянет научную базу, предложит подходы для моделирования соответствующих процессов и займется проектированием стендов для тестирования различных типов кабелей на предмет уязвимости к «вредоносному» кручению, а потом разработает методологию для его отслеживания в боевых условиях и обучит инженеров и служебный персонал судов, отвечающих за строительство подводных магистралей.
Однако в этой области могут появиться вызовы не только со стороны сил природы и законов физики, но и американских регуляторов. Так, процесс «верификации» телеком-вендров, запущенный госсекретарем Майклом Помпео, кажется, дойдет и до операторов, обслуживающих крупнейшие подводные магистрали вроде тех, что соединяют США и Китай. Руководство комиссия по связи [Federal Communications Commission, FCC] считает нужным удостовериться в том, что «партнеры» не вмешиваются в работу подводных линий. В свете этих событий секция кабеля PLCN, идущая в Китай, скорее всего так и останется неактивной, а планы по строительству магистрали между Сан-Франциско и Гонконгом будут отложены в «долгий ящик».
На фоне заморозки этих проектов внимание аналитиков привлек Arctic Connect, который должен связать страны Северной Европы, Японию и Китай, плюс — решить ряд задач российского рынка телекоммуникаций. Для этого разработчики запустят две самостоятельные линии, а небольшая длина одной из них может составить до 18 тыс. километров. Поэтому проектировщикам еще предстоит побороться с проблемой кручения и рядом других сложностей, очевидным образом связанных с потенциальным расположением и эксплуатацией данных магистралей.
Дополнительное чтение у нас на Хабре:
«От слов к делу»: Starlink запускают в США и уже используют за пределами страны
«За счет статистики»: модернизация сетевой инфраструктуры пойдет по новой системе
«Больше хот-спотов, пожалуйста»: обсуждаем грандиозную инициативу в Индии