Что такое генеративная музыка

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.
Это — подкаст с теми, кто создает контент. Гость выпуска — Алексей Кочетков, CEO Mubert, с рассказом о генеративной музыке и своем видении будущего аудиоконтента.

  • прослушать в Telegram или в веб-плеере
  • подписаться на подкаст в iTunes или на Хабре

Алексей Кочетков, CEO Mubert



alinatestova: Поскольку мы рассказываем не только про текстовый и разговорный контент, естественно, мы не обошли вниманием музыку. В особенности, достаточно новое направление в этой сфере. Алексей, ты — CEO проекта Mubert. Это — стриминговый сервис, который создаёт генеративную музыку. Расскажи, как он работает?



Алексей: Генеративная музыка создаётся в реальном времени алгоритмами. Это — музыка, которая может быть адаптирована, применена в любой сфере, персонализирована и так далее. Она в реальном времени собирается из некоторого количества сэмплов.

А сэмпл — это отрезок музыки, который каждый музыкант имеет возможность записать. То есть генеративная музыка создаётся из, как говорят по-английски, human-made samples [сэмплов, созданных человеком]. Алгоритм анализирует их и создает стрим только для тебя.



Алина: Супер. Музыка создаётся алгоритмом, алгоритм — людьми.

Имеет смысл поговорить немного про бэкграунд этого проекта, про его начало. Почему ты решил им заняться? Связано ли это было с твоими музыкальными интересами?




Алексей: Как говорят, стартапы рождаются из боли. Я бегал, и у меня постоянно болело в боку от переключения музыки. В тот момент мне пришла в голову идея: почему бы не создать приложение, в котором сэмплы будут выстраиваться в бесконечную композицию, соответствующую темпу моего бега. Так родилась первая идея Mubert.

Команду собрали в этот же день и начали создавать продукт, который впоследствии, конечно, совершил несколько пивотов. Но сама концепция — та же, что была создана в первый день.

Это — музыка, которая не имеет начала, конца, пауз и междупесенных переходов.



Алина: А твоё музыкальное прошлое как-то повлияло на твой выбор или определённые шаги, которые были сделаны в процессе разработки приложения?



Алексей: Нет. У меня музыкальное джазовое образование, и здесь оно мало помогает. Я знаю ноты, знаю, как играть на контрабасе и из чего состоит музыка.

Я всегда отвечал за бас. Во всех коллективах, в которых я присутствовал, всегда брал самые низкие частоты и играл на контрабасе, на бас-гитаре, на синтезаторах басовых. Это не помогает в работе над Mubert. Просто я примерно знаю, как устроена музыка, очень много её слушаю, и у меня давным-давно есть убеждение, что нет плохой музыки или плохого вкуса.

Есть персональный вкус и персональный подход к музыке. У каждого человека он собственный, и каждый человек имеет право выбрать музыку и так показывать свой вкус.

Мне помогает немного знание нот, гармоний и прочего. Но в целом над Mubert работает, помимо меня, ещё около пятидесяти музыкантов, которые активно участвуют в разработке интерфейса, систем ранжирования музыки и систем искусственного интеллекта. Это — люди, которые постоянно дают советы и влияют на то, как сегодня звучит Mubert.



Алина: Можно ли сказать, что по сути генеративная — тот тип музыки, который максимально гармонично сочетается с другой деятельностью?

Например, обычно писать текст или работать под музыку — удовольствие на любителя. Кто-то может привыкнуть, а кто-то — нет. Может ли алгоритмизированная музыка дать синергетический эффект, который, наоборот, позволит войти в состояние потока?




Алексей: Это гипотеза, и мы её пытаемся проверить.

Под генеративную музыку скоро будут читать — мы делаем совместное приложение с Bookmate. Под генеративную музыку люди бегают марафоны, и это единственное приложение, которое даёт возможность бежать и не менять своего темпа на протяжении четырёх, восьми, шестнадцати часов и так далее. Под эту музыку работают, учатся. Это, возможно, классный подход к музыке — быть спонсором твоего увлечения. Но это — гипотеза.

Алина: И вы её проверяете коллаборациями?

Алексей: Её подтверждают подписки и прослушивания, которые в Mubert происходят каждый день. Например, медитация — самый покупаемый у нас канал.

Всего есть три платных канала: Meditate, Sleep и High. High — это даб, регги. Самый покупаемый — медитация, потому что в процессе медитации музыка не должна останавливаться или меняться. Mubert это исполняет.

Алина: А High для каких состояний, если не буквально это воспринимать? (смеётся)

Алексей: Отдыхать, расслабляться, чувствовать какую-то связь и так далее.



Алина: Супер. Скажи, пожалуйста, на твой взгляд генеративная музыка — алгоритмическая, повторяющаяся, длительная — это что-то принципиально новое или какое-то продолжение этнической, шаманской и медитативной музыки?



Алексей: Это что-то вроде репита.

Mubert начинался в 2000 году на самом деле, когда я перезаписывал с радио Monte Carlo [трек] Bomfunk MC’s. Как только он звучал по радио, я продолжал запись на кассете, пока у меня не записывалась целая сторона с этим треком. Потом я сделал то же самое с другой стороной. В итоге у меня была целая кассета, на которой был записан только Bomfunk MC’s — Freestyler.

Mubert возвращает к этим временам. Куча людей используют музыку на репите. Они включают какой-то трек и работают под него целый день или занимаются спортом какое-то время.

Генеративная музыка в сегодняшнем её состоянии не до конца имеет всю ту драму, которую может дать диджей. Он в реальном времени понимает, что сейчас нужно поднять BPM, сейчас опустить, расширить гармонию или сузить. Генеративная музыка только стремится к этому.

И мы — первопроходцы в создании драмы в генеративной музыке, которую мы научились создавать бесконечно долгой, плавной и понятной. Сейчас учимся создавать в ней драму.


Как мы недавно показывали в магазине adidas. Мы создали диджей-сет без диджея, и куча людей прекрасно танцевала под эту музыку. Звучало это на уровне немецких диджеев, которые в принципе и были авторами сэмплов. Но именно сет создавал Mubert.

Отвечая на вопрос, генеративная музыка берёт свои истоки от репита и закончит тем, что мы ещё себе представить не можем.



Алина: Как устроена работа алгоритма?



Алексей: Алгоритм анализирует множество параметров: мелодичность, ритмичность, насыщенность, «жирность» звука, инструмент. Его темп, тональность и так далее. Куча параметров, которые являются объективными. Далее начинаются субъективные параметры. Это — жанр, активность, твой вкус. Могут быть параметры, связанные с геоданными. Когда ты хочешь собрать, например, городской стрим — понять, как звучит город Берлин.

Система ИИ здесь — сопроводитель к тому, чтобы субъективные параметры исполнялись. Для того, чтобы ты в момент какой-то своей деятельности получала музыку, которая основана на твоём вкусе и на тех вещах, которые ты до этого успела уже показать на этой системе.

Скоро мы выпускаем приложение, в котором можно будет лайкать, дизлайкать, «фаворитить» музыку и влиять на собственный стиль. Это будет первое приложение в мире, в котором нет общего чарта. У нас нет даже в базе данных такого понятия как общий чарт популярности или непопулярности сэмплов и артистов. У каждого — свой чарт, в котором содержатся сочетания параметров. На их основе система учится и создаёт твой собственный саундтрек.

Алина: По сути мы говорим о том, что для каждого пользователя Mubert появляется множество саундтреков к разным аспектам его жизни.

Алексей: Да. Это первый настоящий персональный стриминг.



Алина: Супер. Ты уже начал говорить про коллаборацию с adidas, а расскажи, пожалуйста, про коллаборации с брендами в целом. Как они выглядят?



Алексей: Музыка — самый близкий к человеку вид творчества. Соответственно, если бренд хочет приблизиться к человеку, это нужно делать через музыку. Об этом пока немногие знают, но те бренды, которые знают, уже начинают это делать.

Например, adidas проводит pop-up вечеринки, которые возникают внезапно в каких-то их магазинах. Они не афишируются. Другие бренды — спонсируют тематические вечеринки.

К кому им двигаться, как не к новым технологиям? У них есть два варианта: они либо берут топового диджея, либо топовую технологию. Если есть возможность сочетать это — как мы сделали с adidas, когда у нас сэмплы предоставлял один из топовых продюсеров Берлина AtomTM — человек, который создавал электронику. Тогда и рождается самая яркая искра, которая сверкает для того, чтобы бренд мог о себе заявить.

Для любого бренда музыка — это инфоповод.



Алина: Если мы говорим про вечеринки… Там, естественно, людей много. Как Mubert понимает, какую музыку сделать? Как работает персонализация в этом случае?



Алексей: Вечеринка кастомизируется под вечеринку, город — под город. Это всё…

Алина: Сущность.

Алексей: Да, сущность, под которую мы можем настраиваться. Персонализация идёт от твоего времени суток и дня до каких-то вещей глобальных. Как я уже объяснял: есть объективные параметры, есть субъективные. Совокупность субъективных параметров — это жанр, город, ты, утро. Что угодно. Объективные — насыщенность звука, его темп, тон, гамма и так далее. Все те вещи, которые можно измерить объективно.




Алина: Как ты считаешь, как будет развиваться генеративная музыка и музыка в целом? Заменит ли в дальнейшем алгоритм человека-композитора или диджея?



Алексей: Ни в коем случае. Диджей-селектор останется. Круче, чем диджей, нельзя собрать музыку — будь то музыка трековая или сэмпловая. Раньше диджеев называли селекторами, и эта работа останется, потому что они собирают самый «жир».

Развитие генеративной музыки приведёт к тому, что она появится в каждом телефоне, потому что даёт немного другие возможности для адаптации и персонализации этой музыки. В ней так же будут присутствовать авторские подборки. Мы, например, сможем обмениваться какими-то генерациями и понимать, каким образом ты обучила свой Mubert, а каким — я свой. Это примерно как сегодня с плейлистами, только на более глубоком уровне.

Алина: Получается, что будущее генеративной музыки — симбиоз человека-творца и алгоритма, который анализирует всё происходящее более глубоко и точно?

Алексей: Абсолютно.



Алина: Супер. И напоследок — наш блиц из двух вопросов. Музыка помогает…



Алексей: Жить, дышать.

Алина: Лучший трек — это тот,…

Алексей: Который «вставляет».

Алина: Класс, спасибо большое.



Наш микроформат по теме контент-маркетинга:

Что у вас вообще за контора такая?
Not my job: «не моя работа» в редакторском деле
Почему опыт работы — это не всегда «кем вы работали раньше»
Стамина — качество, без которого не обойтись
Когда восьми часов… хватает

Архетипы: почему работают истории
​Writer’s block: аутсорсить контент — это нечестно!

P.S. В профиле glphmedia — ссылки на все выпуски нашего подкаста.
Источник: https://habr.com/ru/company/vsce/blog/445014/


Интересные статьи

Интересные статьи

Если тут есть музыканты, которые имеют свой ютуб-канал или паблик вконтакте, ответьте мне на один вопрос: знаком ли вам такой способ набрать популярность, как каверы на музыку из старинных видеои...
Пожалуй, каждый разработчик программ для микроконтроллеров наверняка хотя бы раз слышал про специальные стандарты кодирования, призванные помочь повысить безопасность и переносимость вашего к...
Совсем скоро, 29-30 ноября в Санкт-Петербурге и 06-07 декабря — в Москве мы запустим шестой семинар по .NET. На этот раз — по теме многопоточки и конкурентности. Мы уже писали об этом пару раз на...
Изображение: Unsplash Любой, кто интересуется сферой биржевых инвестиций встречал упоминания понятия маржинальная торговля. Но что это такое, и для чего нужен этот инструмент? Разбираем в ...
Согласно многочисленным исследованиям поведения пользователей на сайте, порядка 25% посетителей покидают ресурс, если страница грузится более 4 секунд.