Что такое SDLC? Этапы, методология и процессы жизненного цикла программного обеспечения

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!

Цитируя автора книги Managing Information Technology Projects Джеймса Тейлора, «жизненный цикл проекта охватывает всю деятельность проекта». Задачей же разработки ПО является выполнение требований продукта. Если вы хотите научиться создавать и выпускать высококачественное ПО, вам придется следовать плану. Со слов Тейлора, вашей целью должен стать всесторонний анализ деятельности проекта и контроля каждого этапа его разработки. Вот только с чего именно начать?

Ответить можно так: направить ваш рабочий процесс в верном направлении поможет подходящий фреймворк. В наши дни довольно сильным и популярным фреймворком является SDLC – жизненный цикл программного обеспечения.

Принципы работы SDLC и почему им пользуются


На диаграмме ниже можно ознакомиться с шестью основными этапами SDLC.



В целом, SDLC это такой замкнутый цикл, в котором каждый этап влияет на действия в последующих и дает перспективные указания на будущее. Для получения ответов на конкретные вопросы и обеспечения согласованности вашего процесса разработки все шесть этапов стараются эффективно и последовательно друг на друга влиять.

Я постараюсь абстрагироваться от тонкостей и предоставить общие примеры, подходящие для студентов и разработчиков ПО. Например, если вы по аналогии с Zoomshift пробуете создать приложение, рассчитанное на работников с почасовой оплатой, или приложение для учета времени, начать вам нужно будет с этапа анализа требований.

На этом самом основном уровне вы сможете понять каковы должны быть требования к работникам в вопросах учета времени и труда, для чего полезно будет опросить как самих работников, так и их руководящих менеджеров. Так же для большего понимания проблем текущих приложений в области вы можете протестировать ваши решения на рынке, а создание диаграмм, графиков и в целом ведение записей поможет вам более глубоко понимать количественную и качественную обратную связь. Только после осознания этих критических особенностей вы будете готовы перейти к следующему этапу SDLC – планированию.

Фаза анализа требований может оказаться очень утомительной, но проходя через эти шаги, вы добиваетесь множества результатов: снижаете время выхода продукта на рынок, обеспечиваете большую его производительность, экономите бюджет и повышаете вероятность вхождения продукта на рынок.

Мыслите за пределами обычного приложения по отслеживанию времени — думайте о том, что вы хотите создать, чем вы хотите заниматься, а затем определите требования для решения связанных с этим проблем. Это и будет вашим началом.

Этапы SDLC и лучшие практики и методологии


В ходе разработки перед переходом от текущего этапа к следующему необходимо выполнить каждый его шаг, для чего их следует лучше понимать. В этом отношении первые три этапа стараются дать ответы на проверочные вопросы, а последние три оптимизированы для достижения фактических результатов.

  • Анализ требований отвечает на вопрос «Какие проблемы требуют решений?»
  • Планирование отвечает на вопрос «Что мы хотим сделать?»
  • Проектирование и дизайн отвечает на вопрос «Как мы добьемся наших целей?»
  • Разработка ПО регулирует процесс создания продукта.
  • Тестирование регулирует обеспечение качественной работы продукта.
  • Развертывание регулирует использование финального продукта.

Эти шесть этапов описывают уже наверняка применяемые вами при оценке, создании, тестировании и развертывании вашего ПО шаги. Тем не менее, SDLC стандартизирует и формализует рабочий процесс, что только в ваших же интересах: следуя конкретным шагам фреймворка, вы сможете легко понять в какой его части вы находитесь, и сообщить команде куда вы двигаетесь.

Давайте детальнее рассмотрим каждый этап и разберем проверочные вопросы и результаты, некоторые из которых вы можете захотеть оптимизировать под вашу конкретную ситуацию.

Этап #1: Анализ требований


На этом этапе SDLC вам необходимо получить обратную связь и поддержку от соответствующих внутренних и внешних заинтересованных сторон. Вспомните мой недавний пример с разработкой приложения по учету времени: вам нужно будет широко задуматься о том, кто станут вашими потенциальными пользователями. Некоторые идеи будут включать ваших клиентов, дизайнеров, вашего начальника или других технических специалистов команды. В целом вы хотите ответить на следующий вопрос: «Какие проблемы требуют решений?» Быть внимательным и делать заметки будет очень полезно на этом этапе.

Когда полученные ответы вас удовлетворят, вы сможете перейти к следующей фазе.

Этап #2: Планирование


На этом этапе вы ищете ответ на следующий вопрос: «Что вы хотите сделать?» Этот вопрос может вдохновить вас на понимание юнит-экономики вашего плана (затраты и выгоды), факторов снижения рисков и ожидаемых стоимостей. По аналогии с планированием отпуска, вам нужно будет разложить ваши вещи и подумать о том, что следует взять с собой.

Хороший пример:

Я много читал об истории Инстаграма, чей этап планирования занял невероятно много времени. Это совпало с бурным ростом социальных сетей, поэтому взаимодействие пользователей с продуктом во многом все еще было неизвестно. Разработчики знали, что сильный первичный опыт (съемка, редактирование и обмен фотографиями) обеспечит рост, успех и высокую конверсию, а корректное планирование упростит проектирование, поэтому планировали соответствующе и тратили на дизайн много времени. Они всегда смотрели на шаг вперед и думали о будущем социальных сетей и электронной коммерции.

Планируйте то, что вы можете контролировать, и помните о вещах, планировать которые вы не сможете. Это поможет вам получить прочную основу для перехода к третьему этапу.

Этап #3: Проектирование и дизайн


К этому этапу вы уже должны знать требования вашего продукта и в целом понимать чего вы вообще хотите, и прежде чем приступить к написанию кода, этого понимания должно быть достаточно для ответа на следующий вопрос: «Как мы добьемся наших целей?» Иначе говоря, вам необходимо понять, что именно вы оптимизируете и проектировать соответствующе.

Допустим, вы хотите создать безопасное, высокопроизводительное, эффективное и выдерживающее нагрузки приложение. Какой из этих четырех принципов наиболее для вас наиболее важен? Почему? Согласны ли с этим заинтересованные стороны из первого этапа? Важно обеспечить одобрение всех участников.

После фазы дизайна вы наконец-то сможете засесть за клавиатуры, и внесение изменений в отношении времени и потраченных ресурсов будет неуклонно расти, а также буду постепенно накапливаться всевозможные малые факторы. В этой фазе для принятия окончательных решений по вопросам дизайна я рекомендую учитывать несколько основных его элементов: операционное превосходство, безопасность, надежность, эффективность производительности, и оптимизация затрат.

Этап #4: Разработка ПО


На этапе разработки вы стремитесь не столько отвечать на вопросы, сколько произвести результаты, или, говоря точнее, вам необходимо склоняться к действиям и создать прототип или систему, испытать которую смогут другие. На этом этапе ваша задача – заручиться доверием заинтересованных сторон через воплощение образа мышления разработчика. Для соответствия результата ожиданиям критично при начале разработки следовать первым трем этапам.

Доставайте ваш компьютер, убедитесь, что окружение способствует рабочей атмосфере, хватайте ваш горячий кофе – и приступайте к делу.

Этап #5: Тестирование


Сотрудники в футболках с надписями вида «Разрабатывать круто, тестировать не очень» были для меня привычным зрелищем, но вы должны понимать, что не получится создать финальную версию продукта, пока вы на нем собаку не съедите. По завершению этого этапа вы должны будете в состоянии обеспечить рабочее состояние продукта. Отслеживайте ошибки и неточности, выслушивайте чужие точки зрения, и глубоко погружайтесь в вопрос с целью поиска тормозящих выход финального продукта ошибок. Вам просто необходимо обеспечить прочную основу.

Этап #6: Развертывание


Возьмите ваш продукт и пользуйтесь им. Предложите заинтересованным сторонам из первого этапа пользоваться вашим продуктом в естественных условиях, начните отслеживать вовлеченность в продажи. Снова и снова прислушивайтесь к пользователям, ведь благодаря обратной связи через опросы и рекомендации вы сможете вернуться к первой фазе и начать собирать новые требования. И не забудьте отпраздновать релиз.

Объединяя все вместе: подход SDLC


Фреймворк SDLC существует для помощи в сокращении времени вывода продукта на рынок, обеспечении более качественной производительности, экономии бюджета и повышения потенциальной пользы вашего продукта для заинтересованных сторон, о которых вы заботитесь. Особенно хорошо SDLC помогает при разработке ПО, поскольку он заставляет вас трудиться в строгих рамках. Другими словами, для обеспечения корректных действий в корректное время и по корректным причинам SDLC заставит вас следовать каждому необходимому шагу. Думайте о SDLC как о плане по достижению успеха: слепое ему следование ничего вам не гарантирует, но повышает вероятность что вы останетесь довольны результатами.

Разработка ПО, как все мы с вами знаем, это тема обширная, и она может затрагивать вопросы от инструментов веб-дизайна и онлайн форм до более надежного машинного обучения или систем бэкенда. Пишете ли вы код в браузере или занимаетесь более надежной разработкой, план действий вам необходим.

Разработка ПО может быть трудным, и в то же время полезным занятием.

SDLC это план по ведению технических работ, но если смотреть шире, то можно воспринимать его как руководство по жизни. Применять SDLC можно к множеству тем, например, создание контента в SaaS модели ведется по циклу SDLC. Перед написанием контента автор сначала определяет требования, планирует, что именно он будет писать, и лишь затем фактически прикладывает перо к бумаге. Также SDLC отлично подходит для технологических предпринимателей.

Мой друг хотел основать лучшее рекламное агентство для Facebook и обратился ко мне и другим специалистам за помощью. Несмотря на его большие амбиции, я посоветовал ему воспользоваться фреймворком SDLC чтобы сначала провести анализ требований. Я спросил его: «Какие проблемы ты хочешь решать? Чего хотят твои пользователи? И самое главное, как эта платформа поможет тебе достичь твоих целей?»

Сформулировав эти вопросы вокруг SDLC, он смог лучше отточить свой финальный продукт и предоставить нужные инструменты правильным пользователям. Он сузил свой кругозор до более строгого определения его проблемной области и смог выделить ресурсы на планирование еще до того как он начал делать что-либо еще.

Затем он перешел к созданию самого лучшего сервиса по росту на Instagram, но его интересы постоянно развиваются, и сейчас уже есть программы-планировщики деятельности в социальных сетях в любом масштабе. И в итоге ему придется вернуться к основам: анализу требований.

Принятие пользователями его технологий доказывает, что при правильном применении SDLC можно достичь основательных технологических и финансовых результатов. Однако, как и при развитии бизнеса, разработка ПО никогда не заканчивается.

Следовательно, цикл продолжается.

Вне зависимости от того что вы создаете, компанию ли, инструмент, сложную программу либо полностью новый продукт, чтобы обеспечить качество и сосредоточиться на пользователях, хорошим решением будет взять на вооружение SDLC.

Фраза «Создавать круто» должна стать вашей путеводной звездой, а SDLC – инструментом и помощником.
Источник: https://habr.com/ru/company/dcmiran/blog/521718/


Интересные статьи

Интересные статьи

Привет, Хабр! В новом году начнем общение с вами с затравочной статьи о серверном рендеринге (server-side rendering). В случае вашей заинтересованности возможна более свежая публикация...
Один из ключевых сценариев работы в CRM это общение с клиентом в удобном для него канале. По почте, по телефону, по SMS или в мессенджере. Особенно выделяется WhatsApp — интеграцию с ...
Идём в глубь острова сокровищ с названием "Алгоритм". Читать дальше →
Рассказываем об основных составляющих QoE и способах его определения. Также обсудим, как информация о QoE может помочь провайдеру повысить качество обслуживания.
Сегодня я решил перевести для вас небольшую статью о внутренностях реализации так называемых замыканий или closures. В дополнение вы узнаете о том, как Go пытается автоматически определить, нуж...