Что такое «цифровая трансформация» и «цифровые активы»?

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.
Сегодня я хочу поговорить о том, что такое «цифра». Цифровая трансформация, цифровые активы, цифровой продукт… Эти слова звучат сегодня отовсюду. В России нацпрограммы запускают и даже министерство переименовывают, но читая статьи и доклады натыкаешься сплошь на округлые фразы и невнятные определения. А недавно по работе я был на совещании «высокого уровня», где представители одного уважаемого института, готовящего кадры в сфере информационных технологий на вопрос «В чем разница между информатизацией и цифровизацией» ответили, что «это одно и то же — просто цифровизация — это такое хайповое словечко».

Мне кажется, пора разобраться.

Если вы попробуете где-то найти четкие определения, их нет. Обычно отталкиваются от технологий (мол там где внедряют биг дату, искусственный интеллект и тому подобное — там цифровая трансформация). Иногда во главу угла ставят участие человека (мол если роботы вытесняют людей это и есть цифровизация).

У меня же другое преложение. Я предлагаю найти критерий, который поможет отличить «цифровое» от «обычного». Найдя критерий мы выйдем на простое и понятное определение.

Чтобы не устаревать, этот критерий не должен аппелировать ни к технологиям (они появляются, как грибы после дождя), ни к участию людей в технологическом процессе (это история уже «отработана» технологической революцией).

Обратим внимание на бизнес-модель и продукт. При этом продуктом я называю нечто (товар или услугу), что несет в себе ценность (например, торт, автомобиль или стрижка в парикмахерской), а бизнес-моделью — набор процессов, направленных на производство ценности и доставку ее потребителю.

Исторически продукт был «обычным» (если хотите — говорите «аналоговым», но по мне так «буханка аналогового хлеба» — звучит вычурно). В мире были есть и будут масса обычных товаров и услуг. Всех их объединяет тот факт, что для производства каждой копии такого продукта нужно затратить ресурсы (как говорил кот Матроскин, чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно купить что-нибудь ненужное). Чтобы сделать буханку хлеба нужны мука и вода, чтобы сделать автомобиль нужно много всего, чтобы постричь кого-то нужно потратить время.

Каждый раз, для каждой копии.

А есть такие продукты, стоимость производства каждой новой копии которых равна нулю (или стремится к нулю). Например, вы записали песню, сделали фото, разработали программу для айфона-андроида и все… Вы продаете их снова и снова, а они у вас, во-первых, не заканчиваются, а во вторых, каждая новая копия вам ничего не стоит.

Идея не нова. В мировой истории есть масса примеров продуктов, производство каждой копии которых не стоило ничего. Например, продажа участков на луне или более близкие к нам паи в какой-нибудь финансовой пирамиде (например, билеты МММ). Обычно это было что-то незаконное (при этом я сейчас даже не об уголовном кодексе, а о том самом законе сохранения «энергии-материи-жизни-вселенной-и-всего-такого», который озвучил кот Матроскин).

Однако, с развитием технологий (появлением компьютеров, компьютерных сетей, и всего производного от них — облачных технологий, искусственного интеллекта, биг даты и т. п.) появилась уникальная возможность копировать продукты бесконечно и бесплатно. Кто-то воспринял это буквально и просто на ксероксе копировал деньги (но это опять таки незаконно), а вот продажа оцифрованных музыкальных композиций на Ай-тюнс, цифровых фотографий в фотобанках, приложений в Гугл-плей или Аппстор — все это законно и довольно прибыльно, ведь, как вы помните, каждая новая копия приносит деньги и не стоит ничего. Это и есть цифровой продукт.

Цифровой актив — это то, что позволяет производить продукт (тиражировать товар или оказывать услугу), себестоимость производства каждой следующей копии которых стремится к нулю (например, ваш интернет-магазин, через который вы продаете что-то или база данных датчиков атомного реактора, которая позволяет строить прогнозы и проводить эксперименты).

Цифровая трансформация — это переход от производства материальных продуктов к производству цифровых продуктов, а также (и/или) переход к бизнес-моделям, использующим цифровые активы.

Как видите, все просто. Такая вот трансформация.
Источник: https://habr.com/ru/post/451440/


Интересные статьи

Интересные статьи

Используем алгоритм. Он ключ к решению головоломки с названием "Память". Читать дальше →
Прим. перев.: Эта статья — перевод недавнего анонса из мира контейнеров. В прошлом месяце компания Docker объявила о передаче своей очередной разработки в руки более широкого Open Source-сообщест...
Рассказываем об основных составляющих QoE и способах его определения. Также обсудим, как информация о QoE может помочь провайдеру повысить качество обслуживания.
Если в вашей компании хотя бы два сотрудника, отвечающих за работу со сделками в Битрикс24, рано или поздно возникает вопрос распределения лидов между ними.
Если вы последние лет десять следите за обновлениями «коробочной версии» Битрикса (не 24), то давно уже заметили, что обновляется только модуль магазина и его окружение. Все остальные модули как ...