CTO и инженерная культура – кто за что отвечает?

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Едва ли не самой главной зоной ответственности CTO считается инженерная культура компании. Что это такое? Однозначного ответа нет. Она собирается из разных кубиков, в зависимости от бизнес-модели компании, ее технологической зрелости, подходов в управлении, людей в команде. И вот за такое неоднозначное понятие должен отвечать CTO.

Что такое инженерная культура компании, чем она отличается от стратегии, как всем этим управлять, что для этого нужно знать и уметь – приглашаем почитать.


Привет! На связи образовательная платформа OTUS. И сегодня мы хотим порассуждать о том, что такое инженерная культура и как CTO должен с ней работать.

Часто можно услышать, что CTO – стратег, технический лидер. И это правда. А что есть та самая технологическая стратегия? Вот с этого давайте и начнем наш разговор.

Технологическая стратегия

Про стратегию в работе CTO уже подробно писали вот в этой статье, так что повторяться не будем. Только пара основных моментов, чтобы выстроить логику.

Так что есть стратегия? Если упростить, это определенный план (довольно верхнеуровневый), как компании перейти из некоторого текущего состояния в другое состояние, в которое она очень хочет попасть.

Что есть технологическая стратегия? Это план технологической трансформации компании, изменения инженерной культуры. 

Иными словами, та часть стратегии, которая находится в ведении CTO, целиком и полностью базируется на инженерной культуре, сформированной в компании. Попросту говоря – это “правила игры” для технического департамента. И вот через эту самую культуру CTO и реализует глобальные цели бизнеса.

Простой пример. Долгое время отрасль adtech на Западе на 90% была реализована на технологиях Java и около нее. Последние годы наблюдается тенденция по популяризации GO на рынке adtech-решений. Что это значит для компаний и для CTO этих компаний? Все просто: чтобы оставаться на рынке, быть в тренде, не отставать от конкурентов и завоевывать новые доли рынка, нужно менять инженерную культуру с повсеместной Java на развитие экспертизы GO. Вот это и будет закладываться в технологическую стратегию компании.

Но технологический стек – не единственная составляющая инженерной культуры. Давайте подробнее разберёмся и в этом вопросе.

Инженерная культура

Инженерная культура – весь свод правил и ограничений, принятых в техническом департаменте компании. Здесь вообще все.

Во-первых, важнейшая часть инженерной культуры – это процесс delivery, поставка готового продукта клиентам. Для большинства компаний, продуктовых или аутсорсинговых, это вообще ключевой компонент системы. Что сюда входит:

  • Методологии и практики проектного управления;

  • Процесс поставки;

  • Обеспечение качества;

  • Автоматизация;

  • Процесс пресейла и формирование скоупа;

  • Финансовая эффективность;

  • Сопровождение проектов (техдолг, документация и т.д.).

Вторая важная часть – это экспертиза. Сюда можно включить:

  • Технологический стек;

  • Сформированные подходы и практики решения задач;

  • Архитектурные подходы и паттерны;

  • RnD.

Ну и третья часть – это инфраструктура. Сюда входят:

  • Внутренняя инфраструктура;

  • Инфраструктура проектов;

  • Вопросы инфобеза;

  • Поддержка и сопровождение.

Роль CTO в управлении инженерной культурой

Итого, инженерную культуру можно условно представить в виде 3 больших блоков:

  1. Delivery.

  2. Экспертиза.

  3. Инфраструктура.

И для каждого компонента нужны правила, как этим пользоваться. Вот составление, тюнинг, адаптация этих самых правил – и есть задача CTO.

Где-то CTO должен принимать решения и выбирать. Например, в вопросах стека. В вопросах инфраструктурных решений и инфобеза.

Где-то CTO должен создать процессы и запустить их в мир. Например, в блоке delivery, там все про это. Или внутренняя поддержка и сопровождение.

Где-то CTO должен быть частью процесса и оставлять за собой принятие финальных решений. Например, финансовая эффективность проектов, архитектура продуктов, RnD-процесс.

Компетенции CTO

Что это значит с точки зрения компетенций CTO? По сути, также 3 основных блока компетенций:

  1. Технический бэкграунд – у CTO должен быть большой собственный опыт и кругозор. Да, это не означает, что он должен все на свете перепробовать сам, своими руками. Но, как минимум, он должен четко понимать, что есть, а чего нет, и где про все это можно почитать подробнее.

  2. Построение процессов – уж больно много этого в работе CTO. Чтобы большая команда могла работать самостоятельно, а CTO не становился бутылочным горлышком, нужно делать процессы. Процессы быстро устаревают и требуют постоянного тюнинга. Так что, быть экспертом в этом CTO просто обязан.

  3. Умение принимать решения – это комплексный мета-скилл. Можно его декомпозировать на критическое мышление, системность, умение анализировать данные, умение быстро погружаться в контекст и навык траблшутинга (решения проблем).

Конечно, это не исчерпывающий список. И если мы посмотрим популярные матрицы компетенций CTO, набор скиллов там будет гораздо шире. Но эти, как нам кажется, являются самыми основными, чтобы выполнять работу технического лидера. Причем, независимо от того, какая компания и чем она занимается.

P.S.

Переход на роль CTO – задача непростая. И вопрос даже не в компетенциях. Основная сложность здесь – изменения взгляда на мир, того самого mind-set-а, позволяющего смотреть на все стратегически.

Чтобы облегчить задачу, мы в OTUS разработали новый курс CTO/Технический директор. Его идея – помочь вам получить необходимый теоретический базис, а также попрактиковаться в безопасной среде, чтобы прокачать себя и осуществить-таки переход на позицию своей мечты.

А 15 августа мы проведем открытый урок, где подробно разберем вопросы инженерной культуры и базовых компетенций CTO. Регистрируйтесь и приходите поучаствовать!

Источник: https://habr.com/ru/companies/otus/articles/753066/


Интересные статьи

Интересные статьи

В начале июля, а именно 3-10 числа, прошёл всероссийский чемпионат «Воздушно-инженерной школы». Наша команда под названием «Bimba-Mizar» приняла участие в данном конкурсе со своим аппаратом, собранным...
Это вторая часть «сериала» про российское школьное образование и возможности IT по его улучшению в разных сферах. Тем, кто не читал, рекомендую начать с первой части. Сразу предупре...
Как известно, на вкус и цвет все фломастеры разные. Кому-то нравятся красные, кому-то жёлтые, кто-то фанатеет от бирюзовых, есть любители зелёных и так далее. Чтобы понять, какие фломастеры нравя...
В конце апреля прошлого года, когда NetherRealm Studios праздновала выпуск Mortal Kombat 11, бывшие сотрудники-контрактники компании поделились в социальных сетях историями о кранчах и стрессов...
Мы поговорили о недостатках «красной» корпоративной культуры в первой части статьи. Но нужно понимать, что живучесть её объясняется тем, что такой тип культуры не только является самым большим,...