У нас в компании очередной день рождения! Пользуясь паузой после очередной конференции и каким-нибудь супер форумом мы перехватили нашего шефа Льва Матвеева на небольшое интервью «за жизнь». Чтобы оно оказалось более спонтанным, вопросы взяли из настолки «РБК». Вытаскивали из сотни карточек и задавали первый попавшийся вопрос. Надеемся, что получилось интересно.
- Как вы устраивались на первую работу?
- Не устраивался. Это сразу была не наемная работа, а свой мини-бизнес. Мы с приятелем начали писать бухгалтерские и юридические программы, будучи студентами 3 курса. Сами искали себе заказы. Кушать тогда хотелось сильно, хотелось научиться хорошо программировать и заниматься интеллектуальным видом деятельности, а не разгрузкой арбузов.
Заказы на дороге не валялись, нужно было ногами обходить, предлагать свои услуги. Помню, что для обсуждения первого заказа (программы для управления механизацией одного из трестов) нужно было добираться очень далеко – за город. Мы студенты, никакого такси – на перекладных добирались. Как-то убедили управляющую, что мы справимся с задачей. Она в нас поверила. А дальше работали 6 дней в неделю по 12 часов, чтобы не подвести заказчика.
Кроме денег стимулом было то, что мы получали доступ к отличной технике, какой в вузе не было. Я уже рассказывал, что стоимость 1 компьютера тогда была как зарплата среднего специалиста за 5 лет. А у заказчика была такая техника, которую ни мы, ни наши преподаватели в университете, конечно, не видели.
- Каково это – делать бизнес с друзьями и надо ли?
- В целом я против того, чтобы делать бизнес с друзьями и родственниками. Лучше влезть в долги и нанять людей, которыми ты можешь управлять, не оглядываясь на личные отношения. Но на студенческом этапе другого выхода, кроме как работы с друзьями, нет.
В моем случае это был только на словах «бизнес», это совместная временная занятость, чтобы опробовать себя. Собственно, тогда это так и называлось: не компания, а «временный творческий коллектив». Мы поработали, а потом разбежались, не рассорившись.
- Как объяснить ребенку простыми словами, чем вы занимаетесь?
- Легко: защищаем хороших людей от плохих. Точнее так: помогаем хорошим людям мешать плохим делать неверные вещи: воровать, передавать секреты тем, кому их знать нельзя, мошенничать.
- С кем из исторических личностей вы бы открыли бизнес?
- Петр Первый. Он был про дело, не про понты. Человек, который быстро загорался идеями и был готов ради них впахивать. Цели он ставил большие и не разменивался на сиюминутный успех. Мне и в наше время импонирует, когда бизнесмен – не продавец, который мечтает открыть к своей лавке еще три. А ставит большие, амбициозные цели.
- Каким своим бизнес-решением вы гордитесь больше всего?
- Бизнес-решений было много: и технические, и маркетинговые. Но главное, наверное, – когда мы решили развивать свою технологию неструктурированного поиска в информационной безопасности. Т.е. обернули классную идею в красивую обертку. Тогда эта «конфета» стала не просто вкусной, но и привлекательной для потребителя. Это было самым правильным решением, хотя принимать его было непросто: я айтишник чистой воды, к безопасности никогда не имел отношения, погонов не носил, да и на хакерской стороне не был.
- Когда в последний раз вы принимали решения, основываясь на чутье, а не на цифрах и данных?
- Только на чутье решения в бизнесе принимать нельзя, но это одна из составляющих аргументации. Можно сказать, что в 2019-м нам интуиция помогла открыть ИБ-аутсорсинг, потому что в карантин и удаленку он оказался очень востребован. Но это все-таки совпадение факторов, и мы ориентировались на реальность, на факты, а не только на предчувствия.
Но чутье мне помогает в отношениях с людьми: ты общаешься, и через час понимаешь, что сработаешься с ним.
- Случился форс-мажор – ваша первая реакция?
- Форс-мажоров в моей жизни было много. Всегда старался сесть и выдохнуть, дать себе хотя бы короткое время, чтобы все обдумать.
- Что будет с бизнесом, если вы неделю не будете проверять почту?
- Ничего не будет. Компания уже на таком уровне, где каждый процесс идет своим чередом, а люди понимают, что делают.
Если бизнес завязан на одного человека – это не компания, а какая-то авторитарная структура. Компания зависит от лидера, но не от него одного. Если бизнес устойчивый, изоляция 1-2-3 человек из топ-менеджмента не приведет к падению. Максимум замедлится развитие просто потому, что второй эшелон менее креативный, изобретательный и рискованный.
- Что бы вы сделали по-другому 10 лет назад?
- Больше времени уделял бы изучению английского. Мне не хватает его сейчас: я говорю, но не очень свободно.
- Откуда вы узнаете новости?
- Как правило, из интернета – из сообществ моих коллег в соцсетях, из рассылок ассоциаций и пр. Кроме того, я много общаюсь офлайн – и это кроме обмена новостями хорошая возможность учиться, часто самым неожиданным вещам. Учиться можно и нужно у всех – независимо от ранга собеседника, уровня его благосостояния, образования.
- Вы делаете что-то для повышения продуктивности?
- Эффективность в бизнесе – это спорный вопрос. Это ведь не копание ямы: один ее копает за час, другой за полчаса. Но если описывать какие-то главные правила, у меня их три. Первое – не доверять своей памяти. Поэтому, как бы лениво мне ни было, я все фиксирую в телефон, ставлю напоминалки. Еще одно правило – делать вовремя и не забивать на дела. Третье – уметь расставлять приоритеты. Этот навык помогает не утонуть в потоке дел.
- Если вас попросят провести время без телефона, как быстро вы сдадитесь?
- У меня был опыт – 5 дней без телефона и интернета во время сплава. Это нормально, никакой ломки не возникает. Одному было бы сложно, а если рядом хорошая компания, природа, физическая нагрузка – нет проблем.
- Что вы делаете, когда хочется все бросить?
- В последнее время таких мыслей не возникает. Но спады в жизни были, помогало сменить обстановку, посвятить время спорту, дать организму физическую нагрузку. Медитация – не мой вариант, но по сути мой «рецепт» – тоже про возможность переключиться.
- Как вы относитесь к долгам?
- Вопрос, на какой стадии развития. Иногда без долгов невозможен рост. Я сам не раз брал в долг для развития бизнеса, но для меня было делом чести отдать деньги. Наверное, поэтому мне везло на кредиторов, они не требовали с меня никакого обеспечения. Просто понимли, что люди моего типа не подведут. Они знали, что должно случиться что-то из ряда вон выходящее, чтобы я не вернул долг. Отдать его и отдать скорее – это дополнительный стимул работать быстро и большего достигать.
Сам я даю в долг, но не любые суммы – условно стоимость одного отдыха с семьей. Если ты ее теряешь – это неприятно, но некритично. Есть те, кто не возвращает мне долги, я к этому отношусь спокойно: я помог человеку, моя совесть чиста. А вот человек, который не возвращает долг, либо у него дела совсем плохи – и его сложно винить, либо он портит себе жизнь сам. По моим наблюдениям, у тех, кто не возвращает долги специально - дела в жизни в целом идут не очень хорошо. Я вижу, что в этом есть какая-то жизненная справедливость.
- Как меняется доверие к людям в течение жизни?
- Никак не меняется. Возраст не при чем. Я просто считаю, что выгоднее людям верить, чем нет. Да, этот подход иногда подводит и не застраховывает от того, что люди могут подвести, кинуть, предать. Но по статистике хороших людей больше.
- Что вам дороже денег?
- Внутренний драйв от того, что делаешь. Деньги – это средство выражения, но не самоцель. Деньги можно заработать достаточно легко. Если бы они были моей единственной задачей, нужно было бы идти в наркоторговлю: денег там явно больше, чем в моем «айти».
Должно быть интересно жить и то, чем занимаешься. Но не стоит ждать, что работа всегда будет по кайфу на все 100% – текучка выматывает, рутина затягивает. Но если она по кайфу хотя бы на 30-40%, это мотивирует и делает жизнь ярче.