Автор статьи: Кристина Курдюмова
product marketing manager (stream B2B) в Rutube
Самый популярный вопрос у моих учеников — «как построить дерево метрик и с чего начать?», а следом за ним — можно ли сформировать бэклог продукта без дерева метрик.
Дерево метрик — это декомпозированная цель компании.
Зачем строить дерево метрик?
помогает фокусироваться на ключевых метриках;
обнаружить точки роста;
помогает при приоритизации бэклога.
Допустим, цель компании — заработать 10 млн. (Revenue). Сложно сразу сказать, как можно повлиять экспериментом напрямую на цель компании. Поэтому необходимо декомпозировать, чтобы выявить «прокси» метрики. Прокси метрики наиболее чувствительны к экспериментам и
«Сложная рабочая система неизменно получается из простой рабочей системы.
Сложная система, разработанная с нуля, никогда не работает.
И никакие улучшения не заставят ее работать.
Начинать следует с простой рабочей системы.»— закон Голла, 1986
Разложим дерево метрик на примере онлайн-образовательной платформы Smart University.
Цель онлайн-образовательной платформы — заработать 10 млн. (Revenue)
Думаю, первый уровень дерева вы без труда определите. Revenue раскладывается Доходы - Расходы.
REVENUE
Доход - Расход
Следующий уровень разложить каждую метрику — из чего состоят Доходы и Расходы.
2.1. Доходы состоят из количества активных пользователей (Active users), помноженное на сумму покупок.
После декомпозиции необходимо узнать состояние метрик в настоящий момент, посчитать конверсии уровней. Как только вы подпишите метрики — вы увидите, над каким шагом или какой метрикой стоит поработать в первую очередь.
Пошаговый план работы с деревом метрик:
Удобно визуализировать на MindMap (например, MindMeister, Mind42, Miro), либо на обычном листе, доске маркерной.
Напишите цель компании, поставьте ее во главу дерева.
Последовательно определяйте, на что раскладывается метрика выше? Как можно ее рассчитать? Добавляйте новые ответвления вашего дерева, определяя метрики.
Узнайте во внутренних отчетах или дашбордах компании значения метрик за последний месяц.
Проанализируйте дерево: выявите его слабые места (метрика или конверсия, которая ниже средних показателей в вашей компании). Определите максимальный потенциал метрики.
Сгенерируйте гипотезы, которые, по вашему мнению, вырастят метрику.
Приоритезируйте гипотезы.
Сделайте расчет импакта для ТОП 3 гипотез.
Предупреждение от автора: дерево метрик — это инструмент визуализации. После его выполнения не стоит ожидать сразу роста метрик, потому что для этого нужны действия и эксперименты.
Статья подготовлена в преддверии старта курса «Продуктовая аналитика».