Desktop only, desktop+adaptive, desktop+responsive и mobile-first: в чем разница, как выбрать и как работать?

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Дисклеймер: оставайтесь с нами и читайте данный материал, если задаетесь вопросами: 

  • почему одни начинают разработку с мобильной версии сайта, другие — с ПК? 

  • с чего подрядчики взяли, что вам нужен именно адаптивный, а не респонсивный дизайн — вам ведь за это доплачивать? 

  • почему настолько дороже и что со сроками, если для каждого устройства будут рисовать, а потом еще и программировать отдельный макет? 

  • и главное — окупится ли? 

Все, кто хотели, ушли? Теперь поговорим:

  1. Разберем разницу подходов.

  2. Посмотрим базовые практические советы по разработке.

  3. Посчитаем, сколько стоит (и стоит ли оно того).

  4. Заберем чек-лист, который поможет определить нужный подход к разработке вашего сайта, спланировать бюджет и вести более конкретные переговоры. Достаточно будет выделить 5 минут и пройтись по основным пунктам чек-листа. Чек-лист находится в самом последнем предложении статьи (да, вы можете просто перемотать).

Поехали!

Для начала, вот несколько фактов от команды Google:

  • более 67% запросов в Google поступают с мобильных устройств

  • около 53% пользователей покинут ваш сайт, если он не оптимизирован для мобильных устройств и загрузка страницы займет больше трех секунд

  • от 40 % рост конверсии продуктов отмечают компании, которые внедрили mobile-first

Но когда именно — в каком проекте, в какой нише — стоит начинать с мобильной версии, а когда достаточно обойтись классическим десктопом и подвязать к нему респонсивный или адаптивный дизайн?

Краткий обзор ключевых вариантов разработки проекта: desktop only, desktop+adaptive, desktop+responsive и mobile-first

Desktop-first — традиционная модель, где сайт разрабатывается сначала для десктопных устройств, и только затем адаптируется (или не адаптируется вовсе) под мобильные. К десктопной разработке в договор, как правило, дописывается либо респонсивный, либо адаптивный дизайн.

Плюсы desktop-first: быстрая разработка, четкая функциональность, пониже стоимость (на 15-20%).

Минусы desktop-first: плохой UX на мобильных устройствах, просадки по SEO-трафику.

Что делать, когда нужна мобильная версия, но не супер-дорогая?

Здесь к desktop-first подключаются adaptive или responsive design.

Responsive design или респонсивный дизайн  — это один гибкий макет для всех устройств. Создается один макет, который автоматически подстраивается под любое устройство. Этот подход использует подвижные сетки и медиа запросы, что делает сайт гибким для всех разрешений экранов. 

Плюсы responsive design: экономия времени и ресурсов, универсальность. 

Минусы responsive design: ограниченная оптимизация, ограниченная кастомизация, меньше контроля над версиями. 

Итог: респонсивный дизайн подходит для небольших и средних бизнесов с ограниченным бюджетом, где нужно быстро развернуть сайт для всех устройств. Он также хорош для проектов, где пользователи взаимодействуют с сайтом с разных устройств, но поверхностно — не проводят на сайте дольше трех минут.

Adaptive design или адаптивный дизайн — параллельная разработка для нескольких экранов и типов устройств: ноутбуков, планшетов, смартфонов. UX/UI-дизайнеры рисуют для стандартных разрешений — 320 px, 480 px, 768 px, 960 px, 1200 px, 1600 px. А разработчик ставит контрольные точки, по которым определяется: с какого именно устройства зашел пользователь. Пользователь видит нужную версию сайта.

Плюсы adaptive design: индивидуальная оптимизация, контроль, высокий уровень технической оптимизации.

Минусы adaptive design: более высокая стоимость, сложность в поддержке.

Итог: адаптивный дизайн хорош для тех проектов, где пользователи работают с сайта на нескольких устройствах с разными экранами, и важна идеальная подстройка под каждый формат. Но при этом требует более значительных затрат, чем респонсивный.

Mobile-first, или когда весь приоритет на мобильные устройства

Mobile-first — это подход, при котором разработка начинается с мобильной версии сайта, а затем адаптируется под более крупные экраны. В отличие от desktop-first, здесь основной акцент делается на создании удобного и быстрого UX для мобильных пользователей.

Плюсы mobile-first: оптимизация UX для мобильных, рост конверсий, SEO-преимущества. 

Минусы mobile-first: высокая стоимость (на 15-20% дороже desktop-first), требовательность к ресурсам.

Когда выбрать mobile-first? Подход оправдан, если основной трафик на сайте идет с мобильных устройств. Он идеален для интернет-магазинов, маркетплейсов, платформ доставки и любых проектов, где важно удобство мобильных пользователей. Да, он дороже, но в долгосрочной перспективе затраты окупаются за счет роста конверсий и улучшения пользовательского опыта.

Техническая сложность разработки mobile-first: почему за проект вы платите / получаете минимум на 15% больше

Давайте просто пройдемся по пунктам, оправдывающим все затраты:

  • начинаем «с малого». Мобильный пользователь ожидает одновременно простоты, удобства и скорости — и все это на миниатюрном экране, поэтому важно сразу заложить все необходимые элементы, чтобы сайт был интуитивно понятен и легко доступен.

  • загнали в рамки… На мобильных устройствах нужно разместить ключевые элементы так, чтобы они были легко доступны и не перегружали интерфейс. Пространство крайне ограничено.

  • оптимизатор года. Каждый элемент сайта должен быть адаптирован для маленьких экранов, включая текст, изображения, кнопки и меню. И при этом не потерять ни пикселя в качестве. Разработчик следит за каждым элементом, вылавливая баланс.

  • нам не удобно. Мобильные пользователи взаимодействуют с сайтом с помощью сенсорного экрана и пальцев — не мышкой. Размер кнопок, отступы, взаимодействие с формами — буквально все выглядит иначе.

  • тестируем, тестируем и еще раз тестируем. Разработка mobile-first требует множества итераций тестирования на реальных устройствах, на всех типах экранов и операционных системах. + часы работы тестировщиков.

Слушаете Яндекс.Музыку? Компания использует mobile-first подход и тратит огромные ресурсы на одно только UX-тестирование.

Особенности проектирования mobile-first: базовые практические советы

Отмечу, они подойдут только для «чайников». Если будет запрос — мои дизайнеры и маркетологи, а также разработчики готовы выкатить подробный гайд, как они работаю и что делают, расписывая не просто пошагово, а посекундно. 

Базовые вещи — как раз то, что забывается (и на что забивается, если не дергать).

1. Фокус на содержании: покажите важное сразу

Мобильные пользователи находятся в спешке, хотят сразу видеть основные функции. А еще чем больше тик токов и рилсов в нашей жизни, тем меньше фокус и глубина внимания. Забудьте про красивые слова, картинки и т.д. — сосредоточьтесь на самых значимых элементах сайта и разместите их так, чтобы они были доступны с первого взгляда.

А что по примерам?

  • Корзина и меню на видном месте: На сайте доставки еды такие элементы, как корзина и календарь для выбора даты доставки, должны быть легко доступны. Они не должны скрываться в сложных меню или находиться на втором экране. Пользователь должен с минимальными усилиями совершить покупку или оформить заказ.

2. Минимализм и упрощение: удобство на первом месте

Один из ключевых принципов mobile-first — это минимализм. Мобильные экраны ограничены, поэтому перегружать интерфейс ненужными элементами — ошибка. Нужно сосредоточиться на простоте и удобстве взаимодействия, убрав все, что может отвлечь или усложнить использование.

Совсем со своим минимализмом, где старые-добрые 1000 и 1 кнопка?

  • Сделайте так, чтобы пользователи могли легко перемещаться по сайту. Используйте простые и интуитивные кнопки. Например, фиксированные нижние панели навигации позволяют пользователям быстро перемещаться по разделам сайта.

3. Оптимизация под разные устройства: тестирование и адаптация

Хотя mobile-first ориентирован на мобильные устройства, важно учитывать, что сайт будет использоваться на самых разных устройствах с различными размерами экранов — от небольших смартфонов до планшетов. Поэтому нужно провести тестирование и адаптировать сайт для всех возможных разрешений.

И что, на кирпичах нокиа этот дизайн высматривать?

  • Да! Проверяйте, как сайт выглядит и работает на устройствах с разными разрешениями экранов. Не забывайте протестировать сайт на старых моделях смартфонов, где производительность может быть ниже.

4. Скорость загрузки: критический фактор

Мобильные пользователи ожидают быстрой загрузки страниц. 53% пользователей покидают сайт, если его загрузка занимает больше трех секунд. Чтобы снизить процент отказов, важно оптимизировать все элементы сайта, начиная от картинок и заканчивая кодом.

Делать-то что? Вы и сами знаете:

  • Сжимайте изображения: Используйте сжатые версии изображений для мобильных устройств, чтобы минимизировать вес страниц и ускорить загрузку.

  • Минимизируйте код: Оптимизируйте CSS и JavaScript, чтобы ускорить рендеринг страниц на мобильных устройствах.

5. Удобство взаимодействия с формами

Мобильные пользователи часто сталкиваются с неудобствами при вводе данных на маленьком экране. Формы должны быть максимально простыми и интуитивно понятными, чтобы пользователь мог легко и быстро их заполнить.

А если мне все поля нужны? Да все равно:

  • Минимизируйте количество полей: Сократите количество полей в формах до минимально необходимого, чтобы пользователь не отвлекался и быстрее завершил процесс.

  • Автозаполнение: Или реализуйте возможность автозаполнения, чтобы пользователи могли быстрее вводить данные.

При проектировании mobile-first сайтов важно сосредоточиться на ключевых элементах, упрощении интерфейса и оптимизации под разные устройства. Минимализм и удобство навигации должны стать приоритетом, а тестирование на реальных устройствах и оптимизация скорости — важными шагами для достижения максимальной эффективности и удовлетворенности пользователей.

«Посчитайте, сколько будет стоить mobile-first в моем проекте»

Без данных о вашем проекте расчеты будут «пальцем в небо». Хотите точную стоимость — нужно поговорить с агентством, рассказать им о проекте и попросить точные расчеты по этапам. 

А сейчас мы можем показать пример. Предположим, что вы заказываете разработку корпоративного сайта для интернет-магазина с расчетной стоимостью проекта для desktop-first подхода. Возьмем следующие примерные цифры:

  • Стоимость разработки desktop-first: $30,000

  • Стоимость разработки mobile-first: $42,000

Почему дороже?

  • 20% времени на разработку UX мобильной версии (с маркетингом, копирайтингом, работой UX/UI-дизайнеров) = $5,000 (20% от общего бюджета на UX-дизайн)

  • 10% тестировщикам = $3,000

  • 15% разработчикам = $4,000

Итого:

$30,000 + $5,000 + $3,000 + $4,000 = $42,000

Обратите внимание: здесь выходит +40%, но вы получаете две полноценно разработанные версии сайта — мобильную и десктопную.

«+40% — почему так дорого, где гарантии, что я не зря дал вам 42 000$?»

Давайте докажем окупаемость дополнительных вложений в mobile-first разработку расчетами, опять же, прогнозными

Исходные данные:

  • Стоимость разработки desktop-first: $30,000

  • Стоимость разработки mobile-first: $42,000 (на 40% дороже)

  • Ежемесячный мобильный трафик (среднее значение): 50,000 посетителей

  • Конверсия для desktop-first: 2% (по данным Google, средняя мобильная конверсия для сайтов, не оптимизированных под mobile-first)

  • Средний чек: $50

  • Прогнозируемая конверсия для mobile-first: 2,8% (на основе исследования, что компании, внедрившие mobile-first, увеличили мобильные конверсии на 40%)

  • Ожидаемое снижение процента отказов на mobile-first: 15% (благодаря улучшенному UX)

Выручка при desktop-first:

При desktop-first сайт конвертирует 2% посетителей в покупателей:

  • 50,000 посетителей × 2% конверсии = 1,000 покупателей

  • 1,000 покупателей × $50 средний чек = $50,000 выручки в месяц

Выручка при mobile-first:

При mobile-first конверсия увеличивается до 2,8% (на 40% выше):

  • 50,000 посетителей × 2,8% конверсии = 1,400 покупателей

  • 1,400 покупателей × $50 средний чек = $70,000 выручки в месяц

Разница в выручке:

  • $70,000 (mobile-first) − $50,000 (desktop-first) = $20,000 дополнительной выручки в месяц

Срок окупаемости дополнительных затрат:

Теперь посчитаем, за сколько месяцев окупятся дополнительные вложения в разработку mobile-first:

  • Дополнительные затраты на mobile-first: $42,000 − $30,000 = $12,000

  • Дополнительная выручка в месяц: $20,000

Таким образом, дополнительные затраты на разработку mobile-first ($12,000) окупятся уже за 1 месяц работы сайта.

Ожидаемая прибыль за год:

  • Дополнительная выручка: $20,000 × 12 месяцев = $240,000 в год

Итак, за первый год использования mobile-first сайта бизнес может получить до $240,000 дополнительной выручки, что значительно превышает начальные затраты на разработку.

Фух, (выдох) вывод:

Дополнительные вложения в mobile-first разработку ($12,000) окупаются за 1 месяц, а в течение года компания может увеличить выручку на $240,000 за счет повышения конверсий и снижения отказов. Это гипотетический пример, но он наглядно демонстрирует, как mobile-first разработка может приносить долгосрочные выгоды и быстро окупаться.

Мы не ярые противники desktop-first: иногда предпочтительно начинать с десктопной версии — по опыту CEO Ninen

Хотя mobile-first активно продвигается как стандарт для большинства проектов, есть ниши, где desktop-first остается актуальным и даже предпочтительным — это только мое мнение, основанное на опыте. Для некоторых отраслей и типов проектов десктопная версия имеет решающее значение.

Когда desktop-first актуален:

  • Мобильная версия вторична. Типично для компаний, где мобильный доступ носит скорее вспомогательный характер — например, когда пользователи проверяют статус задач, но не выполняют сложные операции с мобильных устройств.

  • Работа с большими объемами данных. Системы, которые обрабатывают и визуализируют большие объемы информации, лучше функционируют на настольных компьютерах с их большими экранами и высокой производительностью.

  • Сложные системы и интерфейсы Если проект включает сложные интерфейсы с множеством элементов управления (например, аналитические платформы, финансовые системы, системы управления производством), desktop-first может быть наиболее оптимальным решением.

  • Основной упор на аналитику и сложные процессы. Если ваша система ориентирована на аналитические инструменты, сложные процессы или работу с большими объемами данных, desktop-first позволяет разработчикам сосредоточиться на создании полноценного функционала для десктопных пользователей, не жертвуя удобством и скоростью работы.

Хотя mobile-first часто подходит для массовых бизнесов, есть определенные ниши, где desktop-first остается более оправданным. Компании, которые работают с большими объемами данных, сложными аналитическими системами или предоставляют доступ к корпоративным инструментам, могут смело выбирать desktop-first, если основная работа происходит на настольных устройствах.

Заключение: mobile-first как стратегическая инвестиция в бизнес

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что mobile-first — это не модный тренд, а необходимость для бизнеса, которая напрямую влияет на ключевые показатели эффективности. 

Если ваш бизнес сталкивается с растущим мобильным трафиком, выбор mobile-first становится очевидным.

Рассматривайте mobile-first как долгосрочную инвестицию в успех вашего бизнеса. Да, это требует дополнительных затрат и усилий на этапе разработки, но вложения окупаются на 200%+.

Обещанный чек-лист можете забрать в личных сообщениях на Хабре. Просто напишите: «Здравствуйте, хочу чек-лист для мобайла». Или что-то в таком духе. 

Что за чек-лист? Он поможет вам определить нужный подход к разработке вашего сайта, чтобы:

  • запланировать бюджет на разработку

  • вести более конкретные переговоры с подрядчиками

  • разбираться в подходах и не позволять себя обманывать

Достаточно будет выделить 5 минут и пройтись по основным пунктам чек-листа.

Источник: https://habr.com/ru/articles/852528/


Интересные статьи

Интересные статьи

Применять паттерны программирования — хорошая практика. К сожалению, на проектах CMS Bitrix редко встречаются примеры использования. В статье я покажу на примере, как можно использовать паттерн D...
Для каких целей? На момент возникновения идеи было еще не совсем понятно. Но предпосылки развития идеи были
Всем привет! На днях закончился пятнадцатый сезон студенческого чемпионата по кибербезопасности RuCTF 2023, который активно поддерживала VK. В чём суть соревнования: в начале игры команды получают иде...
Тестировщик — одна из самых стрессовых IT-специальностей. Приходится не только быть постоянно сконцентрированным, но и сообщать коллегам-разработчикам о найденных ошибках. QA-Lead команды тестирования...
Рано или поздно, каждый пэхапешник, пишущий на битриксе, начинает задумываться о том, как бы его улучшить, чтобы и всякие стандарты можно было соблюдать, и современные инструменты разработки использов...