Дискеты в 2021-м: почему Япония отстала в компьютеризации?

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!


В конце октября 2021 года многих удивила новость о том, что в эти самые дни японских чиновников, сотрудников банков и корпораций, а также прочих граждан заставляют отказываться от использования дискет. А означенные граждане, особенно пожилые и в провинции, возмущаются и сопротивляются… нет, не попранию традиций эпохи классического киберпанка, а давно привычному и вовсю используемому методу передачи информации. И они считают, что «так надёжнее».

Проблема состоит в том, что обслуживать давно не выпускаемое даже в Японии ретро-оборудование, с каждым годом становится всё сложнее и дороже — и это стало бить по «карманам» даже крупным банкам и госорганам. Только в банке Хиросимы более 450 организаций-клиентов упорно используют дискеты в 3,5 дюйма. На дискеты вместо бумаги — цифровизация! — записывают платёжные поручения и привозят их в офисы банков. А в префектурах и городках поглуше клиенты до сих пор норовят то и дело притащить или прислать по «традиционной» почте отчётность на дисках 5,25 дюйма!


Чтобы не ломать систему жёстко — на переход к более продвинутым носителям и способам переноса информации дают пять лет: полностью отказаться от дискет «калибром» 3,5 дюйма предстоит только к 2026 году. Ну а пока ускоряют процесс ударами по бюджетам: банки стали вводить жёсткие тарифы на обслуживание клиентов с флоппи-дисками: порядка 50 000 йен, или 440 долларов США в месяц.
Повторюсь, речь идёт о конце 2021 года. Подозреваю, что большинство из читающих эту статью вряд ли вспомнят, в каком году последний раз вставляли в дисковод что-то 3,5 или тем более 5-дюймовое. Крупносерийное производство дискет и оборудования для них прекратилось ещё в конце 2000-х годов. Сейчас их применяют разве что фанаты ретро-технологий и айти-хипстеры.
Однако в Японии это до сих пор реальность. Почему?


В русскоязычном пространстве до сих пор многие — особенно ближе к сорока годам — видят в Японии страну прогресса и супертехнологий. Это наследие 80-х годов: когда Япония переживала сильнейший экономический бум с масштабной цифровизацией и созданием всё более передовой техники. Сей прорыв впечатлял не только граждан «застойного» СССР, но и американцев с европейцами. Это и породило «японизацию». родившегося тогда жанра киберпанка. А теперь эстетику японских мегаполисов 80-х и ретровейв вовсю цитирует.


В 90-е японский бум сменился тяжёлым кризисом, а затем и застоем «трёх потерянных десятилетий» — несмотря на некоторые успехи 2010-х, по мнению многих японцев, длящимся по сей день. Но на фоне краха СССР это прошло для большинства жителей постсоветского пространства незамеченным. Для многих из них и сейчас Япония — «страна будущего и мегахайтека» хотя это уже не совсем так, а у самих японцев может скорее вызвать грустные усмешки.

Динамика индекса Nikkei 225 с 1982 по 2021 годы

Нет, Япония по-прежнему – одна из самых высокотехнологичных стран мира. Они создают мощнейшие суперкомпьютеры и имеют высочайший уровень роботизации промышленности. У них один из самых быстрых и дешёвых интернетов в мире — и государство упорно работает над достижением повсеместной и всеобщей интернетизации.

Несмотря на крайне сложный рельеф страны, большей частью покрытой лесистыми горами, более 95% территории Японии имеют доступ к мобильной сети. Ставшие благодаря аниме культовыми вполне реальные образы японских улиц с бесчисленными проводами — во многом обязаны своему возникновению вездесущим сетям домашней оптоволоконной связи FTTH.


На весну 2021 года 94% или 117 миллионов японцев использовали интернет. Но вот с обычными для нас персональными компьютерами у них всё очень сложно и консервативно.
В Японии экономические проблемы наложились на их знаменитый корпоративный консерватизм — ломающийся только в последние годы. Многие компании не только предпочитали экономить на модернизации оборудования и носителей, но и не видели в этом особенного смысла. Работает? Вот и не трогай! Начальству виднее, а если что — мастера вызовем, он уже много лет со всем этим возится.

По оценке японского правительства, чуть ли не 19% компьютерного оборудования в стране имеет возраст более 30 лет. А в старом ЖЖ ходила байка о том, как один россиянин узрел в конце 2000-х каком-то городке на Хоккайдо работающую советскую «Электронику» — и не в качестве музейного экспоната.

Да, многое можно передать по интернету. Но консервативные начальники и менеджеры считают это слишком опасным, ненадёжным и рискованным. И многие из них предпочитают полагаться даже не на флеш-карты, а на дискеты.

Даже пейджеры — у нас ассоциирующиеся с дремучими ранними 90-ми — прекратились поддерживаться последними японскими сотовыми компаниями только осенью 2019 года.


Ещё больше усложняет ситуацию в том, что у японцев в целом довольно странные, на взгляд европейца или американца, отношения с персональными компьютерами. Рынок сверхпопулярных компьютерных игр практически всецело принадлежит всевозможным приставкам и игровым автоматам в клубах. По данным правительства Японии, на 2016 год лишь 30% школьников пользовались ноутбуками, а домашними компьютерами — и вовсе 16%. В США того же времени этот показатель достигал 98%.

Более половины японских семей либо вообще не имеют дома компьютеров и ноутбуков, либо почти не используют их в быту, хотя обожают всевозможные хайтек-устройства. Нетрудно понять, что многие из этих компьютеров, по меркам остального мира — давно устарели. Интернет – в телефонах и планшетах, а также в телевизорах и приставках. По данным японского правительства, число домашних компьютеров даже снижается: если в 2010-м компьютеры или ноутбуки имели до 83% японских семей, то в 2019-м это число упало до 69%.

Персональный компьютер, по мнению японцев — сомнительной полезности устройство. Из 42 наиболее развитых стран по уровню компьютерной грамотности Япония в середине 2010-х заняла 41-е место. Доходит до курьёзов: в конце 2018 года выяснилось, что министр кибербезопасности Йошитака Сакурада ни разу в жизни не работал за компьютером… и понятия не имел, что такое USB.

Министр Сакурада: «неудобно получилось, дэсу, но я буду стараться!»

Доходит до того, что новых сотрудников компаний приходится учить базовым навыкам не только работы в Word и Excel, но и банальному набору текста на «материальной», а не экранной клавиатуре. Что усложняется тем, что для японского языка с двумя слоговыми азбуками и 2500 общеупотребительными иероглифами это несколько более сложное дело, нежели в случае латиницы и кириллицы. И тут сразу, «под пальцами» предлагающая варианты иероглифов экранная клавиатура несравнимо удобнее настольной.

Во время пандемии коронавируса отсутствие домашних компьютеров у отправленных на «удалёнку» японских служащих компаний и организаций стало отдельной проблемой: только около 20% сотрудников смогли нормально работать из дома, хотя правительство наивно надеялось на 70%.

И всё же даже в Японии — за пределами бюрократической сферы и отчитывающихся в инстанции предпринимателей — дискеты настолько вышли из обихода, что в том же самом октябре 2021 года японские школьники и студенты обсуждали, почему кнопка «сохранить» в интерфейсе Excel «так похожа на автомат по продаже напитков».


Нет, ну похожа ведь! Особенно если дискет с рождения в глаза не видеть.

Такие дела.

А вы когда отказались от дискет?

Источник: https://habr.com/ru/company/ruvds/blog/586366/


Интересные статьи

Интересные статьи

Некоторое время назад мы решили перестроить управление доступом к рабочему пространству мобильных команд. Изучили рынок и обнаружили, что бесплатная Google Cloud Platform вполне может составить конкур...
Если мне не изменяет память, это второй перевод за почти 5-летнюю историю нашего блога. Нашего опыта с головой хватит на сотни статей. Но эта статья как никакая иллюстрирует разительные о...
Электронное обучение или e-learning развивается, практикуется и совершенствуется уже много лет. Тема актуальна как в СМИ, так и среди научного и образовательного сообществ. С начала 2020 года дис...
Существует традиция, долго и дорого разрабатывать интернет-магазин. :-) Лакировать все детали, придумывать, внедрять и полировать «фишечки» и делать это все до открытия магазина.
Тема статьи навеяна результатами наблюдений за методикой создания шаблонов различными разработчиками, чьи проекты попадали мне на поддержку. Порой разобраться в, казалось бы, такой простой сущности ка...