Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Для кого: для дизайнеров, лид-дизайнеров, продакт-менеджеров, разработчиков и всех адептов дизайн-мышления.
О методологии дизайн-спринтов
Впервые о дизайн-спринтах я узнала из книги “Sprint”, где Джейк Кнапп и его соавторы — партнеры венчурного фонда Google Ventures, предлагают методологию быстрого тестирования бизнес-гипотез. Используя эту методологию, вы можете собрать обратную связь от клиентов и проверить идею всего за 5 дней. Что меня удивило — так быстро можно тестировать не только digital-продукты, но и промышленные прототипы.
Дизайн-спринт — это пятидневная рабочая сессия, которая помогает команде уточнить видение продукта или отдельной фичи, создать прототип и протестировать его на пользователях. После тестов команда делает выводы — стоит ли продолжать работу над идеей или нет. Дизайн-спринт помогает сократить время на разработку MVP (Minimum Viable Product) — самой первой версии продукта, у которой есть минимальный, но достаточный набор функций для презентации потенциальным пользователям.
В спринте участвуют специалисты разных направлений: дизайнеры, инженеры, менеджеры, аналитики — да и вообще кто-угодно. Чем больше многообразия в команде, тем лучше. Диверсифицированная команда способна предложить множество идей и выйти за рамки привычных процессов за короткое время дизайн-спринта. Но еще раз подчеркну, что цель спринта — создание рабочего прототипа. Именно с помощью прототипа команда проверяет жизнеспособность конкретной идеи и принимает решение, развивать ее дальше в продукте или нет. В конце спринта все выводы оформляются в виде отчета. И это не просто формальность. Систематизированные инсайты помогают взглянуть на бизнес-задачу, гипотезы и сервис в целом под другим углом и выбрать верную стратегию развития с наименьшими затратами.
О моем опыте работы по дизайн-спринтам
Я работала в лаборатории по дизайн-спринтам GrowthLab в Сбермаркетинге. В целом, это очень похоже на агентскую работу, но с продуктовыми командами. У меня за год их было около 15. Продукты были совершенно разные: музыкальный стриминговый сервис, сервис по доставке еды, приложения для детей, сложные финансовые b2b-продукты.
В GrowthLab мы использовали адаптированную для российского рынка методологию дизайн-спринтов. С ее помощью прототип можно улучшить уже на второй неделе — за счет тестов и обратной связи от пользователей на первой неделе. Дальше по адаптированной методологии у вас есть еще одна дополнительная итерация, чтобы доработать проект.
Мы создавали приложение для детей дошкольного возраста. На первой неделе спринта мы придумали и начали тестировать различные механики взаимодействия, чтобы дети могли не только играть, но и развиваться через приложение без помощи родителей. На второй неделе нам удалось улучшить механики и придумать новые форматы. Мы разработали подписку для родителей и создали дополнительную ценность для продукта.
Вторая неделя дает колоссальное преимущество –– ведь у вас есть целых 4 дня для улучшения дизайна продукта. Иногда на первой неделе мы выбирали нерелевантные гипотезы для тестов и в процессе понимали — движемся не туда. Поэтому за 4 дня с нуля создавали новые прототипы. В результате дополнительные тесты приносили ценность в виде новых инсайтов, подтвержденных гипотез и направлений «на подумать» для команды сервисов.
О навыках, которые я развила благодаря дизайн-спринтам
В таком активном режиме я проработала почти год, и спустя время понимаю, насколько этот опыт был полезным для моего развития. Первый навык, который удалось прокачать –– это умение быстро искать референсы среди огромного потока входящих. Когда тебе надо погрузиться в специфический бизнес и понять его процессы за короткий срок, ты используешь все возможные способы поглощения информации. Навык поиска референсов помогает сформировать общую картину проекта и найти идеи, как спроектировать интерфейс. Делюсь с вами своими любимыми ресурсами для поиска: dribbble, mobbin.design, uigarage.net, webframe.xyz. Пользуйтесь!
Второй навык – это умение переключать внимание между проектами. Здесь важен тайм-менеджмент: если у вас есть четкий распорядок, вы сможете эффективно переключаться между разными проектами и дизайном. Но если вы в постоянном хаосе и потоке, этот навык вы развиваете не в том ключе. А результат будет далек от ожиданий заказчика на спринт.
Как и у любой методологии, у дизайн-спринтов есть свои преимущества и недостатки. Важно понять, какие навыки вы можете прокачать в дизайн-спринтах, чтобы извлечь из них максимальную пользу для своего развития. Если вы продуктовый дизайнер — не важно, в большой компании или в маленьком стартапе, дизайн-спринты точно помогут вам развить несколько навыков.
Переключение между задачами и проектами
Работа по дизайн-спринтам позволяет дизайнерам прокачать навыки коммуникации и переключения между разными задачами и проектами. Бывало, что я участвовала сразу в 2-3 спринтах параллельно. Чаще всего я работала в паре с другим дизайнером, что позволяло получить быструю обратную связь на макеты и значительно ускоряло процесс.
Насмотренность в дизайне
Дизайнеры могут прокачать насмотренность в разных проектах — например, когда делают бумажные прототипы по брифу заказчика. У меня были и сложные маркетинговые лендинги, и новые приложения по экспресс-доставке, и даже приложение для маленьких детей. В общем, супер крутой опыт для развития насмотренности.
Скорость принятия решений
Часто дизайнеры принимают решения самостоятельно, так как время ограничено, и нет смысла дергать заказчика по каждой мелочи. Главное — опираться на требования спринта.
Проведение исследований
Дизайнеры могут попробовать себя в роли исследователей и прокачаться в проведении кастдевов.
Если вы видите себя дизайнером одного продукта, то важно понимать, что в работе по дизайн-спринтам вы можете не прокачать нужные вам навыки. Я выделила для себя следующие минусы работы по дизайн-спринтам для дизайнера:
нет возможности отследить продуктовый релиз;
нет возможности проанализировать метрики и понять, как принятое решение повлияло на развитие проекта;
если проект сложный, то зачастую не хватает времени и специфических знаний бизнеса для полного погружения и наилучшего результата;
мало взаимодействия с разработчиками, так как работа в дизайн-спринтах больше относится к стадии discovery;
нет стандартного графика работы — часто приходится что-то быстро править во время тестов.
Нужны ли вам дизайн-спринты
Работа по дизайн-спринтам подходит не всем дизайнерам, и не всем командам. Поработав в лаборатории по дизайн-спринтам, у меня появились наблюдения, в каких случаях командам подходят спринты, а когда лучше работать по другим методологиям.
Дизайн-спринт –– это хороший способ быстро проверить гипотезы и идеи в самом начале проекта, сделать валидацию гипотез, которые лежат в бэклоге. Например, дизайн-спринт подойдет для проверки таких гипотез, как «запуск нового сервиса на определенной территории» или «запуск нового формата в стриминговом приложении». То есть дизайн-спринт выстрелит в 2 случаях:
когда есть четкое понимание проблемы в сегменте b2c;
при желании быстро проверить новые гипотезы, редизайн или запуск нового продукта на неизвестную, но потенциальную аудиторию.
Важно учитывать, что дизайн-спринты могут быть неэффективны при проверке сложных гипотез, например, в финансовых b2b продуктах. У меня было несколько случаев, когда даже после погружения в тему глубина и сложность проектов не позволяли сделать качественный прототип и провести все необходимые тесты в рамках дизайн-спринта.
Как взять от дизайн-спринтов все
За время работы я заметила одну важную особенность данной методологии. Часто бывает так, что результат дизайн-спринта не совпадает с ожиданиями заказчика. Чтобы избежать недопониманий, советую вам сразу объяснять заказчикам, что прототипы — не равно реальный продукт, и в дальнейшем они будут переработаны. Обращайте внимание на формулировку дизайн-задачи перед началом спринта. Это критически важный этап подготовки, от которого зависит результат спринта.
Если вы все еще сомневаетесь, что дизайн-спринты нужны вашей команде, подумайте об этих преимуществах.
Развитие мышления out of the box
Дизайн-спринты помогут «встряхнуть» вашу команду и найти множество нестандартных идей.Критический подход к бизнес-проблемам
Многообразие в команде, которая участвует в дизайне-спринте, помогает оценивать задачи с разных углов. Это дает возможность находить и проверять самые смелые решения.Экономия ресурсов
Дизайн-спринт позволяет быстро тестировать идеи и не тратить много ресурсов. Но важно учитывать, что дизайн-спринт может приостановить рутинный процесс и повлиять на запланированные релизы.
В целом, дизайн-спринт — это универсальная методология, которую точно стоит попробовать. По моему опыту, дизайн-спринты хорошо работают на начальных стадиях проектов. Если появилась идея, но нет большого количества ресурсов на ее проверку, можно нанять команду и делегировать ей проверку гипотез. Еще к дизайн-спринтам можно прибегать, когда вы понимаете, что в команде давно не было свежих идей. Проводите дизайн-спринты раз в квартал — это позволит вам генерить новые решения и проводить оценку беклога. Но помните, что в условиях постоянного потока спринтов и проверок может просто не хватить времени на разработку продукта или сервиса.
Надеюсь, вы увидите пользу в дизайн-спринтах и попробуете раскатать эту методологию в своих командах.