Мультимедиа — ужасный термин, особенно с этим проваливающимся в преисподнюю ааааа на конце. А придумать адекватную замену не получается, разве что какое-нибудь «аудиовизуальное многоборье», еще хуже. Применительно к компьютерам мультимедийные технологии можно описать проще: способность выводить на экран изображения, видео и звук, а не только текст. И, что самое важное, возможность взаимодействовать содержимым экрана, не употреблять пассивно, как передачу по ТВ, а самостоятельно рулить процессом погружения в мультимедийную (вот, опять!) нирвану. И в 2020 году это какая-то совершенно очевидная вещь: ну да, картинки, видео, и что? Тоже мне breaking news.
В начале 90-х годов прошлого века ситуация была иная: компьютеры только-только начали выползать из древнего океана суровых текстовых интерфейсов. Конечно были красочные игры, но они представляли собой скорее творческую интерпретацию настоящего мира, толстыми пикселями по маленькому экрану. В конце восьмидесятых сразу несколько технологий наделили компьютер способностями телевизора, только интереснее. Это звуковые карты, многооконные графические оболочки и, наконец, приводы CD-ROM, значительно увеличившие объем данных, обрабатываемых на отдельно взятом десктопе. В моем неторопливом процессе строительства хорошего 386-го компьютера из начала того десятилетия, я не мог пройти мимо этой зари компьютерного интерактива. tl;dr: я прикрутил к старому компьютеру CD-ROM.
Все статьи по теме:
0. 1992 год в компьютерной прессе
1. Рассматриваем материнскую плату 386-го компьютера
2. Бенчмарк 386-го процессора и лихие девяностые
3. Трудный выбор звуковой карты для DOS-игр
4. Особенности Sound Blaster Pro 2
5. Roland MT-32, альтернативный звук для DOS-игр
6. Беспощадный апгрейд 386-го ПК
7. Мультимедийные технологии начала девяностых < — вы находитесь здесь
Дневник коллекционера старых железок я веду в Телеграмме.
В 1991 году создается Multimedia PC Working Group: ассоциация производителей софта (Microsoft), железа (Creative Labs) и компьютерных вендоров (Dell, Gateway и другие) для продвижения мультимедийных технологий в массы. Потребителя надо уговаривать покупать недешевое современное железо: оно ему по большому счету еще не нужно. MPC Group в 1991 — это как ассоциация разработчиков криптовалют в 2010-х. Технология интересная, но сложная, и большинство людей и компаний на этой планете прекрасно обходятся без нее. Все участники ассоциации заинтересованы материально: у Microsoft подходящая для мультимедийных технологий операционная система Windows 3.x, у Creative звуковые карты, производители десктопов объединяют комплектующие и софт в сверкающие всеми оттенками бежевого системные блоки. Есть и еще одна причина для координации усилий: неизбежный на раннем этапе зоопарк стандартов и подходов, в котором потребителю, даже если он готов тратить деньги, сложно разобраться. Первый список требований к «настоящему мультимедийному ПК» выглядит так:
— Процессор не хуже 386SX с частотой 16 мегагерц
— 2 мегабайта оперативной памяти
— Жесткий диск на 30 мегабайт
— Видеокарта с поддержкой режима VGA 640x480, 256 цветов
— Односкоростной привод CD-ROM, нагружающий процессор в режиме чтения данных не более чем на 40%
— Звуковая карта, способная обрабатывать цифровой звук с параметрами 22 килогерца, 8 бит при воспроизведении и 11кГц, 8 бит при записи
— Операционная система Windows 3.0 с пакетом Multimedia Extensions
Из 2020 года эти характеристики кажутся смехотворными. В 1991 году они отсекают огромный парк компьютеров ПК на базе 286-х и более ранних процессоров. Это настоящий топ, без всяких скидок. В марте 1992 года журнал PC Magazine делает мультимедийные ПК темой номера. Как всегда было заведено в этом журнале, редакция аккуратно измеряет скорость чтения с CD-ROM, подсчитывает количество инструментов при FM-синтезе, исследует общую производительность компьютеров, измеряет АЧХ звуковых карт. Мне же интереснее посмотреть на внешний вид и оценить стоимость аутентичных артефактов. Например:
Набор для апгрейда вашего ПК до «мультимедийного» от Creative. Звуковая карта и CD-ROM, 850 долларов (1560 с учетом инфляции). В комплекте использована звуковая карта Sound Blaster Pro, почти такая же установлена в моем компьютере. Привод производства Matsushita односкоростной, с проприетарным интерфейсом Panasonic, подключается к «саундбластеру». Здесь не хватает колонок, но такие комплекты тоже были — как правило с дешевыми пассивными пластмассовыми горшками.
Системы в сборе. Сверху побюджетнее: 386SX/20, 32 килобайта кэша, 4 мегабайта памяти, жесткий диск на 120 мегабайт, односкоростной CD-ROM и монофоническая звуковая карта. За все: 3300 долларов ($6000). Внизу подороже: тот же процессор, но 5 мегабайт оперативной памяти, HDD на 105 мегабайт, два 16-битных слота из трех заняты звуковой картой (Creative, судя по всему также Sound Blaster Pro). Получше дисплей и видеокарта. Цена: 5000 долларов ($9200).
Короче, по всем параметрам мой медленно строящийся ретрокомпьютер лучше. Напомню его характеристики на данный момент:
А что, вполне мультимедийный компьютер. Осталось только добавить оптический привод, но здесь на время я вношу в конфигурацию ретроПК возмутительный анахронизм. По-хорошему надо искать винтажный 1-2-скоростной оптический привод. К нему потребуется отдельная плата расширения, так как с высокой вероятностью удастся найти аппарат с интерфейсом SCSI. Если повезет, можно найти CD-ROM с интерфейсом Panasonic, и тогда его можно прикрутить к звуковой плате Sound Blaster Pro. В идеале нужен привод, употребляющий диски в защитном кейсе — на фотографиях реальных устройств выше все CD-ROM именно такие. Почему в начале компьютерной жизни оптические приводы имели этот костыль? Я знаком с двумя версиями. Таким образом можно было упростить механизм загрузки диска в привод. Либо дорогие на тот момент (20-60 долларов за программу на CD) носители хотелось лучше защищать. Предполагалось, что к каждому компакту владелец купит caddy, и будет хранить в нем, оберегая от царапин.
Оптические страдания
Аутентичный CD-ROM я буду искать, либо остановлюсь на более позднем, но подходящем по внешнему виду и фичам экземпляре. Дело не только в скорости. Функциональность ранних приводов крутится вокруг воспроизведения аудиодисков: их у среднестатистического небедного владельца ПК в 1991 году было куда больше, чем дисков с данными. В моей реальности девяностых (не в 92-м, а сильно позже, конечно) компьютерный оптический привод стал заодно и первым устройством для воспроизведения цифрового звука. Кажется так происходило у многих, поэтому на переднюю панель ранних CD-ROM выводили аппаратные кнопки воспроизведения, переключения треков, а также разъем для подключения наушников с регулятором громкости. Существовали даже версии с пультом дистанционного управления, как на картинке справа.
Правильный привод начала девяностых сейчас непросто найти, но с поздними никакой проблемы нет. У меня накопилось штук пять разных моделей, купленных за 50-100 рублей по случаю, или извлеченных из других ретроПК. Все они поддерживают как минимум запись на CD. Начать я решил с одной из самых поздних моделей с интерфейсом IDE: LG GH22, мой экземпляр выпущен в 2008 году. Заодно можно сравнить прогресс в скорости чтения данных с компакт-диска: со 150 килобайт или 300 килобайт в секунду в 1992 году до 7,2 мегабайта в секунду (48х, причем это еще не самая высокая скорость).
Но с этим приводом не вышло. Я выставил джампером режим работы Slave, чтобы подключить его к единственному интерфейсу IDE на мультикарте, вместе с адаптером для Compact Flash. Протянул кабель и питание. На компьютере в MS-DOS установил драйвер от LG (что не обязательно, у поздних моделей было куда меньше проблем с совместимостью). Все заработало, кроме воспроизведения аудиодисков. Цифровые аудиоданные на старых компьютерах не передавались с привода: не хватало производительности. Все CD-ROM были оснащены собственным цифро-аналоговым преобразователем, и уже аналоговый сигнал отправляли на звуковую карту. Для этого нужен кабель, как на фото выше. Проблема в том, что разъем на данном приводе существовал, но не был распаян: позднее данной опцией почти никто не пользовался, и производители начали экономить.
Окей, меняем привод на LiteOn SHW-16H5S 2006 года. Он поддерживает запись DVD на 16-й скорости, запись CD на 48-й, что нас в данный момент совершенно не интересует — разве что можно не портить болванки и какие-то данные для ретроПК писать на диски CD-RW, которые настоящий винтажный привод не прочитал бы. У него работает аналоговый выход, и наконец-то я могу послушать аудиодиски на ретрокомпьютере. Прямо в файловом менеджере Dos Navigator:
Можно оценить производительность привода в бенчмарке Speedsys. Средняя скорость чтения — 1500 килобайт в секунду (10х). Флешка, используемая мной вместо жесткого диска, работает немного быстрее (1800 килобайт в секунду), так что производительность ограничена скорее шиной ISA, а не процессором. Даже на десятой скорости этот привод сильно шумит, что не очень хорошо.
Windows и драйверы
Настоящая мультимедия требует наличия Windows. Процесс установки Windows 3.1 я описывал подробно здесь, повторяться не буду. Но в прошлом году я экспериментировал с оригинальной Windows 3.1, а на этот компьютер устанавливаю модификацию Windows 3.11 for Workgroups — самый последний релиз этой системы 1993 года. И сразу на русском языке, чтобы не иметь проблем с локализацией. В отличие от Windows 95, работающей на данном ПК неторопливо, несмотря на невероятные (по тем временам) 16-32МБ оперативной памяти, Windows 3.11 работает быстро, по ощущениям чуть быстрее, чем Windows 10 на современном ноутбуке с Core i7.
Осталось поставить драйверы для звуковой платы и видеокарты. Использую штатный набор утилит от Sound Blaster Pro: базовый медиаплеер, редактор звука, запись с микрофона и (самое полезное) микшер. Заодно подключаю к звуковой карте выводы с PC Speaker на матплате — чтобы весь звук шел в колонки. К сожалению, этот вход в SBPro не регулируется. Использовать утилиты тех времен с аутентичным дизайном — отдельное удовольствие ретростроителя. Драйвер для видеокарты взял из обширной библиотеки на форуме Vogons: он требуется для установки разрешения 800х600, оптимального как для моего ЖК-монитора, так и для самой Windows 3.1.
В Windows привод Lite-On, до этого нормально работавший в ДОСе, начал сбоить, постоянно выдавая ошибку доступа к данным. Не стал разбираться, заменил на еще один привод: чуть более древний Plextor PX-230A, без поддержки DVD. К нему добавил современную утилиту CD Be Quiet для DOS: с ее помощью можно произвольно ограничить скорость чтения, поставил подходящие эпохе 600 килобит в секунду.
На скорости 4х привод работает бесшумно, но иногда забывает про ограничение: есть смысл сделать батник и создать для него ярлык в Windows. Вот теперь можно найти пару артефактов и ощутить зарю мультимедийности во всей красе.
Википедия до интернета
«Стандарт» MultimediaPC можно сократить до двух требований: нужна звуковая карта и CD-привод. Ну и компьютер, способный осилить поток данных с CD. Компакт-диск серьезно расширил возможности ПК в начале девяностых. При типичном объеме жесткого диска в 100-200 мегабайт вы получаете дополнительный носитель объемом до 650 (позднее 700) мегабайт, да еще сменный. Для издателей появился бонус в виде сложностей с пиратским распространением дисков. Штамповка CD — дорогое удовольствие, пользовательское пиратство маловероятно: некуда копировать такой объем данных. Переписывать CD можно, но болванки CD-R стоят дороже, чем релизы в магазине — 100 долларов за штуку против ~50, так еще и инфраструктура для записи обойдется в десятки тысяч долларов.
Осталось придумать, чем забить эти 700 мегабайт. Когда компакты добрались до моей деревни и подешевели до моих доходов, это были коллекции DOS-игр «700 на одном диске», телефонные справочники и заметно потяжелевший к концу девяностых софт. В 1992 году большинство мультимедийных изданий — это энциклопедии, коллекции картинок, примитивные игры с тяжелой анимацией. Короче все то, что мы сейчас употребляем при помощи веба, которого на тот момент не существовало. Наличие CD-привода было преимуществом и способом заработка. В журналах тех времен можно найти объявления о продаже дисков с фотографиями «под BBS». Предполагалось, что системные операторы их приобретут, подключат к своей «борде» и будут зарабатывать на платном доступе к картинкам. Наконец, начали выпускать «то же самое, но с мультимедиа», например — издание офисного пакета Microsoft Works с анимированными демонстрациями и диктором, читающим readme. Больше примеров — в передаче Computer Chronicles 1994 года:
Копии дисков тех времен проще всего найти на сайте archive.org, там вообще много дисков со старым софтом и играми. Выбрать нужные просто — на обложке и на самом диске должен быть логотип MPC. Попытки стандартизации «мультимедийного компьютера» прекратились довольно быстро: в 1996 году была выпущена третья версия спецификаций с Pentium 75 и 8 мегабайтами оперативной памяти. На этом ассоциация самораспустилась: в конце девяностых преимущества «мультимедиа» были очевидны, а большинство новых компьютеров имели достаточную производительность (и комплектующие) для звука, видео, MIDI и анимации.
Я выбрал два диска тех времен, и начать решил с «технического» релиза — MPC Wizard компании Softkey International (не имеет отношения к прекратившему существование в 2018 интернет-магазину софта Softkey). MPC Wizard проверяет ваш компьютер на соответствие стандартам MPC. Мой десктоп полностью соответствует требованиям MPC Level 1, даже с запасом. Теперь у меня официально мультимедийный ретрокомпьютер, со справкой. Не был пройден лишь тест воспроизведения Audio CD, но подозреваю потому, что при копировании диска был утерян раздел с аудиотреком.
MPC Level 2 компьютер не прошел по одному параметру: производительность при отображении графики, которая скорее всего ограничена видеокартой. Помимо теста, на диске есть интерактивный каталог программ того же издателя: пятнашки с богатым видеофоном, видеокурс по Windows 3.1 и многочисленные тематические сборники картинок, про животных, цветочки, Нью-Йорк и рыбок.
Наконец я попробовал «настоящий» мультимедийный релиз с логотипом MPC: энциклопедию High-Tech America. Там есть, например, подробная статья о космической станции «Мир», и по ней можно получить представление о зачаточном интерактиве. Есть навигатор по темам, поиск, к каждой статье приложены текст и фотографии, а для некоторых есть видеоролики, которые воспроизводятся прямо с CD.
С диска MPC Wizard я взял тестовый видеоролик с выступлением Джона Кеннеди о программе полетов на Луну. Он сохранен в формате Microsoft Video, разрешение 320x240, 15 кадров в секунду. Выше его копия на YouTube, которую я перед загрузкой сконвертировал в 4К. Просто потому что могу.
Маловато будет
Вернемся в март 1992 года. По итогам тестирования журнал PC Magazine решил не присуждать награду «Выбор редакции» ни одному из исследованных продуктов. «Слишком рано». Авторы темы номера столкнулись с массой проблем и откровенных глюков, низкой производительностью и высокой стоимостью. Самое важное: это был момент, когда каждые полгода выпускались новые железо и софт, делавшие предыдущее поколение неактуальным. Только вы потратились на восьмибитную звуковую карту, как уже вышла 16-битная. Купили односкоростной CD-ROM? Молодцы, а в магазинах уже четырехскоростные, и стоят дешевле. Мультимедийные технологии двадцать восемь лет назад были такие, что лучше подождать пару лет. Или покупать, но не за свои.
Я в целом так и относился к мультимедийной части своего 386-го ПК: неплохо было бы, но не обязательно. Достаточно звука в играх для DOS. Но в процессе меня разобрал азарт: а что если все же можно сделать еще круче? В том же выпуске PC Mag задают правильный вопрос: а почему нет поддержки видео? Как на вход, так и на выход. Возможно ли на 386-м посмотреть кино? Теоретически даже в такой конфигурации можно, но — смотрите пример видеоролика выше. Только в таком ужасном качестве и только в окне, даже на полный экран развернуть не получится. Впрочем, теоретическая возможность есть, так что исследование раннего интерактива продолжается, уже со специализированным, дорогим и довольно редким нынче железом.
В начале 90-х годов прошлого века ситуация была иная: компьютеры только-только начали выползать из древнего океана суровых текстовых интерфейсов. Конечно были красочные игры, но они представляли собой скорее творческую интерпретацию настоящего мира, толстыми пикселями по маленькому экрану. В конце восьмидесятых сразу несколько технологий наделили компьютер способностями телевизора, только интереснее. Это звуковые карты, многооконные графические оболочки и, наконец, приводы CD-ROM, значительно увеличившие объем данных, обрабатываемых на отдельно взятом десктопе. В моем неторопливом процессе строительства хорошего 386-го компьютера из начала того десятилетия, я не мог пройти мимо этой зари компьютерного интерактива. tl;dr: я прикрутил к старому компьютеру CD-ROM.
Все статьи по теме:
0. 1992 год в компьютерной прессе
1. Рассматриваем материнскую плату 386-го компьютера
2. Бенчмарк 386-го процессора и лихие девяностые
3. Трудный выбор звуковой карты для DOS-игр
4. Особенности Sound Blaster Pro 2
5. Roland MT-32, альтернативный звук для DOS-игр
6. Беспощадный апгрейд 386-го ПК
7. Мультимедийные технологии начала девяностых < — вы находитесь здесь
Дневник коллекционера старых железок я веду в Телеграмме.
В 1991 году создается Multimedia PC Working Group: ассоциация производителей софта (Microsoft), железа (Creative Labs) и компьютерных вендоров (Dell, Gateway и другие) для продвижения мультимедийных технологий в массы. Потребителя надо уговаривать покупать недешевое современное железо: оно ему по большому счету еще не нужно. MPC Group в 1991 — это как ассоциация разработчиков криптовалют в 2010-х. Технология интересная, но сложная, и большинство людей и компаний на этой планете прекрасно обходятся без нее. Все участники ассоциации заинтересованы материально: у Microsoft подходящая для мультимедийных технологий операционная система Windows 3.x, у Creative звуковые карты, производители десктопов объединяют комплектующие и софт в сверкающие всеми оттенками бежевого системные блоки. Есть и еще одна причина для координации усилий: неизбежный на раннем этапе зоопарк стандартов и подходов, в котором потребителю, даже если он готов тратить деньги, сложно разобраться. Первый список требований к «настоящему мультимедийному ПК» выглядит так:
— Процессор не хуже 386SX с частотой 16 мегагерц
— 2 мегабайта оперативной памяти
— Жесткий диск на 30 мегабайт
— Видеокарта с поддержкой режима VGA 640x480, 256 цветов
— Односкоростной привод CD-ROM, нагружающий процессор в режиме чтения данных не более чем на 40%
— Звуковая карта, способная обрабатывать цифровой звук с параметрами 22 килогерца, 8 бит при воспроизведении и 11кГц, 8 бит при записи
— Операционная система Windows 3.0 с пакетом Multimedia Extensions
Из 2020 года эти характеристики кажутся смехотворными. В 1991 году они отсекают огромный парк компьютеров ПК на базе 286-х и более ранних процессоров. Это настоящий топ, без всяких скидок. В марте 1992 года журнал PC Magazine делает мультимедийные ПК темой номера. Как всегда было заведено в этом журнале, редакция аккуратно измеряет скорость чтения с CD-ROM, подсчитывает количество инструментов при FM-синтезе, исследует общую производительность компьютеров, измеряет АЧХ звуковых карт. Мне же интереснее посмотреть на внешний вид и оценить стоимость аутентичных артефактов. Например:
Набор для апгрейда вашего ПК до «мультимедийного» от Creative. Звуковая карта и CD-ROM, 850 долларов (1560 с учетом инфляции). В комплекте использована звуковая карта Sound Blaster Pro, почти такая же установлена в моем компьютере. Привод производства Matsushita односкоростной, с проприетарным интерфейсом Panasonic, подключается к «саундбластеру». Здесь не хватает колонок, но такие комплекты тоже были — как правило с дешевыми пассивными пластмассовыми горшками.
Системы в сборе. Сверху побюджетнее: 386SX/20, 32 килобайта кэша, 4 мегабайта памяти, жесткий диск на 120 мегабайт, односкоростной CD-ROM и монофоническая звуковая карта. За все: 3300 долларов ($6000). Внизу подороже: тот же процессор, но 5 мегабайт оперативной памяти, HDD на 105 мегабайт, два 16-битных слота из трех заняты звуковой картой (Creative, судя по всему также Sound Blaster Pro). Получше дисплей и видеокарта. Цена: 5000 долларов ($9200).
Короче, по всем параметрам мой медленно строящийся ретрокомпьютер лучше. Напомню его характеристики на данный момент:
- Процессор TI SXL2-50 c 8кБ кэш-памяти, «почти 486-й», сравнимый по производительности с 486DX-25
- Материнская плата с 256 кБ кэш-памяти (20ns) и 8 слотами расширения ISA
- 16 мегабайт оперативной памяти с контролем четности (4 модуля 4МБ 60ns)
- Видеокарта Diamond SpeedStar Pro с чипсетом Cirrus Logic GD5426 и 1 мегабайтом памяти
- Мультикарта на чипсете WinBond с контроллерами IDE, FDD, двумя последовательными и параллельным портами
Жесткий дискФлешка на 256 мегабайт в адаптере IDE-CF- Звуковая карта Creative Sound Blaster Pro 2
- MIDI-контроллер HardMPU и внешний синтезатор Roland MT32
А что, вполне мультимедийный компьютер. Осталось только добавить оптический привод, но здесь на время я вношу в конфигурацию ретроПК возмутительный анахронизм. По-хорошему надо искать винтажный 1-2-скоростной оптический привод. К нему потребуется отдельная плата расширения, так как с высокой вероятностью удастся найти аппарат с интерфейсом SCSI. Если повезет, можно найти CD-ROM с интерфейсом Panasonic, и тогда его можно прикрутить к звуковой плате Sound Blaster Pro. В идеале нужен привод, употребляющий диски в защитном кейсе — на фотографиях реальных устройств выше все CD-ROM именно такие. Почему в начале компьютерной жизни оптические приводы имели этот костыль? Я знаком с двумя версиями. Таким образом можно было упростить механизм загрузки диска в привод. Либо дорогие на тот момент (20-60 долларов за программу на CD) носители хотелось лучше защищать. Предполагалось, что к каждому компакту владелец купит caddy, и будет хранить в нем, оберегая от царапин.
Оптические страдания
Аутентичный CD-ROM я буду искать, либо остановлюсь на более позднем, но подходящем по внешнему виду и фичам экземпляре. Дело не только в скорости. Функциональность ранних приводов крутится вокруг воспроизведения аудиодисков: их у среднестатистического небедного владельца ПК в 1991 году было куда больше, чем дисков с данными. В моей реальности девяностых (не в 92-м, а сильно позже, конечно) компьютерный оптический привод стал заодно и первым устройством для воспроизведения цифрового звука. Кажется так происходило у многих, поэтому на переднюю панель ранних CD-ROM выводили аппаратные кнопки воспроизведения, переключения треков, а также разъем для подключения наушников с регулятором громкости. Существовали даже версии с пультом дистанционного управления, как на картинке справа.
Правильный привод начала девяностых сейчас непросто найти, но с поздними никакой проблемы нет. У меня накопилось штук пять разных моделей, купленных за 50-100 рублей по случаю, или извлеченных из других ретроПК. Все они поддерживают как минимум запись на CD. Начать я решил с одной из самых поздних моделей с интерфейсом IDE: LG GH22, мой экземпляр выпущен в 2008 году. Заодно можно сравнить прогресс в скорости чтения данных с компакт-диска: со 150 килобайт или 300 килобайт в секунду в 1992 году до 7,2 мегабайта в секунду (48х, причем это еще не самая высокая скорость).
Но с этим приводом не вышло. Я выставил джампером режим работы Slave, чтобы подключить его к единственному интерфейсу IDE на мультикарте, вместе с адаптером для Compact Flash. Протянул кабель и питание. На компьютере в MS-DOS установил драйвер от LG (что не обязательно, у поздних моделей было куда меньше проблем с совместимостью). Все заработало, кроме воспроизведения аудиодисков. Цифровые аудиоданные на старых компьютерах не передавались с привода: не хватало производительности. Все CD-ROM были оснащены собственным цифро-аналоговым преобразователем, и уже аналоговый сигнал отправляли на звуковую карту. Для этого нужен кабель, как на фото выше. Проблема в том, что разъем на данном приводе существовал, но не был распаян: позднее данной опцией почти никто не пользовался, и производители начали экономить.
Окей, меняем привод на LiteOn SHW-16H5S 2006 года. Он поддерживает запись DVD на 16-й скорости, запись CD на 48-й, что нас в данный момент совершенно не интересует — разве что можно не портить болванки и какие-то данные для ретроПК писать на диски CD-RW, которые настоящий винтажный привод не прочитал бы. У него работает аналоговый выход, и наконец-то я могу послушать аудиодиски на ретрокомпьютере. Прямо в файловом менеджере Dos Navigator:
Можно оценить производительность привода в бенчмарке Speedsys. Средняя скорость чтения — 1500 килобайт в секунду (10х). Флешка, используемая мной вместо жесткого диска, работает немного быстрее (1800 килобайт в секунду), так что производительность ограничена скорее шиной ISA, а не процессором. Даже на десятой скорости этот привод сильно шумит, что не очень хорошо.
Windows и драйверы
Настоящая мультимедия требует наличия Windows. Процесс установки Windows 3.1 я описывал подробно здесь, повторяться не буду. Но в прошлом году я экспериментировал с оригинальной Windows 3.1, а на этот компьютер устанавливаю модификацию Windows 3.11 for Workgroups — самый последний релиз этой системы 1993 года. И сразу на русском языке, чтобы не иметь проблем с локализацией. В отличие от Windows 95, работающей на данном ПК неторопливо, несмотря на невероятные (по тем временам) 16-32МБ оперативной памяти, Windows 3.11 работает быстро, по ощущениям чуть быстрее, чем Windows 10 на современном ноутбуке с Core i7.
Осталось поставить драйверы для звуковой платы и видеокарты. Использую штатный набор утилит от Sound Blaster Pro: базовый медиаплеер, редактор звука, запись с микрофона и (самое полезное) микшер. Заодно подключаю к звуковой карте выводы с PC Speaker на матплате — чтобы весь звук шел в колонки. К сожалению, этот вход в SBPro не регулируется. Использовать утилиты тех времен с аутентичным дизайном — отдельное удовольствие ретростроителя. Драйвер для видеокарты взял из обширной библиотеки на форуме Vogons: он требуется для установки разрешения 800х600, оптимального как для моего ЖК-монитора, так и для самой Windows 3.1.
В Windows привод Lite-On, до этого нормально работавший в ДОСе, начал сбоить, постоянно выдавая ошибку доступа к данным. Не стал разбираться, заменил на еще один привод: чуть более древний Plextor PX-230A, без поддержки DVD. К нему добавил современную утилиту CD Be Quiet для DOS: с ее помощью можно произвольно ограничить скорость чтения, поставил подходящие эпохе 600 килобит в секунду.
На скорости 4х привод работает бесшумно, но иногда забывает про ограничение: есть смысл сделать батник и создать для него ярлык в Windows. Вот теперь можно найти пару артефактов и ощутить зарю мультимедийности во всей красе.
Википедия до интернета
«Стандарт» MultimediaPC можно сократить до двух требований: нужна звуковая карта и CD-привод. Ну и компьютер, способный осилить поток данных с CD. Компакт-диск серьезно расширил возможности ПК в начале девяностых. При типичном объеме жесткого диска в 100-200 мегабайт вы получаете дополнительный носитель объемом до 650 (позднее 700) мегабайт, да еще сменный. Для издателей появился бонус в виде сложностей с пиратским распространением дисков. Штамповка CD — дорогое удовольствие, пользовательское пиратство маловероятно: некуда копировать такой объем данных. Переписывать CD можно, но болванки CD-R стоят дороже, чем релизы в магазине — 100 долларов за штуку против ~50, так еще и инфраструктура для записи обойдется в десятки тысяч долларов.
Осталось придумать, чем забить эти 700 мегабайт. Когда компакты добрались до моей деревни и подешевели до моих доходов, это были коллекции DOS-игр «700 на одном диске», телефонные справочники и заметно потяжелевший к концу девяностых софт. В 1992 году большинство мультимедийных изданий — это энциклопедии, коллекции картинок, примитивные игры с тяжелой анимацией. Короче все то, что мы сейчас употребляем при помощи веба, которого на тот момент не существовало. Наличие CD-привода было преимуществом и способом заработка. В журналах тех времен можно найти объявления о продаже дисков с фотографиями «под BBS». Предполагалось, что системные операторы их приобретут, подключат к своей «борде» и будут зарабатывать на платном доступе к картинкам. Наконец, начали выпускать «то же самое, но с мультимедиа», например — издание офисного пакета Microsoft Works с анимированными демонстрациями и диктором, читающим readme. Больше примеров — в передаче Computer Chronicles 1994 года:
Копии дисков тех времен проще всего найти на сайте archive.org, там вообще много дисков со старым софтом и играми. Выбрать нужные просто — на обложке и на самом диске должен быть логотип MPC. Попытки стандартизации «мультимедийного компьютера» прекратились довольно быстро: в 1996 году была выпущена третья версия спецификаций с Pentium 75 и 8 мегабайтами оперативной памяти. На этом ассоциация самораспустилась: в конце девяностых преимущества «мультимедиа» были очевидны, а большинство новых компьютеров имели достаточную производительность (и комплектующие) для звука, видео, MIDI и анимации.
Я выбрал два диска тех времен, и начать решил с «технического» релиза — MPC Wizard компании Softkey International (не имеет отношения к прекратившему существование в 2018 интернет-магазину софта Softkey). MPC Wizard проверяет ваш компьютер на соответствие стандартам MPC. Мой десктоп полностью соответствует требованиям MPC Level 1, даже с запасом. Теперь у меня официально мультимедийный ретрокомпьютер, со справкой. Не был пройден лишь тест воспроизведения Audio CD, но подозреваю потому, что при копировании диска был утерян раздел с аудиотреком.
MPC Level 2 компьютер не прошел по одному параметру: производительность при отображении графики, которая скорее всего ограничена видеокартой. Помимо теста, на диске есть интерактивный каталог программ того же издателя: пятнашки с богатым видеофоном, видеокурс по Windows 3.1 и многочисленные тематические сборники картинок, про животных, цветочки, Нью-Йорк и рыбок.
Наконец я попробовал «настоящий» мультимедийный релиз с логотипом MPC: энциклопедию High-Tech America. Там есть, например, подробная статья о космической станции «Мир», и по ней можно получить представление о зачаточном интерактиве. Есть навигатор по темам, поиск, к каждой статье приложены текст и фотографии, а для некоторых есть видеоролики, которые воспроизводятся прямо с CD.
С диска MPC Wizard я взял тестовый видеоролик с выступлением Джона Кеннеди о программе полетов на Луну. Он сохранен в формате Microsoft Video, разрешение 320x240, 15 кадров в секунду. Выше его копия на YouTube, которую я перед загрузкой сконвертировал в 4К. Просто потому что могу.
Маловато будет
Вернемся в март 1992 года. По итогам тестирования журнал PC Magazine решил не присуждать награду «Выбор редакции» ни одному из исследованных продуктов. «Слишком рано». Авторы темы номера столкнулись с массой проблем и откровенных глюков, низкой производительностью и высокой стоимостью. Самое важное: это был момент, когда каждые полгода выпускались новые железо и софт, делавшие предыдущее поколение неактуальным. Только вы потратились на восьмибитную звуковую карту, как уже вышла 16-битная. Купили односкоростной CD-ROM? Молодцы, а в магазинах уже четырехскоростные, и стоят дешевле. Мультимедийные технологии двадцать восемь лет назад были такие, что лучше подождать пару лет. Или покупать, но не за свои.
Я в целом так и относился к мультимедийной части своего 386-го ПК: неплохо было бы, но не обязательно. Достаточно звука в играх для DOS. Но в процессе меня разобрал азарт: а что если все же можно сделать еще круче? В том же выпуске PC Mag задают правильный вопрос: а почему нет поддержки видео? Как на вход, так и на выход. Возможно ли на 386-м посмотреть кино? Теоретически даже в такой конфигурации можно, но — смотрите пример видеоролика выше. Только в таком ужасном качестве и только в окне, даже на полный экран развернуть не получится. Впрочем, теоретическая возможность есть, так что исследование раннего интерактива продолжается, уже со специализированным, дорогим и довольно редким нынче железом.