Древности: мультимедийные технологии начала девяностых

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.
Мультимедиа — ужасный термин, особенно с этим проваливающимся в преисподнюю ааааа на конце. А придумать адекватную замену не получается, разве что какое-нибудь «аудиовизуальное многоборье», еще хуже. Применительно к компьютерам мультимедийные технологии можно описать проще: способность выводить на экран изображения, видео и звук, а не только текст. И, что самое важное, возможность взаимодействовать содержимым экрана, не употреблять пассивно, как передачу по ТВ, а самостоятельно рулить процессом погружения в мультимедийную (вот, опять!) нирвану. И в 2020 году это какая-то совершенно очевидная вещь: ну да, картинки, видео, и что? Тоже мне breaking news.



В начале 90-х годов прошлого века ситуация была иная: компьютеры только-только начали выползать из древнего океана суровых текстовых интерфейсов. Конечно были красочные игры, но они представляли собой скорее творческую интерпретацию настоящего мира, толстыми пикселями по маленькому экрану. В конце восьмидесятых сразу несколько технологий наделили компьютер способностями телевизора, только интереснее. Это звуковые карты, многооконные графические оболочки и, наконец, приводы CD-ROM, значительно увеличившие объем данных, обрабатываемых на отдельно взятом десктопе. В моем неторопливом процессе строительства хорошего 386-го компьютера из начала того десятилетия, я не мог пройти мимо этой зари компьютерного интерактива. tl;dr: я прикрутил к старому компьютеру CD-ROM.

Все статьи по теме:

0. 1992 год в компьютерной прессе
1. Рассматриваем материнскую плату 386-го компьютера
2. Бенчмарк 386-го процессора и лихие девяностые
3. Трудный выбор звуковой карты для DOS-игр
4. Особенности Sound Blaster Pro 2
5. Roland MT-32, альтернативный звук для DOS-игр
6. Беспощадный апгрейд 386-го ПК
7. Мультимедийные технологии начала девяностых < — вы находитесь здесь

Дневник коллекционера старых железок я веду в Телеграмме.

В 1991 году создается Multimedia PC Working Group: ассоциация производителей софта (Microsoft), железа (Creative Labs) и компьютерных вендоров (Dell, Gateway и другие) для продвижения мультимедийных технологий в массы. Потребителя надо уговаривать покупать недешевое современное железо: оно ему по большому счету еще не нужно. MPC Group в 1991 — это как ассоциация разработчиков криптовалют в 2010-х. Технология интересная, но сложная, и большинство людей и компаний на этой планете прекрасно обходятся без нее. Все участники ассоциации заинтересованы материально: у Microsoft подходящая для мультимедийных технологий операционная система Windows 3.x, у Creative звуковые карты, производители десктопов объединяют комплектующие и софт в сверкающие всеми оттенками бежевого системные блоки. Есть и еще одна причина для координации усилий: неизбежный на раннем этапе зоопарк стандартов и подходов, в котором потребителю, даже если он готов тратить деньги, сложно разобраться. Первый список требований к «настоящему мультимедийному ПК» выглядит так:

— Процессор не хуже 386SX с частотой 16 мегагерц
— 2 мегабайта оперативной памяти
— Жесткий диск на 30 мегабайт
— Видеокарта с поддержкой режима VGA 640x480, 256 цветов
— Односкоростной привод CD-ROM, нагружающий процессор в режиме чтения данных не более чем на 40%
— Звуковая карта, способная обрабатывать цифровой звук с параметрами 22 килогерца, 8 бит при воспроизведении и 11кГц, 8 бит при записи
— Операционная система Windows 3.0 с пакетом Multimedia Extensions



Из 2020 года эти характеристики кажутся смехотворными. В 1991 году они отсекают огромный парк компьютеров ПК на базе 286-х и более ранних процессоров. Это настоящий топ, без всяких скидок. В марте 1992 года журнал PC Magazine делает мультимедийные ПК темой номера. Как всегда было заведено в этом журнале, редакция аккуратно измеряет скорость чтения с CD-ROM, подсчитывает количество инструментов при FM-синтезе, исследует общую производительность компьютеров, измеряет АЧХ звуковых карт. Мне же интереснее посмотреть на внешний вид и оценить стоимость аутентичных артефактов. Например:



Набор для апгрейда вашего ПК до «мультимедийного» от Creative. Звуковая карта и CD-ROM, 850 долларов (1560 с учетом инфляции). В комплекте использована звуковая карта Sound Blaster Pro, почти такая же установлена в моем компьютере. Привод производства Matsushita односкоростной, с проприетарным интерфейсом Panasonic, подключается к «саундбластеру». Здесь не хватает колонок, но такие комплекты тоже были — как правило с дешевыми пассивными пластмассовыми горшками.



Системы в сборе. Сверху побюджетнее: 386SX/20, 32 килобайта кэша, 4 мегабайта памяти, жесткий диск на 120 мегабайт, односкоростной CD-ROM и монофоническая звуковая карта. За все: 3300 долларов ($6000). Внизу подороже: тот же процессор, но 5 мегабайт оперативной памяти, HDD на 105 мегабайт, два 16-битных слота из трех заняты звуковой картой (Creative, судя по всему также Sound Blaster Pro). Получше дисплей и видеокарта. Цена: 5000 долларов ($9200).



Короче, по всем параметрам мой медленно строящийся ретрокомпьютер лучше. Напомню его характеристики на данный момент:

  • Процессор TI SXL2-50 c 8кБ кэш-памяти, «почти 486-й», сравнимый по производительности с 486DX-25
  • Материнская плата с 256 кБ кэш-памяти (20ns) и 8 слотами расширения ISA
  • 16 мегабайт оперативной памяти с контролем четности (4 модуля 4МБ 60ns)
  • Видеокарта Diamond SpeedStar Pro с чипсетом Cirrus Logic GD5426 и 1 мегабайтом памяти
  • Мультикарта на чипсете WinBond с контроллерами IDE, FDD, двумя последовательными и параллельным портами
  • Жесткий диск Флешка на 256 мегабайт в адаптере IDE-CF
  • Звуковая карта Creative Sound Blaster Pro 2
  • MIDI-контроллер HardMPU и внешний синтезатор Roland MT32


А что, вполне мультимедийный компьютер. Осталось только добавить оптический привод, но здесь на время я вношу в конфигурацию ретроПК возмутительный анахронизм. По-хорошему надо искать винтажный 1-2-скоростной оптический привод. К нему потребуется отдельная плата расширения, так как с высокой вероятностью удастся найти аппарат с интерфейсом SCSI. Если повезет, можно найти CD-ROM с интерфейсом Panasonic, и тогда его можно прикрутить к звуковой плате Sound Blaster Pro. В идеале нужен привод, употребляющий диски в защитном кейсе — на фотографиях реальных устройств выше все CD-ROM именно такие. Почему в начале компьютерной жизни оптические приводы имели этот костыль? Я знаком с двумя версиями. Таким образом можно было упростить механизм загрузки диска в привод. Либо дорогие на тот момент (20-60 долларов за программу на CD) носители хотелось лучше защищать. Предполагалось, что к каждому компакту владелец купит caddy, и будет хранить в нем, оберегая от царапин.



Оптические страдания
Аутентичный CD-ROM я буду искать, либо остановлюсь на более позднем, но подходящем по внешнему виду и фичам экземпляре. Дело не только в скорости. Функциональность ранних приводов крутится вокруг воспроизведения аудиодисков: их у среднестатистического небедного владельца ПК в 1991 году было куда больше, чем дисков с данными. В моей реальности девяностых (не в 92-м, а сильно позже, конечно) компьютерный оптический привод стал заодно и первым устройством для воспроизведения цифрового звука. Кажется так происходило у многих, поэтому на переднюю панель ранних CD-ROM выводили аппаратные кнопки воспроизведения, переключения треков, а также разъем для подключения наушников с регулятором громкости. Существовали даже версии с пультом дистанционного управления, как на картинке справа.



Правильный привод начала девяностых сейчас непросто найти, но с поздними никакой проблемы нет. У меня накопилось штук пять разных моделей, купленных за 50-100 рублей по случаю, или извлеченных из других ретроПК. Все они поддерживают как минимум запись на CD. Начать я решил с одной из самых поздних моделей с интерфейсом IDE: LG GH22, мой экземпляр выпущен в 2008 году. Заодно можно сравнить прогресс в скорости чтения данных с компакт-диска: со 150 килобайт или 300 килобайт в секунду в 1992 году до 7,2 мегабайта в секунду (48х, причем это еще не самая высокая скорость).



Но с этим приводом не вышло. Я выставил джампером режим работы Slave, чтобы подключить его к единственному интерфейсу IDE на мультикарте, вместе с адаптером для Compact Flash. Протянул кабель и питание. На компьютере в MS-DOS установил драйвер от LG (что не обязательно, у поздних моделей было куда меньше проблем с совместимостью). Все заработало, кроме воспроизведения аудиодисков. Цифровые аудиоданные на старых компьютерах не передавались с привода: не хватало производительности. Все CD-ROM были оснащены собственным цифро-аналоговым преобразователем, и уже аналоговый сигнал отправляли на звуковую карту. Для этого нужен кабель, как на фото выше. Проблема в том, что разъем на данном приводе существовал, но не был распаян: позднее данной опцией почти никто не пользовался, и производители начали экономить.



Окей, меняем привод на LiteOn SHW-16H5S 2006 года. Он поддерживает запись DVD на 16-й скорости, запись CD на 48-й, что нас в данный момент совершенно не интересует — разве что можно не портить болванки и какие-то данные для ретроПК писать на диски CD-RW, которые настоящий винтажный привод не прочитал бы. У него работает аналоговый выход, и наконец-то я могу послушать аудиодиски на ретрокомпьютере. Прямо в файловом менеджере Dos Navigator:



Можно оценить производительность привода в бенчмарке Speedsys. Средняя скорость чтения — 1500 килобайт в секунду (10х). Флешка, используемая мной вместо жесткого диска, работает немного быстрее (1800 килобайт в секунду), так что производительность ограничена скорее шиной ISA, а не процессором. Даже на десятой скорости этот привод сильно шумит, что не очень хорошо.



Windows и драйверы
Настоящая мультимедия требует наличия Windows. Процесс установки Windows 3.1 я описывал подробно здесь, повторяться не буду. Но в прошлом году я экспериментировал с оригинальной Windows 3.1, а на этот компьютер устанавливаю модификацию Windows 3.11 for Workgroups — самый последний релиз этой системы 1993 года. И сразу на русском языке, чтобы не иметь проблем с локализацией. В отличие от Windows 95, работающей на данном ПК неторопливо, несмотря на невероятные (по тем временам) 16-32МБ оперативной памяти, Windows 3.11 работает быстро, по ощущениям чуть быстрее, чем Windows 10 на современном ноутбуке с Core i7.



Осталось поставить драйверы для звуковой платы и видеокарты. Использую штатный набор утилит от Sound Blaster Pro: базовый медиаплеер, редактор звука, запись с микрофона и (самое полезное) микшер. Заодно подключаю к звуковой карте выводы с PC Speaker на матплате — чтобы весь звук шел в колонки. К сожалению, этот вход в SBPro не регулируется. Использовать утилиты тех времен с аутентичным дизайном — отдельное удовольствие ретростроителя. Драйвер для видеокарты взял из обширной библиотеки на форуме Vogons: он требуется для установки разрешения 800х600, оптимального как для моего ЖК-монитора, так и для самой Windows 3.1.



В Windows привод Lite-On, до этого нормально работавший в ДОСе, начал сбоить, постоянно выдавая ошибку доступа к данным. Не стал разбираться, заменил на еще один привод: чуть более древний Plextor PX-230A, без поддержки DVD. К нему добавил современную утилиту CD Be Quiet для DOS: с ее помощью можно произвольно ограничить скорость чтения, поставил подходящие эпохе 600 килобит в секунду.



На скорости 4х привод работает бесшумно, но иногда забывает про ограничение: есть смысл сделать батник и создать для него ярлык в Windows. Вот теперь можно найти пару артефактов и ощутить зарю мультимедийности во всей красе.

Википедия до интернета
«Стандарт» MultimediaPC можно сократить до двух требований: нужна звуковая карта и CD-привод. Ну и компьютер, способный осилить поток данных с CD. Компакт-диск серьезно расширил возможности ПК в начале девяностых. При типичном объеме жесткого диска в 100-200 мегабайт вы получаете дополнительный носитель объемом до 650 (позднее 700) мегабайт, да еще сменный. Для издателей появился бонус в виде сложностей с пиратским распространением дисков. Штамповка CD — дорогое удовольствие, пользовательское пиратство маловероятно: некуда копировать такой объем данных. Переписывать CD можно, но болванки CD-R стоят дороже, чем релизы в магазине — 100 долларов за штуку против ~50, так еще и инфраструктура для записи обойдется в десятки тысяч долларов.

Осталось придумать, чем забить эти 700 мегабайт. Когда компакты добрались до моей деревни и подешевели до моих доходов, это были коллекции DOS-игр «700 на одном диске», телефонные справочники и заметно потяжелевший к концу девяностых софт. В 1992 году большинство мультимедийных изданий — это энциклопедии, коллекции картинок, примитивные игры с тяжелой анимацией. Короче все то, что мы сейчас употребляем при помощи веба, которого на тот момент не существовало. Наличие CD-привода было преимуществом и способом заработка. В журналах тех времен можно найти объявления о продаже дисков с фотографиями «под BBS». Предполагалось, что системные операторы их приобретут, подключат к своей «борде» и будут зарабатывать на платном доступе к картинкам. Наконец, начали выпускать «то же самое, но с мультимедиа», например — издание офисного пакета Microsoft Works с анимированными демонстрациями и диктором, читающим readme. Больше примеров — в передаче Computer Chronicles 1994 года:



Копии дисков тех времен проще всего найти на сайте archive.org, там вообще много дисков со старым софтом и играми. Выбрать нужные просто — на обложке и на самом диске должен быть логотип MPC. Попытки стандартизации «мультимедийного компьютера» прекратились довольно быстро: в 1996 году была выпущена третья версия спецификаций с Pentium 75 и 8 мегабайтами оперативной памяти. На этом ассоциация самораспустилась: в конце девяностых преимущества «мультимедиа» были очевидны, а большинство новых компьютеров имели достаточную производительность (и комплектующие) для звука, видео, MIDI и анимации.

Я выбрал два диска тех времен, и начать решил с «технического» релиза — MPC Wizard компании Softkey International (не имеет отношения к прекратившему существование в 2018 интернет-магазину софта Softkey). MPC Wizard проверяет ваш компьютер на соответствие стандартам MPC. Мой десктоп полностью соответствует требованиям MPC Level 1, даже с запасом. Теперь у меня официально мультимедийный ретрокомпьютер, со справкой. Не был пройден лишь тест воспроизведения Audio CD, но подозреваю потому, что при копировании диска был утерян раздел с аудиотреком.



MPC Level 2 компьютер не прошел по одному параметру: производительность при отображении графики, которая скорее всего ограничена видеокартой. Помимо теста, на диске есть интерактивный каталог программ того же издателя: пятнашки с богатым видеофоном, видеокурс по Windows 3.1 и многочисленные тематические сборники картинок, про животных, цветочки, Нью-Йорк и рыбок.



Наконец я попробовал «настоящий» мультимедийный релиз с логотипом MPC: энциклопедию High-Tech America. Там есть, например, подробная статья о космической станции «Мир», и по ней можно получить представление о зачаточном интерактиве. Есть навигатор по темам, поиск, к каждой статье приложены текст и фотографии, а для некоторых есть видеоролики, которые воспроизводятся прямо с CD.



С диска MPC Wizard я взял тестовый видеоролик с выступлением Джона Кеннеди о программе полетов на Луну. Он сохранен в формате Microsoft Video, разрешение 320x240, 15 кадров в секунду. Выше его копия на YouTube, которую я перед загрузкой сконвертировал в 4К. Просто потому что могу.

Маловато будет
Вернемся в март 1992 года. По итогам тестирования журнал PC Magazine решил не присуждать награду «Выбор редакции» ни одному из исследованных продуктов. «Слишком рано». Авторы темы номера столкнулись с массой проблем и откровенных глюков, низкой производительностью и высокой стоимостью. Самое важное: это был момент, когда каждые полгода выпускались новые железо и софт, делавшие предыдущее поколение неактуальным. Только вы потратились на восьмибитную звуковую карту, как уже вышла 16-битная. Купили односкоростной CD-ROM? Молодцы, а в магазинах уже четырехскоростные, и стоят дешевле. Мультимедийные технологии двадцать восемь лет назад были такие, что лучше подождать пару лет. Или покупать, но не за свои.

Я в целом так и относился к мультимедийной части своего 386-го ПК: неплохо было бы, но не обязательно. Достаточно звука в играх для DOS. Но в процессе меня разобрал азарт: а что если все же можно сделать еще круче? В том же выпуске PC Mag задают правильный вопрос: а почему нет поддержки видео? Как на вход, так и на выход. Возможно ли на 386-м посмотреть кино? Теоретически даже в такой конфигурации можно, но — смотрите пример видеоролика выше. Только в таком ужасном качестве и только в окне, даже на полный экран развернуть не получится. Впрочем, теоретическая возможность есть, так что исследование раннего интерактива продолжается, уже со специализированным, дорогим и довольно редким нынче железом.
Источник: https://habr.com/ru/company/kaspersky/blog/498734/


Интересные статьи

Интересные статьи

Ранее мы подробно останавливались на том, как власти США планируют развивать IT-инфраструктуру и линии связи по всей стране — обсуждали, почему этому процессу мешают дейс...
2020 год. Качество видеоматериала последние лет пять настолько высокое, что кажется, будто круче уже и не надо. На подходе формат 8К, 32 миллиона пикселей в каждом кадре, уже можно ку...
Не во всех играх под DOS есть настройки звука. Например, в Lemmings все просто работает. Или нет. Но там, где настройки все же имеются, они выглядят примерно так: Когда я играл в «Принца П...
Государственные учреждения страны теперь должны делать общедоступным весь разработанный для них код Оригинальный пост на английском опубликован представителем итальянской государственной команды...
Согласно многочисленным исследованиям поведения пользователей на сайте, порядка 25% посетителей покидают ресурс, если страница грузится более 4 секунд.