Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Привет, Хабр! Мы запустили акцию — даем бонус 300 000 руб. на готовые вычислительные ресурсы IaaS сегмента Gold 3.0 в облаке. Не является офертой.
Спрос на облачные услуги вырос, а его структура значительно изменилась. Появились заказчики, которые ищут альтернативу западным облакам. Компании экстренно переезжали с иностранных хостингов, масштабировали и оптимизировали инфраструктуру при дефиците оборудования. В ряде случаев бизнес должен был в кратчайшие сроки с нуля перестроить ИТ-инфраструктуру.
В статье на примере историй наших клиентов покажем, какие новые проблемы в текущих условиях решает облако.
Универсальный сценарий миграции
Традиционно стартовая точка миграции выглядит так: заказчик осознает, что покупать и поддерживать оборудование обходится дороже, чем аренда виртуальной ИТ-инфраструктуры. Однако 2022 год внес коррективы.
Часто внедрение новых технологий представляет собой «тихую» трансформацию. Например, в команду приходит DevOPS-инженер, который раньше имел опыт работы с облачными технологиями. Он рассказывает о преимуществах облачной инфраструктуры:
ускорение time-to-market;
резервирование данных;
масштабирование инфраструктуры;
консолидация ИТ-систем;
экономия за счет оплаты вычислительных ресурсов по факту использования.
Команда подхватывает идею создать новый уровень абстракции, на котором они смогут перенести фокус внимания с операционных задач на разработку бизнес-функций.
Сегодня же ситуация изменилась: уход или заморозка работы вендоров и риски, связанные с возможными ограничениями, вызвали рост интереса компаний к российским облачным сервисам. Появился запрос на повторную миграцию: требуется переход из западного облака на платформу российского подрядчика. При этом перенести ИТ-системы необходимо в кратчайшие сроки.
Вот что рассказывает о своем недавнем опыте клиент #CloudMTS, крупная сеть обувных магазинов:
«Мы использовали зарубежный облачный сервис, который не прекращал работу в России, но в компании очень серьезно отнеслись к риску отключения доступа к инфраструктуре. Мы обратились к облачному подразделению МТС, чтобы перенести 111 виртуальных машин и несколько физических серверов с критичными системами. Провайдер предоставил выделенную команду технических экспертов по виртуализации, системам резервного копирования и репликации данных. Вместе составили план миграции и перенесли весь объем инфраструктуры за два дня. Команда также скорректировала и оптимизировала конфигурации виртуальных машин с учетом фактического потребления ресурсов».
Как снизить риски переезда
Миграция — нетривиальная задача, подготовительный этап которой в отдельных случаях занимает месяцы. При этом провайдер может взять вопросы миграции на себя, получив необходимые права доступа к инфраструктуре клиента и контролируя процесс от и до.
Клиенту также доступна самостоятельная миграция, без привлечения техподдержки на стороне провайдера. В любом случае процесс будет под контролем: каждый проект по переселению происходит с участием минимум одного инженера #CloudМТS.
Переход в облако состоит из следующих шагов:
Инвентаризация ИТ-инфраструктуры
В первую очередь команда #CloudМТS уточняет состав и структуру ИТ-среды клиента. А при необходимости проводит инвентаризацию: как показывает практика, бизнес не всегда четко понимает, с каким набором систем живет.
Если заказчик накопил много данных, обычно ему предлагается построить выделенный канал до дата-центра оператора.
Подготовка
На этом этапе определяют схему миграции, а также подходящий под задачи тип облака: публичное, частное или гибридное.
В процессе бывают подводные камни. Если мигрирует компания с большим количеством ИТ-систем, то обязательно составляется дорожная карта, в которой определяется очередность переноса сервисов.
Планируют сетевую связность инфраструктуры клиента и облака провайдера. На площадке проводят тестовую миграцию для оценки соответствия потребностей компании и конфигурации облака.
Перенос данных
В зависимости от сложности миграции и наличия квалифицированных специалистов внутри компании, нужно решить, как выполнить переход: самостоятельно или с помощью провайдера.
Этап включает несколько процессов:
финальная репликация;
перенос нагрузки в облако;
изменение сетевой схемы.
После того как данные реплицировались и готова полная копия, обычно требуется еще подготовить площадку и настроить правила. Поэтому миграция чаще всего проходит в выходной день или поздно вечером в будни.
Бесшовная и безопасная экстренная миграция
В нынешних условиях у клиентов нет месяцев и даже недель на подготовку. Поэтому облачный провайдер берет на себя львиную долю работ: от аудита до аутсорсинга ИТ-систем.
Так клиент, который развивает сеть магазинов детских товаров, пережил экстренную миграцию с командой #CloudMTS:
«Большой объем критически важных данных компании мы размещали в зарубежном дата-центре. Без срочной миграции бизнесу грозила остановка продаж во всех торговых точках. Времени было мало, поэтому обратились за помощью к #CloudMTS. Резервные копии данных с зарубежной площадки провайдер перенес в Объектное хранилище S3. В течение буквально двух дней все системы мигрировали в новое облако. Кроме того, провели постмиграционную оптимизацию, благодаря которой удалось в сжатые сроки возобновить работу критичных ИТ-систем».
В другом случае — для российской добывающей компании — нам понадобилось 10 дней, чтобы выполнить оперативную миграцию SAP. Сам перенос систем занял один день.
Каждый пример уникален: длительность процессов зависит от объема данных, конфигурации систем и еще многих факторов, которые невозможно предсказать, не погрузившись в бизнес-процессы заказчика.
Облачный бэкап и киберзащита
Другой популярный сценарий использования облаков в 2022 году — BaaS. Ранее наш анализ запросов российских компаний на бэкап-услуги показывал следующее распределение:
52% не имели четкого мотивирующего фактора к использованию резервного копирования и действовали на опережение;
27% стали жертвами атак шифровальщиков с потерей данных;
18% лишились данных из-за случайных или умышленных действий сотрудников.
Теперь на рынке формируется новый тренд. Облачное резервирование повышает стабильность существующих систем и сохраняет критически важную информацию, от которой зависит непрерывность бизнеса. Как никогда актуальна опция сервисов резервного копирования по защите от программ-шифровальщиков.
У нас есть решения, которые защищают от таких вредоносов. Если обнаружено нецелевое действие — например, вирус пытается поменять кодировку или зашифровать паролем документы, — то это действие блокируется, а администратор получает уведомление. При этом не нужно обращаться к последней резервной копии, которую могли сделать задолго до атаки. И любой сотрудник с минимальными техническими знаниями может быстро восстановить данные.
Поддержка зарубежного софта
На ИТ-рынке формируется новое направление: поддержка софта зарубежных вендоров, которые ушли с российского рынка. Решения таких компаний, как SAP и Oracle, лежат в основе многих бизнес-процессов предприятий. Переход на российские аналоги требует серьезных временных и финансовых затрат на модернизацию.
Компаниям важна бесперебойная работа, но даже крупным заказчикам сложно и дорого содержать собственную команду поддержки. Вариант решения проблемы: мигрировать в специализированный хостинг облачного провайдера, который предоставляет вычислительные ресурсы и дополнительные сервисы, включая поддержку и доработку бизнес-приложений.
Разберем ситуацию на примере SAP. #CloudMTS берет на аутсорсинг задачи системного администрирования сред SAP:
консистентное резервное копирование и хранение данных, в том числе на нескольких географически распределенных площадках;
работа с ПДн в SAP — по запросу предоставляем защищенный сегмент облака под требования ФЗ-152;
проактивный мониторинг с автоматическим оповещением об инцидентах;
администрирование БД и ОС;
сопровождение физической и виртуальной инфраструктуры;
поддержка SAP Basis;
установка патчей и апгрейдов;
анализ и устранение ошибок.
Заказчикам доступны выделенные сегменты облака, настроенные по требованиям SAP к оборудованию и системе виртуализации. Для надежной, быстрой и предсказуемой работы SAP Hana мы используем только совместимые или сертифицированные процессоры, ставим до 6 ТБ оперативной памяти на сервер.
Для удобства услуга предоставляется в режиме одного окна: оптимизированная под SAP инфраструктура + техническая поддержка с общим SLA и опытной проектной командой. Облачный провайдер разворачивает ландшафт приложений вокруг ключевого приложения SAP в облаке и поддерживает его связность и отказоустойчивость силами своей команды.
ИТ-специалисты на стороне бизнеса могут справиться с любыми сложностями. Но всё же лучше, когда сотрудники решают целевые задачи, а не пытаются срочно найти выход из нештатных ситуаций. Виртуальная инфраструктура IaaS как раз помогает свести количество авралов к минимуму.