За 2020 год число продаж в сегменте доставки выросло на 60%, а службы стали №1 в рейтинге скачивания. Агентство Axe Marketing расскажет, какие прогнозы делают эксперты на сервисы доставки еды в 2022 год.
Почему доставка выгодна?
В пандемию мир перешёл на доставку вынужденно, но уже спустя время люди поняли, что заказывать еду через интернет — самый выгодный вариант. Не нужно никуда выходить и выбор обширнее, чем в одном заведении (гиганты доставки — «Яндекс», Delivery, Admitad — дают доступ к большинству ресторанов с разной кухней).
По данным РБК, с первого по третий квартал 2020 года закрылось 313 сетевых ресторанов. Росстат сообщает, что в России стало более чем в 2,6 раза меньше кафе (в 2019 — 41 тыс., а в 2020 — уже 17 тыс.). Чаще всего они закрывались в самом начале пандемии — апреле и мае — однако тенденция есть и сейчас.
Для компаний по доставке интернет-гости куда выгоднее офлайн-посетителей. Отсутствие ресторана экономит деньги на аренде помещения и расширяет круг пользователей.
Объём рынка доставки сейчас растёт примерно на 10-15% в год. В 2018 году доля агрегаторов на российском рынке составляла 15-17%, а к 2022 году эксперты рассчитывали на прирост в четыре раза больше. Рост связан ещё и с тем, что сервисы доставки, сотрудничая с ресторанами, просят 20-30% комиссии от чека. При этом оставляют им 2-6% маржинальности в среднем, и рестораторам это просто невыгодно. Именно поэтому многие из них стараются уходить в самостоятельный сервис. При этом эксперты из «Тинькофф. Банк» утверждают, что развитие этой сферы связано ещё и с переходом населения к безналичному расчёту. По данным банка, рост количества их клиентов каждый год составляет более 30%.
Доставка еды считается куда популярнее продуктовой, потому что она шире всего представлена регионально: если «Яндекс.Еда» есть во многих городах России, то «Яндекс.Лавкой» пользуются только жители мегаполисов.
Dark kitchen
В 2020 году вырос «теневой» формат ресторанов без залов, которые работают только на доставку. Притом он показал стабильный рост и в 2021 год. Помимо новых проектов, более популярными в пандемию становятся и «отцы» Dark kitchen: «Кухня на районе», «ВкусЛаб», FoodBand. Концепция там простая — у ресторанов есть только кухня, без зала для офлайн-гостей. Для многих бизнесов это стало единственным способом выжить в локдаун. В мае прошлого года стартап Bright Kitchen (у неё восемь Dark kitchen в Москве) привлёк 100 млн. инвестиций для расширения географии за пределы ТТК в Москве.
Топ скачиваний
Во втором квартале 2020 года, согласно исследованию Criteo, более половины российских пользователей скачали одно приложение по доставке несколько раз в неделю, 24% — раз в неделю, и только 14% — несколько раз в день. Безусловные лидеры по скачиванию — «Яндекс.Еда» и Delivery Club. Гиганты заняли около четверти рынка по итогам третьего квартала 2020 года.
Сохранится ли рост продаж?
На рынке доставки недостаточно просто привлечь клиента к единоразовому заказу, важно оставить его на платформе для дальнейшего пользования, поэтому компании стараются создать доверительные отношения с клиентами и максимальное удобство для потребителя.
Покупатели в пандемию хотят обезопасить себя, поэтому отдадут предпочтение тому сервису, который позволит по максимуму снизить общение с курьером: забрать заказ под дверью, оплачивая его картой в приложении. Поэтому на рынке выживут и вырастут те, кто сможет дать клиентам безопасность и комфорт.
По данным банковских транзакций, оборот продаж в среднем увеличился в 4 раза. Развитие фудтеха связано с быстрым реагированием на новые тренды рынка. В пандемию акцент покупателей резко изменился с дорого сегмента заказов на более демократичные. При этом заказ еды для россиян медленно перетёк из разряда праздничной в повседневную, ведь доставка стала более доступной по цене. Поэтому онлайн-рестораны становятся только популярнее.
Если сервис смог подстроиться — он остался на плаву. Чтобы в условиях растущей конкуренции выбиться в лидеры, компании должны облегчать способ доставки клиентам, сокращать время и делать крутой интерфейс. Сервисы сегодня делают ставку не только на кастомизацию продукта, но и на персонализацию и детальный таргетинг приложения, новых каналов для привлечения клиентов.
Многие из них меняют интерфейс на более удобный, что особенно привлекает заказчиков: максимально упрощают механизм заказа, переносятся на новые платформы и тд. В Pizza Hut цифровой алгоритм определяет предпочтения клиента и предлагает лучшие ингредиенты для пиццы из 4896 возможных комбинаций. А «Яндекс» вообще позволяет с помощью голосового помощника Алисы заказать еду аудио-режимом.
Даже после снятия ограничений, люди не отказались от доставки, а бурный рост сегмента продолжается и сейчас.
В 2021 году доставка еды стала даже более востребованной, чем в начале пандемии, однако ожидались совсем другие итоги, ведь люди постепенно теряли страх заразиться.
Приоритетная аудитория для компаний доставки — миллениалы. Именно они привыкли к жизни в интернет-пространстве и в основном заказывают еду онлайн. А сервисы для такой аудитории всегда должны, потому что молодёжь постоянно ищет новое и старается найти более оптимальный вариант для покупки. Если сервис может дать безопасность, демократичные цены, уменьшить время доставки и создать крутой интерфейс сайта, то он выживет в любое время, а тем более в пандемию. После недавних новостей о введение ограничений на посещение общественных мест это стало только более очевидно.
Поэтому не поздно начать выводить доставку в онлайн или оживлять стратегии интернет-продвижения даже сегодня.
До встречи :)