Единственный способ полноценного контроля скорости на горных лыжах и сноуборде. Физика

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.
Об авторе и уместности темы

Два десятка лет назад я работал проектным менеджером, и даже чуть кодил. Сферу сменил, хотя для своих потребностей временами что-то да делаю. Являясь руководителем клуба, наблюдаю непропорционально большой процент айтишников в горных лыжах, да и другом активном отдыхе - бесспорно это лучший вариант релакса для мозга. Для сугубо тематических лыжных сайтов такой текст заумь, а в айтишной среде, надеюсь, зайдёт. Habr читаю, и вижу, что досуговые и не проф темы нередки, здесь мой первый текст, и если интерес будет, продолжу.

В арсенале горнолыжника и сноубордиста есть всего два способа контроля скорости - удлинение траектории и проскальзывание.

Удлинение траектории происходит за счёт направления снаряда под углом к линии падения склона. Чем ближе этот угол к перпендикуляру, тем длиннее траектория. Можно смотреть на это как на уменьшение угла падения реальной траектории спуска - выбирая длинную траекторию мы уменьшаем угол наклона по линии движения.

Именно этим занимаются большинство неопытных горнолыжников и сноубордистов, двигаясь траверсом, то есть практически поперёк склона с минимальным падением высоты. Когда трасса не позволяет ехать дальше поперёк, совершается поворот. В случае неопытного горнолыжника, как правило плугом. А в случае неопытного сноубордиста скорее всего махом плечами и руками.

Техника поворота на кантах, на снимке инструктор-преподаватель Евгений Стрижов
Техника поворота на кантах, на снимке инструктор-преподаватель Евгений Стрижов

Такая тактика позволяет одолевать только широкие склоны, ведь необходимость делать поворот на краю склона не отпадает, так что требования к техническим умениям катающегося не снимаются.

Технику поворота на кантах - когда кант врезается в склон и направление движения снаряда совпадает с направление канта - можно считать частным случаем такой траектории, и она также удлиняет длину спуска. Важно, что для заданной геометрии лыжи / сноуборда для каждого угла закантовки удлинение траектории движения однозначно определено. Возможны также варианты поворота с отрывом лыж или сноуборда от склона и разрывом траектории, но всё это частности - траектория не может быть удлинена значимо от той, что задаваема геометрией и закантовкой. Вероятно кто-нибудь дотошный вспомнит дрифт - проскальзывание при повороте на кантах, выполняемое в целях вписать линию спуска в трассу - этот манёвр никак не меняет ход излагаемых рассуждений.

Итак, поворот на кантах не может быть назван полноценным способом контроля скорости, то есть способным ограничить скорость до желаемой, произвольной. И цель у него в спорте прямо противополжная - пройти заданную траекторию за минимальное время.

Проскальзывание - это поперечное движение снаряда по отношению к направлению канта, движение с боковым смещением. В том числе смещение не строго перпендикулярное, а под некоторым промежуточным углом. Если присутствует боковое смещение снаряда - это проскальзывание.

Как правило, под проскальзыванием понимают боковое смещение при малых углах закантовки, а боковое смещение при больших углах закантовки на русском именуют дрифтом. Однако эти терминологические вопросы не имеют прямого отношения к теме.

Скользящий поворот на буграх, на снимке автор
Скользящий поворот на буграх, на снимке автор

Проскальзывание по своей сути является именно тормозящим процессом - при боковом движении кант сдирает наст, в результате чего кинетическая энергия рассеивается. Вместе с тем, если нос и пятка проскальзывают с разной скоростью, происходит поворот. Поворот проскальзыванием является основной и базовой техникой наряду с поворотом на кантах.

Только поворот проскальзыванием позволяет осуществлять контроль скорости и траектории в широких диапазонах условий различных склонов и состояния снега. Поворот на кантах - нет.

Однако после широкого распространения сноубордов и карвинговых лыж практически все национальные и частные школы акцентировали своё внимание при обучении любителей катанию именно на кантах, как простому способу дать возможность обучаемым в течение короткого времени освоиться на пологих склонах. И увы, не многие люди склонны скурпулёзно соблюдать выданную рекомендацию придерживаться пологих (зелёных) склонов, и в результате в изобилии возникли "летающие ломы", они же "трамваи".

Сказанное делает очевидной простую мысль - недостаток контроля скорости на подготовленном склоне ("меня несёт") практически вне зависимости от его крутизны* исправляется простым путём бокового движения снаряда. Не сказать, чтобы эта мысль была гениальна, но она не приходит в голову почти никому из катающихся. Инструкторы же действуют согласно методичек, в которых этот скучно и долго нарабатывамый навык обычно относят близко к экспетному уровню. И поскольку общение с инструктором чаще происходит редко, чем регулярно, то.. имеем то, что имеем.

Скользящий поворот на сноуборде, на снимке инструктор сноуборда Никита Шишкин
Скользящий поворот на сноуборде, на снимке инструктор сноуборда Никита Шишкин

Правда у сноубордиста начало обучения неизбежно происходит именно с бокового движения на канте. Однако после минимального освоения навыка сноубордист тут же переходит к поворотам, и сам поворот осуществляется на канте с дальнейшим торможением проскальзыванием. Правильно ли называть такой поворот скользящим или поворотом проскальзыванием, вопрос терминологии, и разные авторы решают его по-разному. Но факт в том, что полученная в результате техника не даёт уверенного контроля на крутом склоне, в большинстве случаев не даёт и на средней крутизны. Малый радиус сноуборда, трудность удержания равновесия и регулировки небольших углов закантовки приводят к тому, что закантовка получается всегда большая, без проскальзывания. Движение на канте разгоняет райдера с последующей необходимостью приложения значимых усилий для торможения.

Горнолыжник же обычно вообще не занимается отработкой навыка бокового движения лыж, исключая проскальзывание в плуге, если обучающий инструктор обучает именно скользящим плугом.

Скользящий поворот на горных лыжах, на снимке детский курс
Скользящий поворот на горных лыжах, на снимке детский курс

Что делать? Если самостоятельно, то:

  1. Научиться хорошему боковому скольжению. Это займёт 2-4 дня, у кого-то и 5-6. Вам будет скучно, если не подключить сознание, объясняющее, для чего это делаете.

  2. Затем добиться встраивания проскальзывания в траекторию поворота, следя за тем, чтобы углы закантовки были минимальны, горные лыжи / сноуборд не вставали на кант. Чем меньше будут углы закантовки, тем длиннее будет проскальзывание, тем больше будет площадь сдираемого наста, тем равномернее будет скорость движения. И тем меньше будет расходоваться сил.

Когда поворот будет получаться почти расслабленно - это именно то, что нужно. В последующем на этом пути придёт возможность легко контролировать движение на разбитом склоне и буграх.

Эффективный поворот проскальзыванием подразумевает два навыка - тонкое регулирование угла закантовки и изменение распределение веса по длине снаряда. Оба навыка должны работать в динамике, подстраиваясь под меняющиеся условия. В целом контроль будет неплохо работать и с только первым навыком, но "эффективность" и управляемость окажутся хуже. Речь о том, чтобы для управления использовалось только смещение центра тяжести относительно снаряда, и не использовались элементы ротации. Но это уже следующая тема.

* На очень крутых и жёстких склонах скорость всё же не может быть ограничена до произвольной. Упавший на таком склоне не может остановиться и катится до его конца. Но техника поворотов проскальзыванием в этих условиях прекрасно работает, просто требует чуть бОльшего уровня.

Автор: Олег Рухлов, директор клуба Прогресс-Ски

Источник: https://habr.com/ru/post/710370/


Интересные статьи

Интересные статьи

Мечтаете без проблем развёртывать приложения в облаке, входить под своими учётными данными AWS и чтобы вся настройка облака выполнялась автоматически, а вам «из коробки» были доступны функции, которых...
Одним из наиболее важных этапов запуска дропшиппинг-магазина является создание рекламных креативов. Вы можете грамотно подобрать товар, собрать сайт и настроить рекламу, но если ваши креативы не будут...
Нередко при работе с Bitrix24 REST API возникает необходимость быстро получить содержимое определенных полей всех элементов какого-то списка (например, лидов). Традиционн...
Привет, Хаброжители! Книга Дэна Вандеркама окажется максимально полезена тем, кто уже имеет опыт работы с JavaScript и TypeScript. Цель этой книги — не обучать читателей пользоваться ...
Изображение: Unsplash Во времена нестабильной ситуации на рынках у инвесторов появляется естественное желание минимизировать затраты. В том числе, благодаря снижению налоговой нагрузки. Се...