Electronic Entertainment Expo (E3): главные релизы игровой выставки с 1995 года

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Е3 отменили второй раз подряд. Эта новость как заточка под ребро геймера-миллениала... хорошо, что годам к 25–30 в жизни есть и другие интересы. В конце прошлого десятилетия выставка Electronic Entertainment Expo считалась главным событием в индустрии игр. Но крупнейшие компании, которые ежегодно оплачивали бо́льшую часть праздника, пересмотрели свои приоритеты, и теперь показывают все новинки самостоятельно. С 2020 года мы увидели только одну E3, да и то в онлайне. Вряд ли к нам вернётся «геймерский Новый Год» — и это хороший повод вспомнить главные релизы всех прошедших выставок.

Первая «Е-Три» прошла в 1995 году в США. В начале 1990-х игровым гигантам становилось всё теснее на традиционных «выставках достижений ЭВМ» типа CES в Лас-Вегасе. Вот что вспоминал о тех временах Том Калинске, CEO Sega America, одного из главных экспонентов первой E3:

«Организаторы CES вечно ставили игровые компании куда-то на задворки. В 1991 нам выделили павильон, путь к которому лежал через всех производителей порнографии. Я помню, был ливень, и в итоге нам залило нашу новенькую Genesis. Я был в ярости от того, как ребята из CES относились к индустрии видеоигр, и чувствовал, что она заслуживает большего».

Тогда Sega продвигала слоган “Does it all”, акцентируя внимание на большем разнообразии игр у Sega Genesis, чем у конкурента Nintendo. Оцените полную версию слогана: “Sega does what Nintendon’t”.
Тогда Sega продвигала слоган “Does it all”, акцентируя внимание на большем разнообразии игр у Sega Genesis, чем у конкурента Nintendo. Оцените полную версию слогана: “Sega does what Nintendon’t”.

Расстроенные игроделы сформировали ассоциацию Interactive Digital Software Association (IDSA), которая в скором времени и занялась организацией первой E3. Кстати, IDSA известна ещё и созданием единого возрастного рейтинга для игр ESRB, ставшего стандартом в США и Канаде — но это уже отдельная история.

Организаторы CES спохватились и попытались переманить членов IDSA тем, что выделят для игровых компаний отдельный сектор на выставке. Поначалу их поддержали Nintendo и Microsoft, но бо́льшая часть IDSA оставалась непреклонна, и ребята из CES признали поражение. В 1995 году в расписании Los Angeles Convention Center стало на одно крутое событие больше.

Самое время перейти к релизам. Каждый год на E3 представляли множество игр, и если я начну перечислять их все, то читабельность поста сведётся к нулю. Поэтому буду выбирать по своему усмотрению из тех анонсов, информацию о которых смог более-менее чётко найти. Если в каком-то году упомянута игра, это не значит, что в неё обязательно можно было поиграть; но в любом случае она была важной темой для того года.

E3 1995

Resident Evil. Культовую хоррор-серию впервые широко показали в версии для PlayStation. Хотя начиналось всё аж в 1993 с версии для SNES («супернинтендо»). Resident Evil очень важна для жанра survival horror; не могу нарадоваться успехам последних ремейков, а также Village c леди Димитреску.

Comix Zone. Концептуальный платформер, где главный герой, художник комиксов, меняется местами с главным антагонистом своего творения, и через бесчисленные панели пробивает путь к спасению мира. Один из безусловных хитов Sega.

Mortal Kombat 3. Пожалуй, самый известный файтинг в России (извини, Capcom). Больше ценилась версия Ultimate Mortal Kombat 3, но и просто «третий мортач» тоже заходил.

E3 1996

Super Mario 64. Первая игра с выпуклым Марио. Nintendo блеснула мощью новой Nintendo 64.

Diablo и Starcraft. На Youtube есть ролик с демонстрацией хитов Blizzard на той выставке:

Fallout. В 1996 году самая известная постъядерная RPG несколько затерялась на стенде Interplay на фоне визуально более ярких проектов.

Но карту демки с выставки всё-таки воссоздали.
Но карту демки с выставки всё-таки воссоздали.

E3 1997

Half Life. На E3 1997 года Valve впервые продемонстрировали AI и скелетную анимацию. И даже без рабочей демки Half Life была признана лучшей игрой выставки — уж очень она выделялась на фоне клонов Quake, заполонивших шоу.

Postal. «Бегущие с ножницами» бережно сохранили на своём канале репортаж о дебюте одной из самых трешовых игровых серий.

E3 1998

Crash Bandicoot 3. Интервью с виртуальным Крэшем, анимируемым в реальном времени сотрудниками Silicon Graphics, транслировали у входа на стенд Sony. Очень мощная презентация.

Metal Gear Solid. В том году Konami представила первую полноценную демку о поползновениях Солид Снейка. Хотя об игре упоминали и в 1997-м.

E3 1999

Tony Hawk’s Pro Skater. Единственная игра, где я, автор поста, чувствовал себя реально крутым, это Tony Hawk’s Underground 2. Поэтому пройти мимо первой части франшизы не могу. Это уже потом в попытках разнообразить геймплей авторы начнут добавлять в игру оригинальные задания и сюжетные фишки. Пока что это симулятор скейтбординга, нацеленный на максимальную педантичность, которую позволяли технологии тех лет.

Dino Crisis. Этот проект Capcom многие сравнивали с Resident Evil, но, как по мне, здесь экшен играл бо́льшую роль, нежели хоррор. Динозавры с крутым AI могли преследовать тебя и даже находить по следу крови.

E3 2000

Unreal Tournament. Этот сетевой шутер поддерживал мультиплеер на консолях: достаточно было соединить свои PS2 через firewire-кабели и хаб. Правда, на выставке игра запускалась с частотой 15–30 кадров в секунду, что для сетевого шутера маловато.

Quake III Arena. Более благосклонно, конечно же, на выставке приняли легендарный Quake. Третья часть прекрасно показывала себя в сетевых баталиях на Sega Dreamcast — и даже клавиатуру можно было подключить.

E3 2001

Return to Castle Wolfenstein. На выставке показали вполне играбельную демку, запись которой есть на Youtube. Но лучше вставить в пост фото со стенда, хорошо передающее атмосферу выставок тех лет:

Halo. Один из ключевых стартовых тайтлов для запускавшейся в том году XBox. Мастер Чиф в строю и по сей день.

E3 2002

Doom 3. На этом месте должна была быть Half Life 2, но Гейб решил, что материалы получились недостаточно впечатляющими, и отложил презентацию на год. Поэтому всё внимание было приковано к Doom 3: очередь на показ растянулась больше чем на сто человек. Все признавали, что графикой такого уровня не могло похвастаться даже статичное окружение в существующих играх. К тому же Doom 3 приобрел черты survival horror, за что полюбился многим.

Battlefield 1942. В 2002 году Electronic Arts впервые представила свою большую онлайн-франшизу. Игра сразу привлекла гораздо больше внимания, чем рассчитывала студия.

E3 2003

Half Life 2. В 2003 году вторую «халфу» всё-таки завезли. Она сорвала все овации. Зрители роняли челюсти от физики, как год назад от графики Doom 3.

Ninja Gaiden. Activision представила Spiderman 2, Ubisoft перезапустила Prince of Persia в 3D, но среди всех этих похожих игр хочется выделить Ninja Gaiden в интересном японском сеттинге. 

E3 2004

Sims 2. Не стоит недооценивать франшизу Sims: «игра для девчонок» долгое время была прямо-таки золотой антилопой для EA, да и сейчас приносит деньги. В 2004 году на E3 привезли первый трехмерный Sims.

God of War. Загадки и декапитация — рецепт успеха новой франшизы от авторов Twisted Metal (по мнению Gamespot). На выставку Sony привезли качественную демку, хотя релиз был запланирован только на следующий год.

E3 2005

F.E.A.R. Обласканная многими изданиями F.E.A.R. демонстрировала невероятный уровень AI и реализацию slo-mo. По атмосфере игра выглядела близкой к Doom 3.

Alan Wake. Все ждали от Remedy третью часть Max Payne, но сам Макс Пэйн (точнее, сценарист Remedy Сэм Лейк) объявил, что компания начинает работу над новой франшизой — экшен-хоррором о писателе Алане Уэйке с развивающейся от ночных кошмаров паранойей.

 

E3 2006

Bioshock. Новая серия игр от автора System Shock 2 Кена Левина. Предполагалось, что Bioshock расскажет историю о нацистских лабораториях в духе Return to Castle Wolfenstein. Но получилось нечто гораздо более оригинальное.

Crysis. Игра, с самого начала ставшая бенчмарком для нескольких поколений ПК. Достаточно было просто погулять по джунглям, чтобы системник завыл из последних сил.

E3 2007

В 2007 году выставка была переименована в E3 Media & Business Summit и сосредоточилась на информационной составляющей, а не привычной зрелищности.

Little Big Planet. Платформер с ярким визуальным стилем, подаривший нам Сэкбоя — одного из главных маскотов PlayStation.

Mass Effect. Космическая RPG Bioware с очень интересной вселенной, которая так и просится в какую-нибудь экранизацию. О Mass Effect было известно и ранее, но в 2007 году она предстала в виде демо и сразу была отмечена как лучшая RPG выставки.

E3 2008

Dead Space. Тему космоса продолжает Dead Space, которая, кстати, недавно получила ремейк. Космический и очень атмосферный хоррор, где нужно попадать монстрам в конечности, чтобы быстрее с ними покончить. Оригинальная концепция, заставляющая попотеть всех консольщиков с их аналоговыми стиками.

Mirror’s Edge. При беглом взгляде может показаться, что это симулятор паркура, но Mirror’s Edge предлагала ещё и прекрасный арт, а также небезынтересный сюжет.

E3 2009

Mass Effect 2. Bioware быстро сделали работу над ошибками и представили, по общему мнению, лучшую часть космической франшизы.

Uncharted 2: Among Thieves. То же самое многие говорят и о второй части Uncharted. Naughty Dog, создатели Crash Bandicoot, постарались сделать всё так же зрелищно, как в приключенческих фильмах — и у них получилось.

E3 2010

Portal 2. Вторая часть головоломки Valve получилась более зрелищной по сравнению с оригиналом. Но основа осталась неизменной. The cake is a lie.

Deus Ex: Human Revolution. Тот период запомнился как высшая точка многих игровых франшиз, и Deus Ex не исключение. Стелс-экшен в стилистике киберпанка понравился очень многим.

E3 2011

Duke Nukem Forever. Заслуживает упоминания как рекордный долгострой среди известных игр. Анонсирована она была аж в 1997 году. Чуда не произошло, отзывы новый Duke Nukem получил весьма средние.

Dark Souls. Основная франшиза From Software дала название целому жанру souls-like и стала синонимом сложности в компьютерных играх.

E3 2012

Last of Us. Новую линейку Naughty Dog представлял Брюс Стрейли, гейм-директор проекта. Эта часть презентации Sony получилась эффектной: в абсолютной темноте Брюс вышел под свет единственного софита:

Ребята из Sony запустили на выставке флешмоб “The Bruce”, в ходе которого разные люди вставали в позу гейм-директора. На Flickr есть фотоотчёт; можно полистать, чтобы оценить атмосферу новой, медийной E3.

Dishonored. Стелс-экшен Arcane оказался приятным сюрпризом и, по итогам демопоказа в зоне Bethesda, одной из самых ожидаемых игр.

E3 2013

Witcher III: Wild Hunt. Второй «Ведьмак» был признан одной из лучших игр года, и ожидания от третьей части тоже были высоки. CD Project Red привезла много разных материалов по третьей части. Впечатленная публика называла её одной из лучших игр для грядущего поколения консолей (PS4/XBox One). Ожидания оправдались.

Destiny. Амбициозный онлайн-шутер от создателей Halo, с обширной вселенной и проработанным мультиплеером. На E3 представили первый геймплейный ролик; оказывается, его действие разворачивается на территории России.

E3 2014

Alien Isolation. По сумме факторов эта игра не стала общепризнанным шедевром, но выделяется она по многим важным параметрам: от прекрасного дизайна уровней, вдохновлённого оригинальным фильмом Ридли Скотта, до атмосферы панического страха из-за единственного монстра, который, в общем-то, и не спешил появляться на экране.

Bloodborne. Одна из самых красивых игр, которые я видел в жизни. Эксклюзив PS4, который всё ещё ждут на ПК. Да и просто отличный соулз-лайк.

E3 2015

Cuphead. Трудно было представить, что обычный платформер получит столько внимания на выставке 2015 года, но Cuphead это удалось. Визуальная часть, вдохновлённая «прыгающими» мультфильмами из 1930-х, притягивала больше, чем любые попытки угнаться в графике за реальным миром.

Horizon: Zero Dawn. «Игра, где нужно убивать роботов-динозавров», стала ещё одним ярким эксклюзивом, который обеспечил победу Sony на прошлом этапе консольной войны. Недавно по игре даже вышел официальный набор LEGO.

E3 2016

The Legend of Zelda: Breath of the Wild. Одна из главных франшиз Nintendo вернулась в открытом мире и во многом обеспечила успех Nintendo Switch на запуске. Почти весь сектор компании был посвящён одной игре.

Sea of Thieves. Эксклюзивная «пиратская песочница» XBox предлагала множество разных активностей в мультиплеерном режиме и в итоге получила максимум внимания на конференции, куда привезли рабочее демо.

E3 2017

A Way Out. Главный сюрприз стенда EA — кооператив о побеге из тюрьмы. A Way Out предназначена для офлайн-игры вдвоём и прекрасно реализует эту концепцию на протяжении всего сюжета. 

Marvel’s Spider-Man. Игра про Человека-паука получила бесшовный открытый мир, который создавал ощущение полной свободы. Этот мир был насыщен событиями и предлагал много чего интересного.

E3 2018

Cyberpunk 2077. «Грандиозный киберпанк в открытом мире» все увидели ещё в 2018 году. Хотя, согласно некоторым источникам, представленное на выставке демо совершенно не отражало реальный геймплей, а сама игра тогда почти не имела никаких рабочих механик. О релизе Cyberpunk 2077 несколько лет спустя грустно вспоминать: лишь недавно CD Project Red смогли перейти от патчей к работе над сюжетными дополнениями.

Dying Light 2. После провала Mirror’s Edge: Catalyst тема паркура получила внимание в серии Dying Light. Открытый мир зомби-апокалипсиса во второй части игры стал более интересным, насыщенным, сценарная часть стала приоритетной. 

E3 2019

В 2019 году от участия в выставке отказалась Sony. Свои новинки компания представила на собственной серии онлайн-презентаций State of Play, и такому примеру последовали другие компании.

Outer Worlds. «Fallout, который мы заслужили» — говорили об игре те, кому не понравилось, куда направила серию Bethesda. За разработку отвечали Obsidian, создатели Fallout: New Vegas. Outer Worlds не выделялась графикой или анимацией, но получила лестные отзывы за гибкий открытый мир.

Doom Eternal. В 2016 году места для замечательного перезапуска Doom не нашлось, поэтому стоит обязательно упомянуть его продолжение, следующее тем же самым канонам.

E3 2021

В 2020 году E3 отменили из-за пандемии, а в 2021 выставка прошла в онлайн-формате.

Metroid Dread. Долгожданный платформер о приключениях воительницы Самус Аран; последний раз до этого Nintendo вспоминала о Самус аж 15 лет назад.

S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl. Представители разработчика утверждали, что показанный на выставке ролик является геймплейным, то есть демонстрирует то, что уже реально есть в игре. Она должна была выйти ещё в прошлом году, но релиз перенесли на 2023.

В лучшие годы, прямо перед пандемией, E3 собирала почти 50 тысяч посетителей. Это, конечно, в два с лишним раза меньше, чем CES (115 тысяч в 2023 году). Но и по своей сути CES — гораздо более широкое мероприятие, покрывающее всю потребительскую электронику в принципе. E3 же ориентирована на развлекательный контент, который стоит подавать более изобретательно. Требования многочисленных игровых компаний растут, и удовлетворить их все одной площадке сегодня вряд ли под силу. Похоже, именно в ракурсе геймдева Electronic Entertainment Expo повторяет судьбу CES.

Уверен, выпуски с «E3» на обложке раскупались быстрее. А может, и у вас остались отчёты о выставке на глянцевой бумаге? :)
Уверен, выпуски с «E3» на обложке раскупались быстрее. А может, и у вас остались отчёты о выставке на глянцевой бумаге? :)

Источник: https://habr.com/ru/companies/sberbank/articles/727554/


Интересные статьи

Интересные статьи

От переводчика. С каждой новой статьёй уроки руководство становится всё более и более практичным и вот мы уже добрались до AJAX взаимодействия между клиентом (браузером) и сервером. Отсюда всего о...
Всем привет! Продолжаем дайджесты новостей и других материалов о свободном и открытом ПО и немного о железе. Всё самое главное про пингвинов и не только, в России и мире. Продолжение к...
Всем доброго времени суток! Хочу поделиться своим опытом из разряда «Войти в IT». Тем более, что он происходил в полностью невизуальном режиме. О незрячих людях в нашем обществе знают...
Я занимался стоматологией как главврач-управленец. В смысле директор клиники, но не практикующий доктор. Мы начали с убыточной клиники в неудобном месте города, где зубы лечили только...
Сейчас, когда до Нового года остались считанные часы, логично оглянуться назад и посмотреть, каким оказался 2019 год. Этот материал не претендует на полноценный и всесторонний обзор, скорее, неко...