Электросамокат своими руками или вынимаю «топор из каши»

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Эта статья продолжение темы из предыдущей статьи Электросамокат из гироскутера или «каша из топора» .

Протестировав в течение пары недель предыдущую версию электросамоката я сделал некоторые выводы о возможностях электропривода на базе гироскутера. Меня в первую очередь не устроила мощность, не обеспечивающая подъем моего веса в горку.

Сначала я возложил вину на аккумулятор. Учитывая, что аккумулятор был от самоката с колесом на 350Вт было логично, что он не вытягивает колеса ориентировочно 500Вт. При этом, я чисто по человечески игнорировал тот факт, что сравнивал с самокатом iconbit street duo, который производитель оценил как 700Вт. Я верил, что смогу на «критических режимах» выжать со своих колес больше.

Было решено собирать свой аккумулятор. Купил 30 банок высокотоковых 18 650 (по 240р.). Внутреннее сопротивление банки 15–16 мОм.

В ранее использованном аккумуляторе 36 мОм. Расчетно ожидалось по 20 А с банки и 60 А с секции.

Измерение внутреннего сопротивления банки. Молоток неотъемлемая часть необходимых инструментов :)
Измерение внутреннего сопротивления банки. Молоток неотъемлемая часть необходимых инструментов :)

Процесс сборки, как конструктор.

Конструктор
Конструктор
Лего
Лего
Лента никелированная толщина 0,15мм
Лента никелированная толщина 0,15мм
Сварил
Сварил
Припаял провода мониторинга Battery management system (BMS)
Припаял провода мониторинга Battery management system (BMS)
Изолирую открытые токопроводящие части каптоновым скотчем
Изолирую открытые токопроводящие части каптоновым скотчем

Сварил свой акумулятор. Установил BMS 10s 25А (1000р).

Покатался... Изменений в мощности нет. Эффект просади напряжения оказывается есть у всех высокотоковых аккумуляторов. Да, дело не в аккумуляторе... Колеса! Как я этого не видел?

Заказал колесо от Kugoo G‑max 36В 500Вт (4000р). В данном колесе изначально нет датчиков Холла, поэтому разобрал колесо и установил датчики.Сделал измерения геометрии.

Разобрал для установки Холлов. В железе статора видны посадочные места.
Разобрал для установки Холлов. В железе статора видны посадочные места.
Сами датчики
Сами датчики

Поставил и покатался. Динамика улучшилась в гору почти тянет, но в финальной части подъема (увеличивается крутизна) самокат сдается и приходиться толкать ногой. Странно, потому что 500 + 250 это больше 700Вт.

После длительных покатушек сгорела резина на заднем (гироскутерном колесе). Из‑за рассинхрона по скорости заднее маломощное и высокоскоростное колесо постоянно перегружено и в итоге перегрелось. Данная пара работает не эффективно и на теоретические 750 Вт рассчитывать не приходится.

Полез в софт. Разделил константы максимального тока и оборотов для каждого колеса. Не помогло. Ограничение работает как отсечка причем на наклон характеристики набора скорости не влияет. Динамическая характеристика у моих колес разная. Гироскутерное колесо набирает обороты быстрее и большую часть разгона перегружено до выравнивания задаваемых контроллером скоростей. Пытался программно связать обороты (измеряем на мощном колесе текущую скорость и ставим уставку скорости на маломощном). Не работает. Скорость скачет, изменение уставки на одном кванте времени регулятора слишком резкое, колесо работает рывками. Надо сглаживать ПИД регулятором, настроенным для каждого колеса в отдельности. На данной стадии проект дрейфует от цели практического применения к цели изучения софта драйвера BLDC с разделением коэффициентов ПИДа, а сезон близится к концу. После двухнедельных экспериментов сгорели MOSFET — транзисторы и «утащили в электронный рай» 3-х фазный драйвер. Это подтвердило, что дым самый важный элемент электронных компонент, когда дым покидает микросхему она становиться бесполезной. Микросхема перемаркирована и аналога я не нашел. Пересадил микроконтроллер и все остальное на первую плату, которую сжег в первой статье. Дальнейшие эксперименты... Опять сгорели мосфеты при торможении.

Сначала подумал на ограничение обратного напряжения мосфетов. Поставил диодный мост для рекуперации в батарею в обход мосфетов. Не помогло — опять сгорели. Транзисторы с донора заканчиваются и дедлайн, установленный самому себе достигнут. Ставлю крест на гироскутерном контроллере и приобретаю два контроллера по 350Вт (2×1200р). Они не помещаются в деку самоката. Корпуса «в топку», все не востребованные провода обрезаю. Все разъемы перепаиваю.

Б/У контроллер
Б/У контроллер

И тут заканчивается важная веха! Последний элемент гироскутера — кнопка — покидает самокат. Потому что нужна с фиксацией, а она без фиксации. «Топор» вынули, а «каша» продолжила вариться. На этом этапе вывод: из посредственного гироскутера получится посредственный самокат.

В период переосмысления электронных проблем нарисовал и распечатал заднее крыло. Смена труда это отдых.

Распечатал крыло заднее.
Распечатал крыло заднее.
Покрасил заднее крыло
Покрасил заднее крыло

Соединяю параллельно провода купленных контроллеров: газ, тормоз, кнопка включения, питание от батареи. Осталось найти второе колесо 10» 36В 500Вт. И тут все застряло на 3 недели.

Там же, где купил первое колесо ответили, что я забрал последнее.

Трижды отменяли заказ в разных интернет магазинах из‑за отсутствия.

На авито продавцов можно разделить на несколько видов:

  1. В наглую врут про мощность;

  2. Притворяются невеждами, при этом цену ломят как за новое у дилеров (от 11 000р);

  3. Являются невеждами (не могут ответить ни на один вопрос по характеристикам и честно признают, что продают «кота в мешке»);

  4. И хорошие (но колеса не продают).

За время поиска я пришел к выводу, что другого колеса от G‑max в мире больше не существует или предлагают «изготовить» и привезти с Марса к новому году. Следует отметить, что на 36В 500Вт это предел для серийных колес. Рынок завален колесами Kugoo М4 на 500Вт 48В (продавцы второй категории убеждают, что на 36В будет работать). В моем понимании на 36В механическую мощность оно выдаст как 350Вт колесо и со снижением скорости на 25%.

Пришлось искать аналог на Али. Ninebot max g30p вроде бы имеет модификацию на 500Вт. Нашел продавца, заказал, прождал 2 недели. Пришло, открыл... И что вы думаете? Первый вид продавца с авито. Для объективной оценки:

Колесо G‑max — ширина магнитов 32мм, обмотка намотана в 10 проводов. Верую что 500 попугаев.

Колесо с Али — ширина магнитов 29мм, обмотка в 7 проводов. Моя оценка 350 попугаев.

Колесо гироскутера — ширина 22мм, обмотка в 5 проводов. Моя оценка 250 попугаев.

Провел измерение максимальной скорость вращения на холостом ходу. Колеса имеют близкие характеристики около 820 (g30p) и 760 (G‑max) об/мин. Для сравнения гироскутерное колесо раскручивалось до 1100 об/мин. Кстати интересный факт, что на гироскутерной плате в режиме FOC и с ослаблением поля мне не удалось раскрутить колесо G‑max больше 560 об/мин. А без контроля токов обмоток в режиме SPD и VLT с колесом G‑max у меня также горели мосфеты. Это еще одна причина почему с моими колесами я признал непродуктивным дальнейшее углубление в софт. Также я пришел к выводу, что часть сгораний связана с отсутствием диода, защищающего драйвер от отрицательного напряжения на gate мосфетов. В референс‑схемах документации на драйвер данные диоды присутствуют. Обе мои платы гироскутера собраны на драйверах из микросхем. Возможно на платах, где драйверы собраны на транзисторах эти обвязки присутствуют и проблема не воспроизведется.

Ставим Алишное колесо, пробуем.

Текущее состояние проекта
Текущее состояние проекта

Динамика отличная. Самокат вырывает из под ноги. Максимальная скорость выросла до 32км/ч. В сопоставлении с самокатом сына (700Вт) на старте «ухожу в горизонт», а потом он меня обходит по чуть‑чуть «после моей отсечки». В гору тащит до самых ворот дома. Победа! Но... В самом начале проекта я сказал сыну, что сделаю лучше того, что отдал ему.

Продолжение следует...

Всем добра!

Источник: https://habr.com/ru/articles/758990/


Интересные статьи

Интересные статьи

Ребята, я просто хочу разобраться, сколько стоит сделать умный дом. Тапками прошу не закидывать! Просто очень зацепила вот эта статья про проектирование умного дома. Если коротко, то ИТ-умелец сам спр...
Пошаговое описание сборки дешевого, автономного и точного датчика скорости потока воздуха на базе wifi-контроллера WEMOS D1 и сенсора CG_Anem. Схемы, электронные компоненты и матчасть перемешаны с ист...
Любой Android разработчик работал с кнопками, поэтому видел ripple эффект и всю его красоту.Иногда хочется реализовать что-нибудь кастомное нежели стандартные вещи, которые уже предоставляются компоне...
«В теории нет разницы между теорией и практикой. А на практике есть»Йоги БерраРаспределённые системы — это вообще интересная и непростая тема, мы по ней проводим целую ко...
Идёте вы, уважаемый читатель, погожим летним вечером по улице, никого не трогаете, и тут… на вас наезжают (тьфу-тьфу-тьфу, как говорится). Хулиганы, просто прохожие, специальные товар...