Через несколько дней заканчивается голосование по первой итерации реализации enum в PHP 8.1 . Уже видно, что голосов “за” гораздо больше, так что давайте кратко пройдемся и посмотрим, что же нам приготовили авторы языка.
Зачем нужны enum?
Зачем вообще нужны enum? По сути они служат цели улучшенного описания типов. Давайте рассмотрим пример без енумов и с ними. Допустим, у нас продаются машины трех цветов: красные, черные и белые. Как описать цвет, какой тип выбрать?
class Car {
private string $color;
function setColor(string $color): void {
$this->color = $color;
}
}
Если мы опишем цвет машины как простой string, то во-первых при вызове $myCar->setColor(..) непонятно, что за строку туда писать. “red” или “RED” или “#ff0000”, а во вторых, легко ошибиться, просунув туда случайно что-то не то (пустую строку, к примеру). То же самое будет, если использовать не строки, а числа, например.
Это приводит к тому, что многие php-программисты заводят константы и объединяют их в одном классе, чтобы явно видеть все варианты.
class Color {
public const RED = "red";
public const BLACK = "black";
public const WHITE = "white";
}
и задавая цвет, пишут $myCar->setColor(Color::RED);
Уже лучше. Но если мы впервые видим метод $myCar->setColor(...), мы можем и не знать, что где-то есть константы для цветов. И мы всё еще можем сунуть туда любую строку без какого-либо сообщения об ошибке.
Поэтому здесь нужен не класс, а отдельный тип. Этот тип называется enum
Pure enum
В самом простом случае (pure enum), enum описывается так:
enum Color {
case Red;
case Black;
case White;
}
Описав такой тип, мы можем использовать его везде:
class Car {
private Color $color;
function setColor(Color $color): void {
$this->color = $color;
}
}
Из сигнатуры метода всё сразу видно, какие варианты есть. И метод setColor можно использовать только так: $myCar->setColor(Color::White), никаких строк и доморощенных списков констант. Ничего лишнего не сунешь. Читабельность и поддерживаемость кода стала выше.
Каждый из case-ов (Color::Red, Color::Black, Color::White) является объектом типа Color (можно проверить через instanseof ). Т.е. под капотом это не числа 0,1,2 как в некоторых языках, а именно объекты. Их нельзя сравнивать оператором >, например. У каждого такого объекта есть встроенное свойство $name:
print Color::Red->name; // вернет строку “Red”
Enum со скалярами
Но если бы это было всё, то было бы слишком просто. После названия enum можно указать скалярный тип, например string. И у каждого кейса указать скалярное значение. Это может быть полезно для некоторых целей, например для сортировки или записи в базу данных.
enum Color: string {
case Red = "R";
case Black = "B";
case White = "W";
}
Скалярное значение можно получить потом так:
Color::Red->value //вернет строку “R”
И наоборот, т.е. получить case через значение, тоже можно:
Color::from("R") // вернет объект Color::Red
Помимо полей "case" в enum может быть еще много всего. По сути это разновидность класса. Там могут быть методы, он может реализовывать интерфейсы или использовать трейты.
Пример из RFC.
interface Colorful {
public function color(): string;
}
trait Rectangle {
public function shape(): string {
return "Rectangle";
}
}
enum Suit implements Colorful {
use Rectangle;
case Hearts;
case Diamonds;
case Clubs;
case Spades;
public function color(): string {
return match($this) {
Suit::Hearts, Suit::Diamonds => 'Red',
Suit::Clubs, Suit::Spaces => 'Black',
};
}
}
При этом $this будет тот конкретный объект case, для которого мы вызываем метод.
Кстати, обратите внимание на работу с енамами в конструкции match. Похоже, match затевался именно для них.
Лично я горячо одобряю введение enum в PHP, это очень удобно и читабельно, и в большинстве языков, где есть какие-никакие типы, enum уже давно есть (кроме, разве что Go).
Дальше — больше. Tagged Unions (тип-сумма)
Есть RFC, которые развивают идею enums дальше, чтобы можно было хранить в одном enum значения разных типов. Как в языке Rust, например. Тогда можно будет сделать, допустим, enum Result с двумя case-ами Result::Ok и Result::Err, причем эти объекты будут хранить данные: Ok будет хранить результат, а Err — ошибку, у каждого из этих значений будет свой тип.
И всё это не в Расте или Хаскеле, а в PHP!
Об этом мы расскажем в деталях в ближайших постах телеграм-канала Cross Join, не забудьте подписаться.