Еще немного про сервисный слой в PHP

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!

В жизни каждого разработчика наступает момент, когда одного понимания популярных паттернов и правил написания чистого кода начинает не хватать. Обычно это происходит, когда на поток поступает проект сложнее типового сайта-каталога. При создании такого проекта очень важно заложить правильную архитектуру (особенно, если проект долгосрочный), которая будет способна максимально гибко и быстро адаптироваться под новые требования бизнеса.

Сегодня мы поговорим об одном из способов организации бизнес логики - сервисном слое (он же service layer), когда и зачем его нужно применять, а также какие проблемы архитектуры он поможет решить. Примеры реализации будут показаны с использованием архитектурного паттерна MVC и фреймворка Laravel.

Решение, описанное ниже, не является единственной истинной того, как надо делать. Идея данной статьи в том, чтобы осветить определенные проблемы, возникающие на этапе разработки веб-приложений, а также показать, на субъективный взгляд автора, практичные примеры решения данных проблем.

Стоит также заметить, что Service layer - не панацея всего. Это всего лишь один из подходов к структурированию кода в вашем приложении, который будет поддаваться расширению и будет понятен для других программистов.

Основы

Если обратиться к теории, то сервисный слой можно описать таким определением:

Сервисный слой (Service layer) — это шаблон проектирования, который инкапсулирует бизнес логику вашего приложения и определяет границу и набор допустимых операций с точки зрения взаимодействующих с ним клиентов.

Думаю, что звучит запутанно и сложно. Если простыми словами, то вы сосредотачиваете логику вашего приложения в одном (или нескольких) классе-сервисе, а в своих контроллерах обращаетесь к нему. Это избавляет от дублирования кода в разных участках системы, делая ваш контроллер действительно соответствующим букве S из SOLID.

Мы не будем рассматривать примеры, где показывают работу с Eloquent в контроллере, как его выносят в сервисный слой и т.д. Такие примеры, на мой взгляд, достаточно абстрактно описывают проблему и не показывают преимущества сервисного слоя. Вместо этого, мы рассмотрим реализацию классической логики интернет-магазина, где при определенных событиях, система оповещает клиента определенными сообщениями. Итак, начнем.

Email уведомления

Представим, что вы разрабатываете интернет-магазин и задача на текущий день - написать код, который будет оповещать клиента об успешном оформлении заказа. Реализуем эту простую логику.

namespace App\Http\Controllers;

use App\Http\Requests\CreateOrderRequest;
use Illuminate\Support\Facades\Mail;

class OrderController
{
    public function createOrder(CreateOrderRequest $request)
    {
        // Логика создания заказа...

        Mail::send('mail.order_created', [
            'order' => $order
        ], function ($message) use ($order) {
            $message->to($order->email)
                ->subject(trans('mail/order_created.mail_title'));
        });
    }
}

Думаю, что ничего сложного. Laravel позволяет нам реализовывать типовую логику большинства приложений в несколько строчек кода и это прекрасно. Далее, нам поступила задача также отправлять письмо клиенту, когда статус его заказа изменился.

public function editOrder(EditOrderRequest $request)
{
    // Логика обновления данных заказа...

    Mail::send('mail.order_updated', [
        'order' => $order
    ], function ($message) use ($order) {
        $message->to($order->email)
            ->subject(trans('mail/order_updated.mail_title'));
    });
}

И конечно, нам нужно поприветствовать клиента, когда он решил стать нашим постоянным покупателем.

public function registerCustomer(RegisterCustomerRequest $request)
{
    // Логика регистрации пользователя...

    Mail::send('mail.customer_register', [
        'customer' => $customer
    ], function ($message) use ($customer) {
        $message->to($customer->email)
            ->subject(trans('mail/customer_register.mail_title'));
    });
}

Таким образом, мы решаем все последующие задачи оповещений с помощью фасада Mail и все идет по плану, до тех пор, пока наш интернет-магазин не начинает стремительно набирать обороты.

Набор оборотов

Наш магазин уже достаточно давно на рынке и в один прекрасный день бизнес понимает, что ему мало стандартных email оповещений. Необходимо отслеживать активность, предлагать оставить отзыв о купленном товаре, массово оповещать о новых поступлениях, скидках и т.д. В общем - бизнес хочет перейти на сервисы email рассылок, которые прекрасно справятся с поставленными задачами. Конечно бизнес приходит к нам и просит перейти на новую систему оповещений.

Выше, мы реализовали три отправки email сообщений в трех разных частях системы, а поскольку мы рассматриваем близкую к реальности ситуацию, то по мере развития интернет-магазина будет реализовано еще очень много таких отправок. А теперь представьте, что нам нужно пройтись по всем частям системы и заменить старый код с фасадом Mail на новую логику отправки с помощью сервиса рассылок. Сколько времени необходимо на это потратить и сколько тестов нужно переписать (если код конечно покрывался тестами)? И чем больше кода разработчику необходимо изменить, тем больше вероятность допущения ошибки по причине человеческого фактора. Хорошо еще, если разработчик вынесет логику обращения к сервису рассылок в отдельный класс, а не будет дублировать код по всем частям системы. Чтобы не попадать в такие ситуации, перепроектируем систему с применением сервисного слоя.

Сервисный слой

Для начала, давайте инкапсулируем логику уведомлений в новый класс NotificationService.

namespace App\Services;

use Illuminate\Support\Facades\Mail;
use App\Mail\Events\MailEventInterface;
use App\Mail\Events\OrderCreatedEvent;
use App\Mail\Events\OrderUpdatedEvent;
use App\Mail\Events\CustomerRegisterEvent;

class NotificationService
{
    public function notify(string $event, array $data)
    {
        $event = $this->makeNotificationEvent($event, $data);

        Mail::send($event->getView(), $event->getData(), function ($message) use ($event) {
            $message->to($event->getEmail())
                ->subject($event->getMailSubject());
        });
    }

    private function makeNotificationEvent(string $event, array $data) : MailEventInterface
    {
        switch ($event) {
            case 'order_created':
                return new OrderCreatedEvent($data);
            case 'order_updated':
                return new OrderUpdatedEvent($data);
            case 'customer_register':
                return new CustomerRegisterEvent($data);
            default:
                throw new \InvalidArgumentException("Undefined event $event");
        }
    }
}

Далее, создадим интерфейс MailEventInterface.

namespace App\Mail\Events;

interface MailEventInterface
{
    public function getView() : string;
    public function getData() : array;
    public function getEmail() : string;
    public function getMailSubject() : string;
}

А также, в качестве примера, напишем новый класс OrderCreatedEvent (оповещение клиента об успешном оформлении заказа).

namespace App\Mail\Events;

class OrderCreatedEvent implements MailEventInterface
{
    private $order;

    public function __construct(array $data)
    {
        // Логика валидации (на любителя)

        $this->order = $data['order'];
    }

    public function getView(): string
    {
        return 'mail.order_created';
    }

    public function getData(): array
    {
        return [
            'order' => $this->order
        ];
    }

    public function getEmail(): string
    {
        return $this->order->email;
    }

    public function getMailSubject(): string
    {
        return trans('mail/order_created.mail_title');
    }
}

Теперь мы можем переписать наш контроллер, используя сервисный слой.

namespace App\Http\Controllers;

use App\Http\Requests\CreateOrderRequest;
use App\Services\NotificationService;

class OrderController
{
    private $notificationService;
    
    public function __construct(NotificationService $notificationService)
    {
        $this->notificationService = $notificationService;
    }

    public function createOrder(CreateOrderRequest $request)
    {
        // Логика создания заказа...
        
        $this->notificationService->notify('order_created', [
            'order' => $order
        ]);
    }
}

Что у нас получилось? Мы передали ответственность за отправку писем сервисному слою, избавив наш контроллер от дополнительных обязанностей. Теперь контроллеру не важно, каким образом клиент будет оповещен о нужных событиях, он лишь знает как использовать предоставленный ему интерфейс. Если в будущем нам поступит задача об отправке оповещений через сервис рассылок (или еще что-нибудь), то мы изменим реализацию лишь в одном месте, вместо замены десятка раскиданных по системе реализаций. На этом этапе, я надеюсь, что преимущества сервисного слоя перед традиционным подходом "раздутый контроллер" стали очевиднее. Теперь поговорим о деталях.

Нужно ли объявлять интерфейс для сервисного слоя?

И да и нет. Ответ тут зависит от ситуации. Взгляните на пример выше. Этот код прекрасно проявит себя в деле, если поступит задача отправлять все письма через сервис рассылок. Но что если нам понадобиться перевести лишь часть событий? В таком случае, гораздо эффективнее было бы объявить общий интерфейс NotificationServiceInterface и в зависимости от контроллера, пробрасывать соответствующую реализацию в нашем сервис-провайдере. Что-то по типу этого.

$this->app->when(OrderController::class)
    ->needs(NotificationServiceInterface::class)
    ->give(function () {
        return new ESputnikNotificationService();
    });

$this->app->when(OrderUpdateController::class)
    ->needs(NotificationServiceInterface::class)
    ->give(function () {
        return new MailNotificationService();
    });

К слову, в 95% случаях, интерфейсы для сервисного слоя все-таки не нужны.

Можно ли использовать сервисы внутри сервисов?

Я бы однозначно не рекомендовал такую практику, так как этим вы нарушаете single responsibility принцип, делая ваш код, к тому же, достаточно запутанным.

Работу с несколькими сервисами можно организовать такими способами.

1. Внедрением зависимостей в контроллер и поочередный их вызов в экшене. В таком случае отлов неудач можно, например, делегировать блоку try/catch.

class OrderController
{
    public function saveOrder(
        SaveOrderRequest $request, 
        OrderService $orderService, 
        NotificationService $notificationService
    ) {
        try {
            $order = $orderService->createOrderFromRequest($request);
            $notificationService->notify('order_created', [
                'order' => $order
            ]);

            return response()->json([
                'success' => true,
                'data' => [
                    'order' => $order
                ]
            ]);
        }
        catch (OrderServiceException|NotificationServiceException $e) {
            return response()->json([
                'success' => false,
                'exception' => $e->getMessage()
            ]);
        }
    }
}

2. Выделение класса, которому можно делегировать работу с цепочкой сервисов. Например, я обычно использую класс с суффиксом Operation (CreateOrderOperation). Ошибки можно все также отлавливать с помощью try/catch, но гораздо практичнее будет ввести сущность OperationResult, которую будет возвращать каждая операция в не зависимости от результата выполнения. Это способ мне нравится больше.

class OrderController
{
    public function saveOrder(
        SaveOrderRequest $request,
        CreateOrderOperation $createOrderOperation
    ) {
        // Внутри операции выполняются все обращения к сервисам и т.д.
        $result = $createOrderOperation->createOrderFromRequest($request);

        // Для более чистого экшена, сущность OperationResult
        // может имплементировать JsonSerializable

        return response()->json($result);
    }
}

На этом моменте статья подошла к своему логическому завершению. Надеюсь, она поможет начинающим разработчикам и тем, кто мало знаком с сервисным слоем, до конца понять суть подхода и проблемы, которые он решает.

Всем спасибо за внимание!

Источник: https://habr.com/ru/post/547510/


Интересные статьи

Интересные статьи

Много всякого сыпется в мой ящик, в том числе и от Битрикса (справедливости ради стоит отметить, что я когда-то регистрировался на их сайте). Но вот мне надоели эти письма и я решил отписатьс...
Среди советов по улучшению юзабилити интернет-магазина, которые можно встретить в инете, один из явных лидеров — совет «сообщайте посетителю стоимость доставки как можно раньше».
Многие из тех, кто работает с государственными заказчиками или непосредственно в государственных структурах, наверняка сталкивались с Единым реестром российского программного обеспечения для элек...
Получить трафик для интернет-магазина сегодня не проблема. Есть много каналов его привлечения: органическая выдача, контекстная реклама, контент-маркетинг, RTB-сети и т. д. Вопрос в том, как вы распор...
В «1С-Битрикс» считают: современный интернет-магазин должен быть визуально привлекательным, адаптированным для просмотра с мобильных устройств и максимально персонализированным с помощью технологии Бо...