Ещё одна статья о том, как писать на Питоне

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!

Привет Хабр!

Сегодня я сниму костюм аниматора и вместо развлечений расскажу вам немного за питон.

Я довольно посредственный программист, но иногда мне удаётся усыпить что-нибудь бдительность, и меня считают сеньором. И вот как-то так получилось, что я стал делать много код ревью. Просматривая файл за файлом, я вдруг увидел, что люди и проекты меняются, а вот моменты, к которым я, зануда такая, придираюсь, остаются теми же. Поэтому я решил собрать самые частые паттерны в эту сумбурную статью и надеюсь, что они помогут вам писать более чистый и эффективный питон-код.


Early quit

Это точно на первом месте, потому что везде, у всех я это вижу:

def foo(a: bool):

    if a:
        #
        # ... 50 LOCs
        #
        return True
        
    else:  # if not a
        return False

Когда мы только пишем/читаем код if a:, мы запоминаем, что где-то там, в конце, нам нужно рассмотреть else случай. Если код внутри if a большой, то else вообще будет "оторван" от контекста.

Мы могли бы поменять условия местами:

def foo(a: bool):

    if not a:
        return False

    else:
        # 
        # ... 50 LOCs
        #
        return True

Это легче читается, так как случай not a мы уже рассмотрели и выкинули из головы в самом начале. Но если присмотреться, то else вообще не нужен:

def foo(a: bool):

    if not a:
        return False
        
    # в этом месте мы уже отбросили случай "not a" и забыли про него
    
    # 
    # ... 50 LOCs
    #
    return True

В этом и вся фишка - когда пишем функцию, то стараемся как можно скорее из неё выйти при помощи отсечения каких-то плохих случаев. Эта методика прекрасна тем, что позволяет избавиться от уровней вложенности (то есть теперь никакого else), да ещё и память программиста разгружается, потому что нет ветвления логики.

Вот синтетический пример для какого-то парсинга:

import requests

def scrape(url: str) -> dict:

    response = requests.get(url)
    
    if not response.ok:  # отсекаем плохие статус-коды
        return {}
    # начиная с этой строчки я уверен, что у ответа хороший статус код
    
    data = response.json()
    
    if 'error' in data:  # отсекаем случаи, когда в ответе есть ошибка
        raise ValueError(f'Bad response: {data["error"]}')
    # начиная с этой строчки я уверен, что нет ошибки
    
    if 'result' not in data:  # отсекаем случаи, когда ответ пуст
        return {}
    # начиная с этой строчки я уверен, что есть ответ
    
    # ... parse data['result'] ...

Функция полностью "линейна", и в момент собственно парсинга данных я ничего не должен держать в голове и знаю наверняка, что всё хорошо, данные есть, ошибок нет.

Работает так же для циклов, только вместо return будет break или continue.

One-line assignment

Поговорим о присваивании переменных. Часто я вижу такое:

if a:
    v = 1
else:
    v = 2

Тут всё довольно очевидно - зачем лишние if-else, если можно сделать в одну строчку:

v = 1 if a else 2

А что если так

if a == 1:
    v = 10
elif a == 0:
    v = 0
elif a == -1:
    v = -10
elif a == -2:
    v = - 20

Тут вы спросите, а что будет если a not in {0, 1, -1, -2}, и будете правы - v будет вообще не определена. Кроме того, если я захочу позже понять, откуда появилась v и что в ней записано, мне нужно будет посмотреть 4 случая, потому что v определена 4 раза. И это ужасно, потому что когда переменная определена много раз, то

  1. не факт, что вы не забыли рассмотреть ещё какой-то случай

  2. можно опечататься и вместо v написать b, и питон это радостно съест,

  3. можно банально опечататься при копи-пасте (если вы копируете случаи и заменяете значения), и в разных случаях присвоить одно и то же значение

Какой же выход? Старайтесь определять переменные один раз. В идеале любое объявление переменной должно выглядеть так:

var = <some code>

И не более того. Я намеренно пишу "в идеале", потому что не всегда это возможно сделать, а где-то от этого страдает читаемость кода, так что нужно делать с умом.

В случае выше я бы заменил код на

v = {
    1: 10,
    0: 0,
    -1: -10,
    -2: -20,
}[a]

Тут v определена один раз, я чётко вижу какое a к какому v приводит, и если a не из допустимых значений, то всё упадёт, чему я и рад. Если вам нужно еще значения по умолчанию, то вместо [a] используйте .get(a, default_value).

Definition close to usage

Ещё один способ разгрузить память программиста. Часто вижу такое:

def foo(url: str):
    
    fields = ['a', 'b', 'c']
    
    response = requests.get(url)
    response.raise_for_status()
    data = response.json()
    if 'result' not in data:
        raise ValueError()
        
    for field in fields:
        print(data[field])

Вообще нет ошибки, всё нормально - вот только когда я смотрю строчку for field in fields, я уже забыл, что там в fields, и меня ждёт увлекательное приключение в начало функции, чтобы найти там определение этой переменной. Да, в PyCharm это 2 шортката - один "jump to definition", другой "jump где я там был до этого", но было бы неплохо, чтобы вообще никуда прыгать не пришлось.

С этой проблемой и борется этот паттерн: мы определяем переменные наиболее близко к тому месту, где мы их будем использовать. Как только вы хотите создать переменную, спросите себя: "нужна ли эта переменная в следующем сниппете кода"? Если нет, то, возможно, её следует определить позднее. Таким образом при анализе кода вы сможете бросить взгляд на соседние строчки кода и понять, откуда взялись эти переменные и что в них.

В примере выше мы просто двигаем fields именно туда, где они используются, и даже можем заинлайнить их прям в for:

for field in ['a', 'b', 'c']:
    print(data[field])

Too many indents

Питон хорош тем, что в нём есть отступы. Отступы хороши тем, что они показывают вам уровень вложенности вашей логики. Чем больше отступов, тем сложнее логика, и, соответственно, голове сложнее парсить код и держать текущий стек условий.

for x in range(10):
    result = foo(x)
    if result:
        second = bar(result)
        if second:
            print(second)
        else:
            # <<< HERE
            print('not second')
    else:
        print('not good')    

В данном примере в строчке <<< HERE нужно помнить, что у вас есть какой-то x от 0 до 9, result превращается в True, а second не превращается.

Нет какой-то чёткой границы, типа если у вас N отступов, то всё плохо, а если меньше, то хорошо. Тем не менее, чем их меньше - тем лучше. Убирать отступы можно при помощи уже упомянутого "Early Quit", а также при помощи вынесения части кода в отдельную функцию.

for x in range(10):
    result = foo(x)
    if not result:
        print('not good')
        continue
    
    second = bar(result)
    print_second(second)

Частным случаем этого являются двойные, тройные и т.д. циклы, вроде

for x in range(100):
    for y in range(100):
        for z in range(100):
            if x % 10 == 0:
                if y % 10 == 0:
                    print('haha')

Такие штуки часто можно упростить при помощи itertools и функций, например

from itertools import product

def print_(x: int, y: int, z: int):
    if x % 10 == 0 and y % 10 == 0:
        print('haha')


for x, y, z in product(range(100), range(100), range(100)):
    print_(x, y, z)

Dangerous loops

Кстати о циклах! Идеальный вариант - это цикл с одним уровнем вложенности по какому-нибудь генератору:

for i in range(100):
    print(i)

В реальной жизни всё несколько сложнее, но есть два простых правила, которые помогают не стрелять себе в ноги. Первое - это цикл while True:

a = 0
while True:
    a += 1
    if a == 100:
        break

Когда-нибудь вы поменяете a = 0 на a = 100, и оно будет работать бесконечно. Когда-нибудь вы просто забудете написать условие выхода, или напишете такое, что не будет выполняться, или будет выполняться, но не всегда. Поверьте, бесконечное выполнение программы - это последнее, что вам хочется, а while True - прямая дорожка к этому.

Поэтому просто что-нибудь, что кончается:

max_iterations = 100
a = 0
for i in range(max_iterations):
    a += 1
    if a == 100:
        break
        
else:
    raise ValueError('max_iterations reached')

Вторая категория опасных циклов - это вложенные циклы. Написать такие - раз плюнуть, но каждый вложенный цикл даёт вам ужасный прирост сложности. Цикл на 20 элементов, вложенный в цикл на 20 элементов, даёт вам 400 комбинаций - это число уже может стать боттлнеком вашей программы.

for x in range(20):
    for y in range(20):
        fn(x, y)  # called 400 times

Решается в каждом случае индивидуально, но можно, например, исключить какие-то случаи из обработки, где это применимо:

for x, y in product(range(20), range(20)):
    if 10 < x < 20 and 10 < y < 20:
        fn(x, y)

Copy-paste more than twice

Копи-паста - зло. Во-первых, тяжело читать - куча одинакового кода, занимает много места. Во-вторых, слишком просто ошибиться - ребята из PVS Studio уже писали об этом

if v == 'a':
    self.value_a = 1
elif v == 'b':
    self.value_b = 1
elif v == 'c':
    self.value_c = 1

Обычно копи-паста легко схлопывается в один сниппет кода, либо при помощи каких-то маппингов через словари, либо при помощи getattr / setattr, либо выделением копи-пастного кода в отдельную функцию и вызова её с параметрами. Иными словами, весь копи-пастный код проводится к общему виду и потом параметризуется.

setattr(self, f'value_{v}', 1)

Interconnected lines of code

Тут всё просто - бывают строчки кода, которые связаны, то есть когда вы меняете одну из них, должна поменяться и другая. Понятно, что однажды вы поменяете одну и забудете поменять другую. Именно поэтому от них нужно избавляться, как правило ссылаясь из одной строчки кода на другую:

rows = [
    {'col 1': 'value 1', 'col 2': 'value 2'},
    {'col 1': 'value 3', 'col 2': 'value 4'},
]

writer = csv.DictWriter(..., fieldnames=['col 1', 'col 2'])

Теперь если вы решите добавить ещё одну колонку в rows, или переименовать существующую, то вам также нужно будет изменить fieldnames. Вместо этого мы заставим fieldnames "ссылаться" на нужные значения:

rows = [
    {'col 1': 'value 1', 'col 2': 'value 2'},
    {'col 1': 'value 3', 'col 2': 'value 4'},
]

writer = csv.DictWriter(..., fieldnames=rows[0].keys())

Type hints

Тут всё просто: всегда используйте type hints. Когда вы пишете код, вам весело и приятно, но когда ваш код читают (а может это будете и вы сами через год), очень тяжело понять, что это за аргументы у функции и какого они типа. В этом плане type hints хотя бы немного помогут.

def foo(processor):
    # wtf is processor? what is returned?
    ...
def foo(processor: Processor) -> str:
  	# okay, now I can jump to definition of Processor and see what it is
    ...

Я пишу "хотя бы", потому что type hint типа Tuple[int, str, datetime] никак не говорит вам, что это на самом деле возвращается (object_id, name, creation_datetime). Тут помогли бы namedtuple, но использовать их для возвращаемых значений кажется оверинжинирингом.

Quick "in" check

Тут всё просто до безобразия: хотите проверить вхождение чего-то во что-то? Юзайте set (множество), ведь element in set выполняется за константное время. Как только вы делаете element in list, вы вызываете демона поэлементного сравнения, который рано или поздно укусит вас за зад при большом количестве элементов в списке.

Не бро:

items = [instance1, instance2, instance3]
if instance4 in items:
    print('yes')

Бро:

items = {instance1.id, instance2.id, instance3.id}
if instance4.id in items:
    print('yes')

Bulk

Вот это прям всем, всегда. Итак: всегда пишите код сразу для миллиона объектов, даже если у вас их сейчас два.

Загружаете файлы в облачное хранилище? Делайте в несколько потоков, как будто вам надо загрузить миллион файлов.

Пишете SQL запрос? Делайте джойны, как будто у вас миллион записей в каждой таблице.

Пишете view для Джанго? Пишите его так, как будто его будут вызывать миллионы пользователей.

Пишете код для загрузки данных? Пишите так, как будто будете загружать миллионы строк.

На самом деле это просто, стоит только привыкнуть. Для SQL это какие-нибудь JOIN и INDEX, для Django это select_related, only, values_list, update и bulk_create, где-то ещё это ThreadPoolExecutor. Это сложнее, чем работать по-объектово, где-то придётся дробить входне данные на чанки, где-то отправлять параллельно, но зато ваш код будет работать и для одного объекта, и для миллиона. Может их и не станет миллион, но однажды их станет не два, а тысяча, а ваш код будет работать всё так же быстро.

Concurrency safety

Однажды ваш код запустят не в вашем любимом терминале, а в потоках. Или в процессах. На разных машинах. Что случится, когда вы будете обрабатывать одновременно одни и те же данные? Делать одни и те же запросы к внешним API? Обращаться к одним и тем же файлам на диске?

Возможно, ничего. Возможно, ничего хорошего.

Представьте, что после каждой строчки кода выполнение вашей программы может быть прервано, и управление перейдёт другой программе - или точно такой же. Теперь пишите код с учётом этого.

Подобные мысли приводят к появлению таких вещей, как, например, threading.Lock, @transaction.atomic, SELECT FOR UPDATE и иже с ними.

Asserts everywhere

И последнее - немного про assert. Я считаю, что это замечательная вещь, потому что лучше "либо хорошо, либо никак", а assert как раз про это - у вас либо всё хорошо, либо всё падает, а третьего не дано.

Ожидаете определённые данные с внешнего сервиса? Ставьте ассерт:

result = get(service_url).json()
assert result in {'ok', 'fine', 'good'}

Ожилаете, что есть хотя бы один Item? Ставьте ассерт:

items = Item.objects.all()
assert len(items)
print(items[0])

Написали код, который сами не понимаете? Ставьте ассерт:

result = foo(bar(baz(x)))
assert result is not None

Общее правило: если вы что-то ожидаете или в чём-то не уверены, то ставьте assert.

Стоит, однако, помнить, что assert могут быть отключены при помощи заклинания -O, но если вы встретите тех, кто так делает, то передайте им от меня пламенный привет и немного новичка.

К чему всё это

Как видите, цель этих правил - улучшить читаемость кода, разгрузить память программиста и уменьшить число ошибок. Тут нет какой-то рокет саенс, все пункты достаточно простые, но если вы будете их придеживаться, то мне будет проще в случае, если ваш код когда-нибудь попадёт мне на ревью >:)

Источник: https://habr.com/ru/post/564598/


Интересные статьи

Интересные статьи

Всем привет! Не так давно на работе в рамках тестирования нового бизнес-процесса мне понадобилась возможность авторизации под разными пользователями. Переход в соответствующий р...
В интернете есть почти 62 тысячи человек, которые знают о том как я отношусь к цифровым «улучшения», «восстановлениям» и «реставрациям». Возможно что их даже больше, если считать возм...
Прежде чем фича попадет на прод, в наше время сложных оркестраторов и CI/CD предстоит пройти долгий путь от коммита до тестов и доставки. Раньше можно было кинуть новые файлы по FTP (так больше т...
Эта даже не статья, а заметка о том, как в среде Microsoft Windows Server использовать сетевые функции сканера МФУ Brother. Речь пойдет о полноценной установке драйвера устройства. Будет расс...
Глеб Ницман работает в DataArt более 20 лет и последние годы занимается в основном автоматизацией внутренних бизнес-процессов компании. Он также остается главным вдохновителем и идеологом Муз...