Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Работа в интернете без блокировщиков рекламы практически невозможна. Всё больше людей используют их на постоянной основе, устанавливая также друзьям и родственникам. Что тут говорить, если даже ФБР официально рекомендует их использовать для защиты от мошенничества в интернете.
Однако некоторые интернет-компании до сих пор получают львиную часть дохода от интернет-рекламы, и для них блокировщики представляют экзистенциальную угрозу, поэтому они борются с ними всеми силами. В первую очередь, техническими мерами.
Дело в том, что у популярности блокировщиков есть побочный эффект — независимым сайтам всё труднее сводить концы с концами за счёт поступлений от рекламы. По сути, сайты на рекламной модели постепенно умирают. Им приходится использовать иные модели монетизации, в том числе не самые приятные:
- маскировать рекламу под нативный контент (интеграция);
- брать деньги напрямую с читателей (платная подписка).
Маленьким изданиям и независимым блогерам трудно окупить свою работу за счёт рекламы. Финансовые проблемы испытывают даже большие компании, такие как Twitter (X) и Reddit. Такова цена прогресса и повышения технической грамотности пользователей.
Борьба против блокировщиков
В последнее время проявились две основные истории:
- Технические усилия Google по борьбе с блокировщиками на уровне браузеров и веб-стандартов. Это новые правила работы расширений Manifest V3, а также разработка и продвижение стандарта на аттестацию устройств Web Environment Integrity (см. статью «DRM для сайтов»). Предполагается, что владельцы сайтов получат возможность заблокировать доступ «неаттестованных» устройств, которые не прошли проверку в Google на «целостность среды».
Аттестация сайтов формально вводится «для установления доверия между клиентом и сервером» как альтернатива фингерпринтингу и установке сквозных куков. Это доверие устанавливается через гарантии от стороннего «аттестатора», которым в случае WEI выступает Google Play.
Некоторые специалисты считают, что аттестация устройств вредна по своей сути, поскольку вводит ограничения на доступ к контенту и блокирует контроль пользователей над собственными устройствами (например, можно запретить доступ к сайту для пользователей с рутованными телефонами, старыми версиями приложений или блокировщиками рекламы). Компания Mozilla уже официально выступила против принятия этого стандарта.
- Попытки YouTube детектировать блокировщики и обойти их, насильно показав пользователю рекламу.
Пока что борьба идёт с переменным успехом: иногда YouTube удаётся пробить защиту uBlock Origin, затем выходит новая версия — и блокировка снова работает.
Новые версии uBlock Origin выходят каждый месяц.
uBlock Origin Lite для Firefox
Ещё одна хорошая новость: недавно uBlock Origin Lite вышел на Firefox. Это новая версия стандартного uBlock Origin, но соответствующая новым правилам для расширений MV3 (Manifest V3).
Движок фильтрации обычного uBlock Origin выглядит так:
В отличие от него, uBlock Origin Lite полностью декларативен, то есть для фильтрации не требуется держать фоновый процесс, а фильтрация содержимого на основе CSS/JS-инъекций надёжно выполняется самим браузером, а не расширением. Это означает, что сам uBOL вообще не потребляет CPU/RAM в процессе блокировки. Процесс uBOL запускается только при взаимодействии со всплывающей панелью или страницами настроек.
В то же время uBOL позволяет явно указать «расширенные права» на более качественную фильтрацию определённых сайтов. Для этого нужно открыть всплывающую панель и выбрать более высокий режим фильтрации, например, Оптимальный или Полный.
Режим фильтрации по умолчанию можно задать на странице параметров uBOL. Если в качестве режима по умолчанию выбран режим Оптимальный или Полный, то необходимо предоставить uBOL разрешение на чтение и модификацию данных на всех сайтах.
uBOL ещё будет дорабатываться, чтобы устранить обязательное разрешение «Блокировка содержимого на любой странице» при установке расширения, а также реализовать полностью декларативный характер работы.
Блокировка интеграций
Кроме того, в области блокировки рекламы можно упомянуть одно из самых интересных нововведений последних лет — расширения для блокировки интегрированной рекламы внутри видеороликов, например, когда ведущий сам зачитывает сообщение от спонсоров. Расширения вроде SponsorBlock работают по принципу краудсорсинга: первые зрители видеоролика сообщают таймкоды, на которых начинается и заканчивается интеграция — эта информация распространяется остальным пользователям для автоматической промотки.
В программе также есть алгоритм для обнаружения «соседних спонсоров», которые размещаются друг за другом внутри одной интеграции. Зрители могут отменить неправильно заблокированный фрагмент. Вес y каждого следующего голоса x определяется по формуле y=(x+3)0,85.
Базы собранных фрагментов выкладывают в открытый доступ. В целом, проект довольно интересный. Он демонстрирует, что технологическое противостояние в области блокировки рекламы ещё продолжается.