Фантастика про экологические проблемы

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!

Фантасты обрушивают на человечество самые разные катастрофы — от всевозможных эпидемий до угроз из космоса или восстания машин. Не обходят писатели вниманием и экологические проблемы, тем более, что в последние годы о них много говорят, предостерегают, принимают меры для снижения вреда окружающей среде. И, разумеется, это отражается на литературе, в том числе фантастической. И вот — несколько ярких тому примеров.

«Нью-Йорк 2140» Ким Стэнли Робинсон

Темы экологии и заботы об окружающей среде Робинсон затрагивал в своих романах не раз — в том числе до того, как это стало модным. А на страницах «Нью-Йорка 2140» автор особенно углубился в эти волнующие его вопросы. Уровень мирового океана поднимается, небоскребы Нью-Йорка становятся «островами», такой цивилизованный вариант «Водного мира». По сути, это в первую очередь история города. Как и многие другие прибрежные поселения, он был затоплен еще в XXI веке. Но, в отличие от многих других, высотная архитектура Нью-Йорка позволила ему не сгинуть совсем. И теперь, долгие годы спустя, новый образ жизни входит в привычный ритм.

Каждый второй отзыв на эту книгу расскажет, что сюжет здесь — не главное, а некоторые считают, что он вообще не важен. Это раздробленные зарисовки, срез жизни программистов, беспризорных детей, инспектора полиции, звездной девочки и прочих героев. И в результате возникает ощущение некой общности, довольно приятное. Подо всем этим, впрочем, трудно не разглядеть, что идеология заботит автора не меньше, чем экология. Просто настройтесь, что здесь будет много экономики и конфликт богатых и бедных.

По-моему, в результате книга вышла необычная и умная, а особенно подкупает то, с каким вниманием автор относится к деталям. История о городе и история о людях сплетаются в действительно впечатляющее полотно. Характеры у героев сильные и разноплановые, поэтому они позволяют взглянуть на затопленный мир будущего под очень разными углами.

«Год потопа» Маргарет Этвуд

Маргарет Этвуд, пожалуй, уже стала писательницей, которую можно назвать живым классиком. И автор действительно примечательный: владеющий потрясающим чувством языка, рассказывающий смелые сюжеты и создающий глубокие характеры. Меня нельзя назвать фанатом Этвуд, но я признаю, что книги она пишет сильные. И «Год потопа» — одна из них. Условно роман является частью цикла «Орикс и Коростель», но не продолжением, а предлагает иную точку зрения на те же события. Апокалипсис как выбор в пользу прекращения страданий и безумств — интересная тема.

Вкратце — это очень негостеприимный мир, который совсем недавно пострадал от таинственного вируса. Во флэшбеках нам открывается одержимость экспериментами, генной инженерией, вымирающие один за другим виды животных. В центре сюжета оказываются вертоградари, некая секта, которая стала «ответом» на эти условия. Они противостоят обществу потребления, разбили «райский сад» на крыше высотки и смешали в странный коктейль убеждения вегетарианства, заботы об окружающей среде и прав человека. И немного духовности. Но все ли так невинно, как оно выглядит?

Самое сильное в романе — взаимоотношения персонажей и плавный, но очень захватывающий сюжет. Детали мира расплываются на фоне, как при блюре, и их иногда очень не хватает для ощущения погружения. Да, терроризм, генные мутации, ужас-ужас. А кто конкретно у руля и в ответе? Как до этого дошло? Элементы этой мозаики подчас приходится буквально выискивать по книгам. Зато атмосферно и идейно и «Год потопа», и остальные книги цикла действительно производят впечатление.

«Борн» и «Мертвые астронавты» Джеффа Вандермеера

С миром «Борна» мы впервые смогли познакомиться в 2018 году (через год после релиза на английском). Действие романа «Мертвые астронавты» и повести «Странная птица», которые вышли на русском только что, происходят в той же реальности. И она уникальна и великолепна. Это биопанк, где изменения климата — результат множественных экспериментов и вмешательств человеческого разума. Оплотом этого разума и заодно наиболее понятным антагонистом выступает Компания. В «Борне» нам говорят, что когда-то она была всесильна, но, очевидно, продолжает функционировать. В «Мертвых астронавтах» приходит понимание, что ее скверна распространилась далеко за пределы Города без названия — в альтернативные реальности, суб-реальности, даже во сны.

Думаю, «Мертвые астронавты» относятся к числу книг, сюжет которых не поддается полному осознанию с первого прочтения. Буду ли я перечитывать и пытаться снова во всем разобраться? Да, пожалуй. Эта книга производит впечатления. И громче многих других говорит о том, каким болезненным саморазрушением подчас занимается человечество. Она вызывает ощущение горечи, обреченности и надежды в то же время. «Борн» дается легче, он более линеен, понятен и человечен. Там декорации были странными и подчас немного сумасшедшими, но сюжет куда более незамысловат. В его основе лежит вопрос «как остаться людьми в мире, где не осталось места человеческому?». В общем, его я решительно рекомендую к прочтению, это развлекательное чтение с умом. «Мертвых астронавтов» — уже тем, кто не боится сложностей.

«Водяной нож» и «Разрушитель кораблей» Паоло Бачигалупи

В 2010 вышел роман «Разрушитель кораблей», положивший начало одноименной трилогии. Там Паоло Бачигалупи, как и Ким Стэнли Робинсон, решил «топить» мир, по крайней мере, отдельные его регионы. Хотя центральной темой становится само по себе истощение ресурсов планеты и, соответственно, «охота за сокровищами» на развалинах былой цивилизации. И, опять же, как и у Робинсона, в трилогии Бачигалупи ребром встает вопрос пропасти между богатыми и бедными, которая после катастрофы становится только более глубокой.

Героями здесь выступают подростки, которые мечтают вырваться из существующей системы, разборок банд и дележки старых проводов, где содержался драгоценные цветные металлы. От первой к третьей книге состав героев немного меняется и расширяется география действия, а, следовательно, и «центральная» проблема. Эта трилогия считается подростковой, и, рисуя довольно жестокий мир, автор не делает его беспросветным. Множественные моральные дилеммы решаются персонажами в положительном ключе, и это позволяет сохранить некоторый баланс, при котором книги не вызывают ощущения безнадежности.

«Водяной нож» вышел в 2015, то есть, между второй и третьей книгами «Разрушителя кораблей». Речь здесь тоже пойдет о дефиците ресурсов, а именно — воды. Есть большой соблазн из-за этого противопоставлять «Водяной нож» и трилогию. А еще из-за того, что данный роман, несомненно, является литературой для взрослых: здесь есть пытки, убийства, секс и политика. Но в то же время мы снова в мире богатых и бедных, сравниваем условия и смотрим, на что способны первые, чтобы сохранить свой статус, в то время как задача вторых просто выжить любой ценой. И реальность, в которой то, что раньше казалось чем-то будничным, становится настоящим сокровищем. Данный сюжет более «научно»-фантастический и, в какой-то степени, впечатляющий, потому что действительно хочется пойти и налить себе стакан воды. Просто насладиться тем, что у тебя есть нечто настолько необходимое для жизни в совершенно свободном доступе.

«История пчел» Майя Лунде

Норвежский роман, который причудливо сплетает темы экологии и семьи, макро и микро. История разворачивается в нескольких временных периодах, суммарно охватывая более двух веков. А объединяют их, как понятно из названия, пчелы. Все ведь знают страшную историю о том, что пчелы могут исчезнуть, и тогда у человечества появятся большие проблемы, поскольку некому будет опылять растения? Вот это роман-предостережение. Правда, как мы можем спасти пчел, понятно не стало, зато семейные истории в духе «Отцов и детей» обрисованы довольно красиво.

В качестве героев у нас есть Уильям Сэведж, английский любитель естествознания, который в 1852 году пытается выйти из апатии и прославиться изобретением инновационного улья для пчел. В 2007 году в Америке его далекий потомок Джордж Сэведж держит свою пасеку и хочет, чтобы сын продолжил потомственное дело. А женщина по имени Тао в Китае 2098 опыляет фруктовые деревья, потому что пчелы как раз уже вымерли, и только в Азии есть достаточно людей, чтобы бросить их на выполнение работы, которой раньше занимались невидимые насекомые. И у каждого героя своя семейная драма.

Источник: https://habr.com/ru/post/547926/


Интересные статьи

Интересные статьи

Один из интересных и не очень часто освещаемых вопросов ИТ-менеджмента – расширение команды инженеров и ошибки, которые можно совершить на этом пути. Я сам активно развив...
Всем привет! Сегодня я хотел бы рассказать о проекте по внедрению системы защиты конфиденциальной информации на 5600 автоматизированных рабочих мест. Этот кейс мы реализовали в прошлом...
Я на днях увидел опрос в твиттере, какой век был в 1900-м году, и несмотря на то, что и раньше сталкивался с этой нелогичной ситуацией — опять ответил неправильно. Как и большинство т...
Много всякого сыпется в мой ящик, в том числе и от Битрикса (справедливости ради стоит отметить, что я когда-то регистрировался на их сайте). Но вот мне надоели эти письма и я решил отписатьс...
Среди советов по улучшению юзабилити интернет-магазина, которые можно встретить в инете, один из явных лидеров — совет «сообщайте посетителю стоимость доставки как можно раньше».