FDA одобряет. Генная терапия для лечения серповидно-клеточной анемии

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Еще лет 8 назад технология CRISPR-cas9 звучала как что-то новое в новостях и СМИ. Генетические ножницы, которые позволяли или редактировать геном, вырезая из него дефектные гены. Или апгрейдить тело, вшивая в ДНК гены, которых там никогда не было. И если 8 лет назад технология была экспериментальной, то сегодня она получила еще одно одобрение для использования на практике.

Для чего используется генная терапия?

Впервые FDA одобрило два метода клеточной генной терапии для лечения редкой, но потенциально смертельной серповидно-клеточной анемии. Это также первый одобренный метод лечения, использующий технологию редактирования генома CRISPR-Cas9. Это само по себе символизирует инновационный прогресс в области генной терапии и регенеративной медицины.

СКА и сопутствующие проблемы

Серповидно-клеточная анемия (СКА) — это группа наследственных заболеваний крови, которые влияют на гемоглобин, белок, переносящий кислород в эритроцитах. У человека с СКА гемоглобин мутирует, в результате чего эритроциты становятся твердыми, липкими и имеют С-образную форму, напоминающую серп. Серповидные клетки умирают преждевременно, что вызывает нехватку эритроцитов. 

Более того, из-за своих физических особенностей они склонны оседать в мелких кровеносных сосудах, закупоривая их и лишая ткани и органы кислорода. Это может вызвать сильную боль и повреждение органов (вазоокклюзионный криз) и может привести как к инвалидности, так и смерти.

Современные методы лечения СКА сосредоточены на предотвращении и лечении последствий самого заболевания: боли и осложнений вазоокклюзионных кризов, таких как потеря зрения, инсульт и анемия. Но теперь, впервые, FDA улучшило прогноз для людей с СКА, одобрив два клеточных генных метода лечения, Casgevy и Lyfgenia, в качестве лечения этого заболевания. 

Вместе с этим, превентивный потенциал биотехнологий помогает не только избегать заболеваний, но и преждевременного старения внутренних органов. Достаточно только грамотно отслеживать биомаркеры старения.

Комментарий от FDA

Серповидно-клеточная анемия — это редкое, изнурительное и опасное для жизни заболевание крови, провоцирующее у человека каскад жизненно важных потребностей, которые практически невозможно удовлетворить.

И мы рады продвинуться в этой области. Рады, что можем облегчить жизнь людей, состояние которых серьезно нарушено из-за этого заболевания. И теперь у них есть шанс на лучшую жизнь, с этими двумя методами клеточной генной терапии. 

Генная терапия обещает обеспечить более целенаправленное и эффективное лечение, особенно для людей с редкими заболеваниями, для которых уже существующие варианты лечения — малоэффективны.

Записано со слов Николь Верден, директора Управления терапевтических продуктов Центра оценки и исследования биологических препаратов FDA.

Генная терапия и механизмы её работы

Касгеви и Лифгения – два названия препаратов, что одобрены для лечения пациентов с СКА в возрасте от 12 лет и старше. Оба препарата изготавливаются из стволовых клеток крови самих пациентов. Клетки собираются, затем модифицируются и возвращаются пациенту в виде инфузии одной полноценной дозы. Перед инфузией пациентам проводят высокодозную химиотерапию для удаления дефектных клеток из костного мозга и замены их модифицированными клетками. Это конечно не философия биохакинга человека, а скорее метод буквально генетического улучшения работы организма.

Принцип работы препарата Лифгения

Лифгения использует лентивирусный носитель для доставки генов в организм пациентов с вазоокклюзионными кризами. Лентивирусы — это РНК-содержащие вирусы, полученные из вируса иммунодефицита человека (ВИЧ). При этом их модифицировали так, что они не способны продуцировать вирус после заражения клетки-хозяина. На фоне этого обычные добавки для улучшения крови, как гинкго билоба или препарат ресвератрол кажутся вообще космической пылью.

Гемопоэтические стволовые клетки пациента генетически модифицируются для производства гемоглобина, полученного с помощью генной терапии. В результате человек получает HbAT87Q, который функционирует как гемоглобин А, то есть гемоглобин, вырабатываемый человеком без СКА. 

Но опять же, речь идет о вопросах вероятности. Эритроциты, содержащие HbAT87Q, с меньшей вероятностью образуют серпы и препятствуют кровотоку. Чего достаточно для лечения последствий заболевания.

Принцип работы препарата Касгеви

Вместе с тем, что Касгеви стал одним из первых генных методов лечения СКА, одобренных FDA, он стал первым одобренным методом лечения в этой области, использующим технологию редактирования генов CRISPR/Cas9. 

После модификации гемопоэтических стволовых клеток пациента с помощью CRISPR/Cas9 для производства повышенного количества фетального гемоглобина (HbF) их трансплантируют обратно пациенту.

Новые клетки надежно прикрепляются к костному мозгу и приступают к размножению. Увеличение HbF облегчает доставку кислорода и предотвращает серповидное образование эритроцитов.

Результаты клинических исследований

Оба метода лечения прошли клинические испытания для оценки безопасности и эффективности. При применении Касгеви у 93,5% пациентов не наблюдалось тяжелых эпизодов вазоокклюзивного криза в течение как минимум 12 месяцев подряд в течение двухлетнего периода наблюдения. 

Наиболее распространенными побочными эффектами были низкое количество тромбоцитов и лейкоцитов, язвы во рту, тошнота и рвота, скелетно-мышечная боль, боль в животе, головная боль и зуд.

При использовании Лифгении у 88% пациентов наблюдалось полное отсутствие вазоокклюзионных явлений в период от шести до 18 месяцев после лечения. Наиболее распространенные побочные эффекты: стоматит, низкий уровень тромбоцитов, лейкоцитов и эритроцитов, что вызвано химиотерапией и основным заболеванием. Также, у пациентов, принимавших Лифгению, возник рак крови, поэтому в маркировку препарата включено предупреждение «черный ящик» с информацией об этом риске.

Выводы про генную терапию крови

Заявки на препараты Casgevy и Lyfgenia получили статус приоритетного рассмотрения, препарата для лечения редких заболеваний, ускоренной процедуры одобрения и передовой терапии регенеративной медицины . Это означает, что, среди прочего, FDA сочло целесообразным одобрить методы лечения, чтобы «заполнить неудовлетворенную медицинскую потребность» и «предоставить пациентам важные новые лекарства», чтобы «лечить, модифицировать, обратить вспять серьезное или угрожающее жизни заболевание»

Для сторонников заговора: статус «препарат для лечения редких заболеваний»  присваивается лекарствам, которые нацелены на аудиторию в менее чем 200 000 человек в США (СКА поражает примерно 100 000). Этот статус прямо указывает на то, что лекарство не станет источником прибыли в течение семи лет после его одобрения.

Источник: https://habr.com/ru/news/779946/


Интересные статьи

Интересные статьи

Каждый четвёртый ребёнок проводит в гаджетах всё свободное время. Чаще всего дети играют в видеоигры (в 76% случаев) или смотрят видео (в 70% случаев).Многим родителям не нравится, как их чадо целый д...
Сегодня пятница, а значит, самое время подумать об отдыхе. У всех нас он разный, но многих объединяет любовь к играм. Поиграть раз в неделю или устроить многочасовой игровой марафон — без разницы, в...
Люди часто жалуются, что их работа не имеет особого смысла и не приносит большой пользы. Мол, её можно вообще не делать — и практически ничего не изменится. Никому не станет хуже. Но мало кто н...
По моему мнению язык Ruby перестал быть популярным как в 2012 — 2014 году и поэтому у меня возникло желание пока про язык совсем не забыли, попробовать его снова донести в массы, ведь Ruby по м...
Работа, опубликованная в Nature Medicine учёными из National Cancer Institute (NCI), описывает новый тип иммунотерапии, который привёл к полному исчезновению опухолей у женщины с метастатиче...