Думаю, многие читатели хаба по android-разработке слышали, что Java позволяет в рантайме через ClassLoader модифицировать dex уже установленного приложения. С помощью этого можно в рантайме подгружать скомпилированный код и использовать его. Но Google к таким махинациям относится, мягко говоря, не слишком лояльно и банит уличённые в подобном приложения.
Однако есть альтернативные способы загрузки и выполнения скриптов на мобильном устройстве. За подробностями под кат!
Итак, хотя мы не можем обновлять dex приложения в рантайме, мы можем воспользоваться интерпретаторами скриптовых языков, которые написаны целиком на Java. Так Oracle, начиная с 6 версии, включает javascript движок Rhino в состав JVM. Произошло это благодаря реализации спецификации JSR-223, которая декларирует поддержку в Java скриптовых языков программирования.
На текущий момент существует несколько встраиваемых движков для таких популярных языков программирования как: Lua (Luaj), Python (Jython), Ruby (Jruby) и java-script (Rhino, ...). Каждый из них позволяет как выполнять скрипты, так и обращаться к функциям, написанным на Java.
В качестве демонстрации возможностей я предлагаю реализовать “среду” разработки. Ссылку на исходники оставлю в конце статьи. Чтобы не загромождать пример, остановлюсь на Lua, хотя, ничто не мешает подключить все движки одновременно и переключаться между ними. Актуальная на момент написания статьи версия JLua доступная в mvnrepository: org.luaj:luaj-jse:3.0.1.
Каждая уважающая себя среда разработки должна иметь поле для ввода скрипта, поле для отображения результата и кнопочку, позволяющую выполнить своё детище.
UI уважающей себя среды разработки:
<?xml version="1.0" encoding="utf-8"?>
<androidx.constraintlayout.widget.ConstraintLayout xmlns:android="http://schemas.android.com/apk/res/android"
xmlns:app="http://schemas.android.com/apk/res-auto"
android:layout_width="match_parent"
android:layout_height="match_parent">
<EditText
android:id="@+id/scriptInput"
android:layout_width="0dp"
android:layout_height="0dp"
android:gravity="top|start"
android:hint="@string/write_script"
android:inputType="textMultiLine"
android:padding="4dp"
android:textColor="#000000"
app:layout_constraintBottom_toTopOf="@id/scriptOutput"
app:layout_constraintEnd_toEndOf="parent"
app:layout_constraintStart_toStartOf="parent"
app:layout_constraintTop_toTopOf="parent" />
<TextView
android:id="@+id/scriptOutput"
android:layout_width="0dp"
android:layout_height="0dp"
android:hint="@string/script_output"
android:padding="4dp"
android:textColor="#000000"
app:layout_constraintBottom_toTopOf="@id/executeButton"
app:layout_constraintEnd_toEndOf="parent"
app:layout_constraintStart_toStartOf="parent"
app:layout_constraintTop_toBottomOf="@id/scriptInput" />
<Button
android:id="@+id/executeButton"
android:layout_width="0dp"
android:layout_height="48dp"
android:text="@string/run_script"
app:layout_constraintBottom_toBottomOf="parent"
app:layout_constraintEnd_toEndOf="parent"
app:layout_constraintStart_toStartOf="parent" />
</androidx.constraintlayout.widget.ConstraintLayout>
Для того, чтобы выполнить Lua-скрипт, нам надо получить глобальное окружение, в котором он будет выполняться, — Globals. Luaj позволяет настраивать его, например, устанавливая переменные или добавляя биндинги на Java-классы. Важной возможностью для нас тут будет задание потоков вывода сообщений, потому что по-умолчанию используется java.lang.System.out, java.lang.System.err, что не совсем удобно, когда нужно вывести результат выполнения в TextView. Чтобы это изменить нужно переопределить значения Globals#STDOUT и Globals#STDERR.
Таким образом, теперь нам остаётся только загрузить наш скрип в окружение и выполнить его.
Так это выглядит в моем примере:
private fun runLua(script: String) {
val charset = StandardCharsets.UTF_8
val globals = JsePlatform.standardGlobals()
val outStream = ByteArrayOutputStream()
val outPrintStream = PrintStream(outStream, true, charset.name())
globals.STDOUT = outPrintStream
globals.STDERR = outPrintStream
try {
globals.load(script).call()
scriptOutput.setTextColor(Color.BLACK)
scriptOutput.text = String(outStream.toByteArray(), charset)
} catch (e: LuaError) {
scriptOutput.setTextColor(Color.RED)
scriptOutput.text = e.message
} finally {
outPrintStream.close()
}
}
Теперь попробуем расширить набор доступных функций возможностью показать Toast, используя упомянутую привязку Java классов. Сделать это легко, используя CoerceJavaToLua:
globals.set("bubble", CoerceJavaToLua.coerce(Bubble(this)))
...
private class Bubble(private val context: Context) {
// called from lua
fun show(message: String) {
Toast.makeText(context, message, Toast.LENGTH_SHORT).show()
}
}
Результат у меня получился такой:
Таким образом, на небольшом примере мы рассмотрели возможность выполнения скриптов внутри мобильного приложения. Пытливый читатель может догадаться, что скрипты можно загружать из ассетов, ресурсов приложения или с сервера. Что может быть полезным, например, в играх. Благо, luaj совместима с одним из самых популярных игровых java фреймворков — Libgdx. В целом, сфера применения тут ограничивается только фантазией разработчика.
→ Исходники примера
→ Luaj
→ Jython
→ Jruby
→ Rhino (android wrapper)