ГАЗ-3102 «Волга» — легенда советского автопрома

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!

Здравствуйте, товарищи. Сегодня речь пойдёт о, можно сказать, легенде советского и российского автопрома-ГАЗ «Волга» 3102. Как начиналась разработка модели, почему она не достигла целей, поставленных производителем, но пользуется большим уважением среди советских и российских автолюбителей? Разбираемся в этой статье.

Предпосылки и причины разработки

 А начнём мы с общей ситуацией на ГАЗ. Как известно, одним из самых узнаваемых автомобилей это завода является ГАЗ-24 «Волга», которая производилась серийно с 1968 года. Уже с конца 60-х годов инженеры стали задумываться об обновлении этой модели, но должной поддержки со стороны Минавтопрома СССР не получили ввиду нескольких причин:

  1. Все средства бросались на постройку нового автогиганта Тольятти-ВАЗа

  2. Топливные и экономические кризисы начала 70-х годов (1973 г.)

  3. ГАЗ-24 был ещё не устаревшей моделью и не требовал радикальных изменений.

ГАЗ-24
ГАЗ-24

Но зачем же тогда нужна была новая модель, ведь ГАЗ-24 до сих пор катался по дорогам и души не чаял? Ответ простой: новый автомобиль должен был конкурировать с европейскими производителями по всем параметрам: качеству, безопасности, экологичности и экономичности, экстерьеру. Так началась разработка прототипа-ГАЗ-3101

Первые шаги

            В 1973 году был представлен прототип новой модели-ГАЗ-3101. Он был построен на платформе ГАЗ-24, боковые части кузова были унифицированы с предыдущей моделью согласно рамкам, поставленным Минавтопромом. Однако инженеры и дизайнеры смогли поработать над автомобилем, придав ему другой вид.

ГАЗ-3101
ГАЗ-3101

ГАЗ-3101 значительно отличался от предшественника не только интерьером и внешним видом, но и силовыми агрегатами. Так в автомобиле планировали ставить  3-литровый V6 (136 л.с.) с автоматической или 4-ступенчатой механической коробкой передач собственного производства. ГАЗ-3101 также приобрёл улучшенные силовые агрегаты подвески, благодаря чему машина стала более управляемой и выносливой.

Много было изменений и в салоне новой «Волги»: новый уровень потребительского комфорта должен был понравится иностранцам. Улучшилась эргономика салона, а также материалы и их качество. Появились новые для советского автопрома и привычные для европейского ГУР, электрический обогрев заднего стекла.

Салон новой "Волги"
Салон новой "Волги"

Немало важным фактом является замена тормозов с обычных барабанных на дисковые передние. ГАЗ купил лицензию на технологии производства тормозов фирмы Girling. Особенностью этих тормозов являлось то, что четырехпоршневые суппорты были соединены с задним контуром. При разгерметизации переднего контура это позволяло сохранить работоспособность тормозов.

Значительно изменились меры по обеспечению безопасности пассажиров: в новой модели появились сминаемые зоны кузова, утопленные ручки дверей, бензобак был перемещён за спинку заднего сиденья.

По данным некоторых источников, некоторые модификаций ГАЗ-3101 оснащались двигателем V8 объёмом 4 литра, что, конечно, неплохо, если бы не одно но. Почему ГАЗ-3101 был сменён на ГАЗ-3102, и куда же подевались относительно мощные V-образные шестёрки и восьмёрки?

Провал 3101 и выпуск 3102

По идее, новая «Волга» должна была стать чем-то промежуточным между ширпотребными ГАЗ-24 и дорогими лимузинами, и, прежде всего, рассчитывалась не на частных покупателей, а членов различных бюро. В том числе поэтому инженеры пытались сделать её комфортной и достаточно мощной. Но они не учли тот факт, что V-образные двигатели концерн производить не мог, ведь денег было немного по вышеописанным причинам.

Вследствие этого пришлось устанавливать двигатель от предыдущей модели, модернизировав его. Не будем углубляться в подробности, так как этих модернизаций было огромное количество(можно посмотреть по ссылке: https://www.gaz3102.ru/ ). Почти все эти вариации, кроме поздних, карбюраторных, объединяло одно-наличие форкамеры. Что же это такое?

В камере сгорания каждого цилиндра конструктивно предусмотрели дополнительный объем – форкамеру, в которую подавалась обогащенная смесь, в то время как в обычной камере сгорала сильно обеднённая. Такое нововведение и потребовало внедрение совершенно другого трехкамерного карбюратора, а также дополнительного впускного клапана для форкамеры. По-другому такая система называлась зажиганием форкамерно-факельного типа. Она была разработана почти полностью советскими инженерами. Но зачем же она была нужна?

Такая система позволила инженерам сделать машину более экологичной и экономичной, что подходило под требования мировых норм по выбросам. Единственными минусами были сложность ремонта и перегревание двигателя. Последняя проблема была вскоре решена заменой существующей системы охлаждения на более выносливую.

К сожалению, от автоматической коробки передач также пришлось отказаться, в связи с затратами на их разработку. Повезло, что хоть ГУР и электрообогреватель заднего стекла оставили, хоть и не на всех машинах. Кондиционера в ГАЗ-3102 также не было.

И вот, в 1982 году началась серийная сборка ГАЗ-3102. Ещё в 1980 году эти автомобили были опробованы в спецслужбах, где прошли все испытания. Казалось бы, всё было неплохо: новая «Волга», хоть и не предназначалась для обычного потребителя, но произвела приятное впечатление на всех автолюбителей, как внешним видом, так и внутренностями. Но не тут-то было.

Через некоторое время после успешного выпуска новой модели, в жаркий летний день 25 июля 1983 года, по данным технологического директора ГАЗ Николая Андреевича Пугина, произошли четыре аварии, связанные с отказом тормозов. Так как аварии случились далеко не с последними лицами государства, если бы руководство ГАЗа не решило бы эту проблему, то им грозила бы тюрьма. Конечно же, никто этого не хотел.

Было предпринято много попыток исправить ошибку, но ничего не получалось. И только через некоторое время стало понятно, в чём проблема-в тормозной жидкости. Техническое обслуживание автомобиль должен был проходить раз в два года, а то и чаще, согласно требованиям производителя. Там менялась также и тормозная жидкость. Быстро выяснилось, что вместо рекомендованных заводом тормозных жидкостей «Нева» с температурой кипения 190 градусов по Цельсию и «Томь» (205 градусов), в автобазах привычно лили БСК, как в 24‑е «волги». Поэтому жидкость «вскипала», и тормоза переставали работать. Хорошо, что это получилось достаточно быстро исправить, и головы в разные стороны не полетели. В будущем Николай Андреевич стал директором ПО «ГАЗ»

Итоги

Ну что же? Резюмируем всё описанное выше:

  1. Разработка новой Волги началась в конце 60-х годов, но шла медленно из-за политических и внутренних проблем

  2. Был прототип ГАЗ-3101, который должен был стать новой Волгой, конкурирующей с западными автомобилями, но не стал.

  3. С 1982 года начался серийный выпуск новой ГАЗ «Волга» 3102, отличающейся от предыдущей модели эргономикой салона, улучшенным на 7-10 лошадей, более экономичным и экологичным двигателем с форкамерой, лучшей ходовой, тормозами Girling, ГУРом, электрообогревом задних стёкол, безопасностью и, конечно же, внешним видом.

  4. Новая Волга предназначалась только для партийных работников и спецслужб.

          Продажи этого автомобиля простым людям начались только после распада СССР, когда она уже не пользовалась таким ажиотажем вследствие прихода иномарок. Но выпуск этого автомобиля продолжался ашь до 2008 года. И вот характеристики ГАЗ-3102 2008 года:

  • 2.3 литра, 131 л.с., бензин, МКПП, Задний (Мотор ЗМЗ-4062.10)

  • 2.4 литра, 137 л.с., бензин, МКПП, Задний (Мотор EDZ)

  • 2.5 литра, 152 л.с., бензин, МКПП, Задний (Мотор ЗМЗ-4052.50)

Итого: ГАЗ 3102 «Волга» - очень интересный и знаменитый автомобиль, который безоговорочно является одним из символов Советского Союза и России.

Более подробную информацию по технике ищите по ссылке.

ГАЗ-3102 активно использовался спецслужбами
ГАЗ-3102 активно использовался спецслужбами

Источник: https://habr.com/ru/articles/748104/


Интересные статьи

Интересные статьи

В наши дни никого не удивить различными видами контрольно-кассовых машин (ККМ) и терминалов, фиксирующих кассовые операции, выдающих чеки, направляющих данные сразу в ФНС и обладающих целым набором др...
В наше время под игровыми смартфонами принято понимать девайсы с мощным железом, большими дисплеями, хорошим разрешением. И всё вроде бы отлично: полноценные порты таких игр, как Genshin Impact ил...
У Андрея Николаевича Туполева была мечта: построить сверхзвуковой пассажирский лайнер. Первый полёт этот самолёт совершил 31 декабря 1968 года — и это был первый в мире пассажирский сверхзвук. ...
Мне захотелось поделиться своим опытом возвращения механической клавиатуре IBM Model F XT 1983 года ее былого шика. Я от и до расскажу вам весь процесс, включая описание шагов, ошибок...
Кто хоть раз слышал звук модемного подключения к интернету по телефонной линии, никогда его не забудет. Для непосвященных это не слишком мелодичное сочетание звуков. Для тех, кто зависел от мод...